Земельно правовые нормы понятие особенности

Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы:

  1. гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. Условие не обязательно должно быть подробным описанием. В земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земельного участка является гражданин или государственная, общественная организация. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается;
  2. диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий;
  3. санкция, которая указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы — без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм:

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;
  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;
  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Виды земельно-правовых норм, их составные элементы

Главная > Контрольная работа >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

«Виды земельно-правовых норм, их составные элементы»

Понятие нормы земельного права………………. ………………………………. 4

Признаки нормы земельного права……………………………. ………………….6

Структура нормы земельного права…………………………………………..……8

Классификация норм земельного права………………………………………. 10

В течение тысячелетней истории развития человечества земля играла и продолжает играть важнейшую экономическую, политическую и социальную роль в жизни людей. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей. Одновременно – это уникальный природный ресурс, который является главным объектом хозяйственной деятельности человека. Широкий спектр общественных отношений по поводу использования и охраны земли и связанных с ней объектов (недр, лесов, воды) и объектов искусственного происхождения (зданий, строений, сооружений) рассматривается как сфера земельных отношений. Земельные отношения представляют собой особую сферу общественных отношений, основой которых являются отношения собственности.

Земельные отношения в целях придания им устойчивости и определенности подвергаются воздействию со стороны государства посредством различных организационных, экономических и иных мер. Правовые средства, с помощью которых оказывается воздействие на поведение участников земельных отношений, составляют в своей совокупности механизм земельного права, важнейшим элементом которого являются земельно-правовые нормы. Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на рациональное использование земли и ее охрану.

В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели более сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (зданий, сооружений и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других природоресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.

Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Как будто все просто: поступай так, как записано в той или иной статье, пункте закона или иного нормативного акта. Но как быть, если правовая норма связана с другими нормами и не может без них применяться? Если она не содержит санкций за ее нарушение? Если заинтересованные стороны по-разному толкуют ее смысл? Поэтому полезно знать, какие бывают земельно-правовые нормы, как они формулируются, какова их структура.

ПОНЯТИЕ НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.

Норма земельного права – это строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права – управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля – имущество, по использованию которого в определенной части отношения могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, к регулированию земельных отношений привлекается метод административного права с его властными предписаниями о порядке проведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной регистрации прав на землю, зонирования земель, ведения государственного земельного контроля.

Вопрос о разграничении сферы действия норм гражданского, земельного и административного законодательства при регулировании земельных отношений возникает потому, что не ко всем земельным отношениям допустимо применение норм гражданского или административного права. Поскольку закон допускает сделки с землей, и она становится объектом товарного оборота, возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений. В Указе Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. установлено, что совершение сделок с землей регулируется гражданским законодательством, но с учетом требований земельного и иного специального законодательства (п. 1 Указа). Далее, правила о купле-продаже земли допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Но существуют и запреты, установленные земельным законодательством. Не подлежат продаже в частную собственность земельные участки, имеющие важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законе, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обычно возможно применение норм гражданского законодательства к родственным земельным отношениям.

Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству, если те или иные отношения, связанные с использованием земли, регулируются гражданским законодательством. Но для применения норм гражданского законодательства не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы нормами гражданского права.

Безусловно, нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные отношения, хотя бы и родственные по своему характеру с гражданскими, урегулированы непосредственно и достаточно определенно нормами земельного законодательства. Так, земельный закон устанавливает, порядок платного и бесплатного предоставления земельных участков, указывает, кому они предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы решены в Земельном кодексе. Следовательно, необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет и быть не может. Другое дело, например, отношения, связанные с возмещением убытков пользователям земли, при определении которых всегда применяются исходные положения Гражданского кодекса о полном возмещении вреда и о возможности неполного возмещения лишь в случаях специально оговоренных в законе.

ПРИЗНАКИ НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Норма земельного права имеет следующие признаки:

общеобязательность, то есть она рассчитана на упорядочение поведения не одного, а многих заранее не персонифицированных лиц. Неконкретность адресата — вот то, что ее отличает, допустим, от судебного решения или акта органа налоговой полиции, где содержится предписание уплатить налоги в двойном размере. Но надо обратить внимание и на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридической силы соответствующей нормы права, то есть её места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в различных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта. Так, высшую юридическую силу всегда имеют нормы конституции — основного закона;

формальная определенность — ещё один важный признак правовой нормы. Норма права призвана регулировать отношения между людьми. С этой целью определяются общие правила поведения (нормы), соблюдение которых предписывается членам общества. Эти правила всегда формально оформлены, то есть нормы права имеют государственно-признанную форму выражения: форму закона, обычая, нормативного договора и т. д. При этом форма права неотделима от ее специфического правового содержания. Необходимо иметь в виду, что форма права выражается в целостной регулирующей нормативной системе, пронизанной единым духом — принципами, общими положениями, едиными общими регулятивными началами, единым правовым порядком, особым, на каждом участке, правовым режимом. Нормативность означает также, что установленное правило носит общий характер, то есть распространяется на определенный круг лиц и будет применяться всякий раз, когда наступят предусмотренные ею обстоятельства;

— ещё один признак правовой нормы — неоднократность (или многократность) её действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Она обращена в будущее и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации;

— следующий признак правовой нормы — это ее системность. Норма права всегда представляет собой часть единого целого — правовой системы. Только в рамках системы норма права может функционировать и решать стоящие перед ней задачи. Вне системы норма права может рассматриваться лишь на теоретическом уровне. Свои же подлинные правовые свойства она обретает в органичном единстве с другими нормами и иными правовыми явлениями.

— и, наконец, такой признак, как возможность обеспечения нормы права силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе. Чтобы этого не произошло, общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство. Оно же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает дисбаланс в обществе. Реакция государства может быть различной: сильной, жестокой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, освобождение от должности и др.), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (выговор, предупреждение, общественное осуждение).

Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы и сосредоточены в этих структурах.

4.3. Земельно-правовые нормы

Однако недостаточно только закрепить эт,и нормы права, необходимо также создать эффективный механизм их реализации. Админис-тративный механизм реализации земельно-правовых норм в своей основе императивный подход к поведению участников земельных отношений. Одной из мер административного воздействия, имеющего целью обеспечить рациональное использование и охрану земель, является установление твердого порядка и предоставления

земельных участков. Кроме того, среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за земли, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми предприятиями, организациями и учреждениями, гражданами и иностранцами требований земельного законодательства в области охраны и использования земель.

Существует также экономический механизм правового регулирования земельных правоотношений. Он складывается из мер позитивного и негативного характера. Первые получили закрепление в законодательстве в виде экономического стимулирования пользователей земельных участков действовать в соответствии с земельно-правовыми нормами. Вторые оказывают влияние на экономический интерес пользователя через изъятие у него части получаемого от земли дохода. В частности, выделяются такие меры негативного характера, как взимание платы за пользование землей, а также взимание платы за вынужденное по объективным обстоятельствам загрязнение земель.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Тема III Земельно-правовые нормы и правоотношения.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма – норма права, регулирующая земельные отношения, содержащаяся в источниках земельного права. Таким образом, земельно-правовая норма обладает всеми признаками правовой нормы, или нормы права:

— регулирует общественные отношения;

— регулирует типичные по своему характеру отношения;

— обращена неопределенному (непоименованному) кругу лиц;

— обладает формальной определенностью;

— зафиксирована в нормативно-правовых актах;

— обеспечена силой государственного веления и принуждения.

Особенность земельно-правовых норм детерминирована спецификой земельных отношений, которые, в свою очередь, обусловлены уникальностью объекта правового регулирования, которым является земля как основа жизни и деятельности народов, населяющих соответствующую территорию, и проявляет себя одновременно как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество (см. Тему I).

В связи с тем, что земельное право является комплексной отраслью, как система правовых норм, оно состоит из различных по своему характеру норм права, связанных между собой.

Как идеальная конструкция, земельно-правовая норма представляет единство трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Однако по способам фиксации земельно-правовые нормы можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы обращены ко всем участникам земельных правоотношений и устанавливают земельный правопорядок.Они определяют позитивное поведение субъектов, объем их субъективных прав и обязанностей в земельных правоотношениях. В связи с этим структура регулятивной нормы двухсоставная и представляет единство гипотезы и диспозиции.

Большая часть положений ЗК РФ и других нормативных актов, входящих в систему земельного законодательства, относится именно к регулятивным нормам. Предписывающие, дозволяющие, управомачивающие, обязывающие или запрещающие нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны земли могут также содержаться и в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям законодательства, однако в этом случае они будут входить в состав норм земельного права. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 101 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только земельным, но и лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель водного фонда, наряду с земельным, регулируется водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ). Нормы земельного права содержаться также и в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ) – о порядке использования и охране земель, предназначенных и использующихся для застройки. Нормы, определяющие виды и порядок использования садовых, огородных, дачных земельных участков, содержаться в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», хотя его нужно отнести скорее к гражданскому, чем к земельному законодательству. Перечень таких примеров можно продолжить[1].

Охранительные нормы направлены на защиту и охрану правопорядка, установленного регулятивными нормами.Таким образом, они обращены к участникам правоотношений, которых можно квалифицировать как «правонарушители», т.е. к лицам, которые совершили виновное противоправное деяние в области земельных отношений. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов[2]. В состав охранительной нормы обязательно входит указание на меру ответственности за нарушение правила поведения, охраняемого государством, то есть санкция.

Нужно отличать, нормы, направленные на охрану земель, которые по своему характеру являются регулятивными, так как устанавливают обязанности или запреты для лиц, использующих земельные участки и, направленные на охрану земельного правопорядка. Большая часть охранительных норм содержится в соответствующих законах, определяющих состав земельных правонарушений и санкции за земельные правонарушения: в Уголовном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском кодексе РФ. Однако часть охранительных норм содержится в ЗК РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Их специфика заключается в том, что в качестве санкции применяется изъятие земельного участка, таким образом, сама санкция носит земельно-правовой характер, а не административный, уголовный или гражданско-правовой.

По способу (методу) воздействия на участников правоотношений нормы права подразделяются на диспозитивные и императивные. Метод регулирования является одним из критериев деления норм по отраслям. В связи с этим, классические отрасли преимущественно используют какой-то один из методов – либо императивный, либо диспозитивный, поэтому императивный метод получил также наименование «административный», а диспозитивный – «частноправовой».

Земельное право является комплексной отраслью. Это обуславливает наличие как диспозитивных, так и императивных норм в его составе. Диспозитивным методом регулируются земельные отношения, которые возникают между равноправными субъектами. Прежде всего, это отношения между собственниками земельных участков или иными правообладателями по поводу реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Земельные отношения в области охраны и защиты земли как природного объекта и природного ресурса регулируются преимущественно императивными нормами. В таких отношениях одним из участников является государство в лице своего компетентного органа, либо иной управляющий орган, уполномоченный государством выполнять функции управления земельными отношениями (например, орган местного самоуправления).

Можно выделить и иные виды земельно-правовых норм:

— нормы-принципы, определяющие общие начала регулирования земельных отношений;

— отсылочные нормы, то есть содержащие отсылки к другим статьям того же закона, либо к другим нормативно-правовым актам[3];

— дефинитивные, то есть закрепляющие легальные определения юридических понятий;

— коллизионные, направленные на разрешение противоречий внутри системы права.

Многообразие земельно-правовых норм обусловлено тем, что земельное право самостоятельная комплексная отрасль в системе права России, тесно связанная со многими другими отраслями права. При этом необходимо понимать, что отношениями в обществе по поводу земли приобретают характер земельных правоотношений только в том случае, если они урегулированы нормами земельного права.

Понятие и виды земельно-правовых норм

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством в лице компетентного органа и обеспеченное принудительной силой государства, регулирующее земельные отношения.

Норма права— это особая разновидность социальных норм, имеющая свои особенности:

— всеобщий характер, обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания;

— призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок;

— обязательно должна быть санкционирована (подтверждена) государством, т. е. окончательно она признается правовой только государством;

— обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения;

— имеет форму в виде нормативно-правового акта (формальность);

— в содержании норм четко фиксируется, какие юридические права и обязанности возникают у субъекта права (определенность).

Структура логической нормы включает три элемента: диспозицию, гипотезу,Санкцию. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения — на те права и обязанности, на страже которых стоит государство. Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует. Санкция называет поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы.

Чтобы понять правовую норму, необходимо представить ее назначение и регулятивную возможность, уяснить, к какой разновидности она относится. Существуют различные классификации земельно-правовых норм, но наиболее широкую классификацию, отражающую всю регулятивную возможность и разнообразие норм, дает Е. Н. Колотинская.

Она выделяет следующие виды норм:

прямого действия — не требуют для своего применения дополнительного нормативного акта (например, нормы, определяющие сроки рассмотрения ходатайств об изъятии и предоставлении земель);

непрямого действия — требуют для своего применения дополнительного нормативно-правового акта (напр., для применения нормы закона о государственном контроле за использованием и охраной земель потребовалось принять Положение Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» от 23.12.93 г. № 1362, которым определены органы, осуществляющие контроль, их права и обязанности).

По выполняемым целям и задачам нормы делятся на:

регулятивные (условно), т. к. все нормы имеют регулятивный характер. Эти нормы определяют содержание права и обязанностей;

охранительные— устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

В свою очередь регулятивные нормы (правоустановительные) можно классифицировать на:

запрещающие совершать те или иные действия, нарушать права пользователей земельных участков;

обязывающие совершать те или иные действия (вносить платежи, рационально использовать землю и т. д.);

управомочивающие на совершение определенных действий (предоставление земельных участков в собственность, пользование, аренду);

компенсационные— предусматривают обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных и общественных нужд).

В зависимости от характера предписания и способа воздействия можно выделить нормы:

материальные — устанавливают права и обязанности субъектов земельных отношений;

процессуальные— определяют порядок, процедуру выполнения материальных норм.

Материально-правовые земельные нормы могут быть нормами положительного регулирования, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений. Их можно разделить на регулятивные нормы и нормы-гарантии. Разновидность регулятивных норм мы уже рассмотрели, а нормы-гарантии могут быть в виде:

поощрительных норм— предусматривают экономическое стимулирование, повышение заинтересованности пользователей земель в их рациональном использовании и охране (обычно их выделяют в особый вид);

карательных норм — предусматривают принуждение субъектов земельных отношений к выполнению предписаний регулятивных норм и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.

Особую группу материально-правовых норм, регулирующих земельные отношения, составляют экологизированные земельно-правовые нормы, предусматривающие обязанности субъектов земельных отношений по охране земель и других природных ресурсов от вредного негативного воздействия.

Процессуальные земельно-правовые нормы имеют служебный характер по отношению к материальным. Они определяют порядок, процедуру выполнения материальных норм, т. е. регламентируют порядок деятельности государственных органов при предоставлении земельных участков, порядок проведения землеустройства, ведения мониторинга, государственного земельного кадастра, порядок разрешения земельных споров.

По содержанию процессуальные земельно-правовые нормы делятся на:

— правонаделительные — определяют порядок предоставления земель;

— правообеспечительные — устанавливают порядок проведения землеустройства;

— правоохранительные — регламентируют порядок разрешения земельных споров;

— правопрекращающие— определяют порядок прекращения прав на землю.

Классификация земельно-правовых норм может быть проведена:

— по институтам (право собственности, использование, государственное управление землями и т. д.);

— по объектному признаку (в зависимости от категорий земель: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, земель населенных пунктов и т. д.);

— по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками. Это нормы, предусматривающие права на землю граждан и юридических лиц.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Смотрите еще:

  • Норма жилплощади в москве Нормы жилой площади в Москве Нормы площади в Москве Местные органы самоуправления в каждом регионе устанавливают свои определенные размеры жилой площади. И при расчете данных размеров учитывается специфика […]
  • Кадровая работа на госслужбе Кадровая работа Кадровая работа включает в себя: формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы; подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, […]
  • Открыть ооо или оао Открыть ооо или оао При создании собственного бизнеса очень важно определить, в какой форме лучше всего вести хозяйственную деятельность: открыть ООО или акционерное общество либо работать как индивидуальный […]
  • История судебного процесса россии Судебный процесс по Русской Правде Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса: заклич; свод-отыскание ответчика (следствие); судоговорение; вынесение решения. 1. Заклич – первая, начальная […]
  • Заполнение заявления на разрешение на временное проживание Как заполнить и куда подать заявление на РВП в 2018 году Иностранному гражданину, желающему на длительный период остаться в России, потребуется получить разрешение, позволяющее временно проживать на […]
  • Земельные участки под ижс в самаре Земельные участки под ИЖС в Самаре Самара - Красный Яр, 30 км Подробнее Самара - Красный Яр, 42 км Подробнее Кировский мостовой переход, 30 км Подробнее Самара - Волжский, 26 км Подробнее […]
  • Исковое заявление о признании недействительным свидетельства о праве на наследство Как признать свидетельство о праве на наследство недействительным? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Наиболее […]
  • Списание основных средств в бюджетных организациях рб Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов […]