Закон об ответственности госслужащих

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Закон об ответственности госслужащих

В современной России формирование института государственной службы началось с принятия Указа Президента РФ. Позднее был принят ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательно оформивший данный институт.

Для поддержания нерушимости конституционного строя и обязательного соблюдения всех законов в современном правовом обществе используются не только организационные, но и правовые средства с возможностью применения мер принуждения [20].

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства согласно ст. 1, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль некого инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом [21].

Наиболее очевидными проблемы юридической ответственности государственных служащих предстают тогда, когда процессы утверждения общечеловеческих ценностей и процессы демократизации общества в Российской Федерации сопровождаются количественным и качественным ростом преступлений и правонарушений, совершаемых самими государственными служащими. Актуальность данной темы заключается в том, что ответственность государственных служащих играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении. Это обусловлено тем фактором, что непосредственно законодательное регулирование правового положения государственных служащих по-новому ставит проблему рассмотрения их ответственности как одного из важнейших элементов правового статуса этой категории служащих. Также актуальность обусловлена важностью соблюдения государственными служащими механизма ответственности в современных условиях.

Проблема ответственности государственных служащих ввиду своей многоаспектности в течение многих лет постоянно привлекала внимание широкого круга ученых и специалистов, таких как Б.В. Здравомыслов, В.Ф. Кириченко, Л.А. Сыроватская, Л.А. Чиканова, В.Ш. Шайхатдинов и др.), С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братусь, И.И. Веремеенко, В.Н. Кудрявцев.

Широк круг видов ответственности, под которые подпадают государственные служащие, причем каждый вид имеет свое специфическое назначение. Непосредственно к сфере административного права относятся только два вида ответственности: административная и дисциплинарная. Уголовная ответственность государственных служащих регулируется нормами уголовного права, материальная, в основном, нормами трудового.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления [22]. За неисполнение своих должностных обязанностей, совершение проступка, преступления государственные служащие несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Норма ст. 68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная (за совершение уголовных преступлений), административная (налагается за совершение административных проступков), материальная (налагается за причинение материального ущерба), дисциплинарная (налагается за нарушение служебной дисциплины). Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие – как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— превышение должностных полномочий (ст. 286) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289]) – если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

— дача взятки (ст. 291) – дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

— халатность (ст. 293) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе [23].

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих, на которых распространяется глава 2. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется п. 1 ст. 57, который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от должности; увольнение с государственной службы по специальным основаниям. На военнослужащих распространяются нормы п.26. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними Уставами. Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 [2]). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать некоторые выводы:

Основные проблемы совершенствования механизма ответственности заключаются в двух вопросах: отсутствием в административном законодательстве единого определения должностного лица и «расплывания» норм об административной ответственности из КоАПа в другие нормативные акты. Решением может заключаться в виде принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором были бы четко установлены общие принципы применения административной ответственности на территории РФ [24]. Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых видов ответственности. Главной проблемой в данной сфере является отсутствие в отечественном законодательстве контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которым может быть подвергнут государственный служащий любых органов власти.

[20] Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

[21] Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

[22] Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013. – № 1. – С. 83.

Закон Республики Казахстан от 23.07.1999 N 453-I
«О государственной службе»

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе

Статья 28. Ответственность государственных служащих

1. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, совершение коррупционного правонарушения, превышение должностных полномочии, нарушение государственной и трудовой дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) увольнение с занимаемой должности.

2. Дисциплинарное взыскание:

1) налагается лицами, имеющими такое право в соответствии с должностными полномочиями;

2) не может быть наложено за деяние, совершение которого влечет предусмотренную законом Республики Казахстан иную ответственность;

3) налагается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

3. Административный государственный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

4. Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законами Республики Казахстан.

Плюсы и минусы правительственного проекта Закона о госслужбе

Верховная Рада с 20-й попытки поддержала в первом чтении проект Закона Украины «О государственной службе» № 2490. Внимательно изучив его, приходишь к выводу, что данный законопроект не относит ряд чиновников к категории госслужащих, а также позволяет подрабатывать «на стороне»

Проект Закона учитывает прогрессивные отечественные наработки и успешный опыт реформ в европейских странах.

В данном законопроекте прописаны большинство концептуальных основ профессиональной госслужбы, которые согласуются с европейскими принципами государственного управления. Например, разграничение политических (должности Министра Кабинета Министров Украины и его первого заместителя) и административных (должность государственного секретаря министерства) должностей. Такая модель позволяет парламенту через правительство реализовывать политические программы, при этом госаппарат защищен от кадровых изменений при смене правительства или министра.

В то же время в документе есть ряд норм, которые сводят на нет попытки совершенствования института госслужбы в Украине. Это прежде всего касается нераспространения норм закона на должности советников, помощников, работников патронатных служб (хотя они имеют должностей имеют доступ к государственной тайне), а также установление права государственным служащим временно заниматься другой оплачиваемой работой при условии информирования руководителя.

Кроме того, не отнесение к госслужбе советников, помощников, работников патронатных служб позволяет совмещать работу в государственном органе власти с другим видом деятельности, характер которого может привести к возникновению конфликта интересов в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции», однако будет вне ответственности этого работника и позволит решать личные проблемы, используя прямой доступ к руководящим лицам органа власти, других должностных лиц, а также служебной информации.

Также следует отметить, что для всех публичных служащих, к которым должны быть отнесены эти специалисты, во время пребывания на должностях имеют обязанность регулярно подавать сведения не только о доходах, но и о расходах, что позволит предотвратить незаконное обогащению этих лиц.

В результате должностное лицо, работая в органах власти, однако не будучи госслужащим (соответственно не имея ответственности и обязанностей по закону), имеет доступ к госзаказу, лицензированию, квотированию, регулированию цен и тарифов, предоставлению ряда льгот. что может привести к созданию неравных условий для ведения бизнеса, а следовательно помешает развитию экономики.

Противоречивым является и установление принципа, согласно которому предполагается только информирование руководителя о виде иной деятельности. Без определения критериев, в каких случаях совместная деятельность может привести к возникновению конфликта интересов и отсутствием в законе прямых указаний на конкретные виды и содержание ограничений, это создаст условия, когда начальники отделов и руководители органов государственной власти будут вынуждены согласовывать заявления о предоставлении отпусков и неполной рабочей недели. Большое количество таких случаев приведет к ненадлежащему исполнению задач снижения качества государственной службы и предоставления административных услуг.

Это нивелирует принципы антикоррупционного законодательства, когда совмещение работы в государственном органе власти с другим видом деятельности позволит решать личные проблемы, используя доступ к руководящим лицам органа власти, других должностных лиц, а также служебной информации, в том числе государственной тайны. Действующим законом за совместительство предусмотрено наказание в виде штрафа в 50-100 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией полученного вознаграждения от предпринимательской деятельности.

Кроме того, это создает конфликт при исполнении обязанностей государственного служащего во время работы в негосударственном секторе, поскольку госслужащий должен действовать на основании, в пределах и способом, которые предусмотрены законодательством, в то время как предприниматель обладает более широкими возможностями — действует в любой способ, не запрещенный законом.

Чтобы избежать этих проблем необходимо внести несколько поправок в законопроект. Во-первых, исключить пункт о нераспространении норм закона на должности советников, помощников, работников патронатных служб (п.9 части второй ст.3). Во-вторых, исключить пункт №15 Заключительных и переходных положений относительно установления права госслужащим временно заниматься другой оплачиваемой работой при условии информирования руководителя государственной службы.

Новый закон о госслужбе: ответственность госслужащих, а также увольнения

06.05.2016 1212 0 2

Отныне Закон № 889 (ст. 61) Про державну службу предусматривает кроме соблюдения требований данного Закона еще и выполнение правил внутреннего служебного распорядка. Это одна из составляющих служебной дисциплины. С этой целью приказом Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50 утверждены Типовые правила внутреннего служебного распорядка. Они помогут решить вопросы организации распорядка работы в каждом госоргане с оптимальным определением режима работы в целях рационального использования рабочего времени.

Что касается обязанностей госслужащего в части соблюдения служебной дисциплины, то среди них есть: недопущение несовместимых с его статусом поступков; проявление высокого уровня культуры, профессионализма, выдержки, тактичности, уважения; бережное отношение к государственному имуществу.

Отдельной нормой комментируемого Закона определен механизм привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности. Поскольку руководитель госслужбы несет ответственность за уровень дисциплины, в ст. 63 установлен круг его обязанностей в данной части. Этот руководитель должен не только создать надлежащие условия для выполнения возложенных на госслужащих задач, организовать их работу, воспитать добросовестное отношение к службе, этично вести себя и т. п., но и контролировать выполнение ими непосредственно своих должностных обязанностей.

Обращаем внимание, что на руководителя госоргана возложена ответственность за непринятие им мер по привлечению к ответственности госслужащего (как дисциплинарной, так и административной), а также за осуществленное госслужащим коррупционное правонарушение.

Дисциплинарная ответственность

Основания, при которых могут привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащего, установлены в ст. 65 Закона 889. Определено, что это происходит за совершение должностным лицом дисциплинарного проступка. Виды же дисциплинарных взысканий, которые применяются при совершении дисциплинарных проступков, таковы: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение с должности госслужбы (ст. 66 Закона № 889).

Полная версия доступна только подписчикам

Получите ответ на свой вопрос сейчас и обезопасьте себя от вопросов в будущем. Подпишитесь на электронное издание для бухгалтеров и руководителей Uteka

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Подписаться на квартал

324 грн. / квартал

Подписаться на полугодие

594 грн. / полугодие

экономия 54 грн.

Подписаться на год

экономия 360 грн.

Ответ Вам нужен прямо сейчас?

Бухгалтера доверяют нам — а мы доверяем БУХГАЛТЕРАМ

Закон об ответственности госслужащих

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

(Закон утратил силу на основании Закона
N 889-VIII от 10.12.2015,
кромe статьи 37, что применяется к лицам,
указанных в пунктах 10 и 12 раздела XI Закона
N 889-VIII от 10.12.2015, ВВР, 2016, N 4, стр.43)

О государственной службе

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, охватывающие деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу.

Он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная служба и государственные служащие

Государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия.

Статья 2. Должность и должностное лицо

Должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами в соответствии с настоящим Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Статья 3. Основные принципы государственной службы

Государственная служба базируется на следующих основных принципах:

служения народу Украины;

демократизма и законности;

гуманизма и социальной справедливости;

приоритета прав человека и гражданина;

профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;

персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей и дисциплины;

соблюдения прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления;

соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

Статья 4. Право на государственную службу

Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получившие соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор, или по иной процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Этика поведения государственного служащего

Государственный служащий должен:

добросовестно исполнять свои служебные обязанности;

уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать высокую культуру общения;

не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы либо отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего.

Государственному служащему запрещается:

участвовать в действиях, противоречащих национальным интересам Украины, осложняющих функционирование государственных органов;

совершать действия, которые могут быть расценены как использование своего служебного положения в корыстных целях в собственных интересах, а также действия, которые в соответствии с действующим законодательством считаются коррупционными;

проявлять вопреки интересам дела предубежденность или благосклонность к какому-либо предприятию, учреждению, организации, органу, объединению граждан либо конкретному лицу;

проявлять бюрократизм, ведомственность и местничество.

Раздел II. Государственная политика в сфере
государственной службы

Статья 6. Основные направления государственной политики в сфере государственной службы

Государственная политика в сфере государственной службы определяется Верховным Советом Украины.

Основными направлениями государственной политики в сфере государственной службы является определение основных целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективной работы всех государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Для проведения единой государственной политики и функционального управления государственной службой образуется Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины.

Вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, решаются этими органами.

Статья 7. Орган управления государственной службой

Органом управления государственной службой в государственных органах и их аппарате является Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины.

Главное управление государственной службы при Кабинете Министров Украины:

прогнозирует и планирует потребность государственных органов и их аппарата в кадрах;

обеспечивает совместно с другими государственными органами реализацию общих направлений политики в сфере государственной службы в государственных органах и их аппарате;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты нормативных актов по вопросам государственной службы в государственных органах и их аппарате;

разрабатывает, координирует и контролирует осуществление мер по повышению эффективности государственной службы в государственных органах и их аппарате;

осуществляет методическое руководство проведением конкурсного отбора государственных служащих в государственных органах и их аппарате;

организует обучение и профессиональную подготовку государственных служащих государственных органов и их аппарата;

контролирует соблюдение определенных настоящим Законом условий реализации гражданами права на государственную службу;

организует, координирует и обеспечивает условия для развития научных исследований по вопросам государственной службы.

Статья 8. Координационный совет по вопросам государственной службы

В целях определения путей, средств и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединения всех усилий государственных органов по повышению эффективности государственной службы создается межведомственный совещательный орган — Координационный совет по вопросам государственной службы в государственных органах.

Положение о Координационном совете по вопросам государственной службы в государственных органах утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел III. Правовой статус государственных служащих
государственных органов и их аппарата

Статья 9. Особенности правового регулирования статуса государственных
служащих государственных органов и их аппарата

Правовой статус Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины,

Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины.

Регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законами Украины.

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Основными обязанностями государственных служащих являются:

соблюдение Конституции Украины и иных актов законодательства Украины;

обеспечение эффективной работы и выполнение задач государственных органов в соответствии с их компетенцией;

недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина;

непосредственное исполнение возложенных на них служебных обязанностей, своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей;

сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна при исполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению;

постоянное совершенствование организации своей работы и повышение профессиональной квалификации;

добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, инициатива и творчество в работе.

Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, противоречащего действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме доложить об этом должностному лицу, давшему поручение, а в случае настаивания на его исполнении — уведомить вышестоящее по должности лицо.

Статья 11. Основные права государственных служащих

Государственные служащие имеют право:

пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Украины Конституцией и законами Украины;

участвовать в рассмотрении вопросов и принятии в пределах своих полномочий решений;

получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионального самоуправления необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции;

на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан;

требовать утверждения руководителем четко определенного объема служебных полномочий согласно должности служащего;

на оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, ранга, который ему присваивается, качества, опыта и стажа работы;

беспрепятственно ознакомляться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории;

требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения;

на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда;

на социальную и правовую защиту в соответствий с его статусом;

защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке.

Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

Статья 12. Ограничения, связанные с приемом на государственную службу

Не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые:

признаны в установленном порядке недееспособными;

имеют судимость, которая несовместима с занятием должности;

в случае приема на службу будут непосредственно подчинены или подведомственны лицам, которые являются их близкими родственниками либо свояками; в других случаях, установленных законами Украины.

Статья 13. Декларирование доходов государственных служащих

Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего третьей — седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, представляет по месту будущей службы сведения о доходах и обязательства финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, должно представить также сведения о принадлежащих ему и членам его семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Указанные сведения представляются государственным служащим ежегодно. Порядок представления, хранения и использования этих сведений устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 14. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, порочащий его как государственного служащего или дискредитирующий государственный орган, в котором он работает.

К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

Раздел IV. Прохождение государственной службы в
государственных органах и их аппарате

Статья 15. Прием на государственную службу

Прием на государственную службу на должности третьей — седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, осуществляется на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины.

Порядок проведения конкурса для поступления на государственную службу регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Данные о вакансиях должностей государственных служащих подлежат публикации и распространению через средства массовой информации не позднее чем за один месяц до проведения конкурса.

Запрещается требовать от кандидатов на государственную службу сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством Украины.

Президент Украины, Председатель Верховного Совета Украины, члены Правительства Украины, главы местных государственных администраций имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно штатному расписанию и категории, соответствующей должности (патронатная служба). Порядок пребывания на государственной службе таких лиц устанавливается соответствующими органами.

Статья 16. Ограничения, связанные с прохождением государственной службы

Государственный служащий не имеет права:

заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, или быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, где он работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики);

содействовать, используя свое служебное положение, физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с целью получения за это вознаграждения в денежном либо ином виде, услуг, льгот;

самостоятельно или через представителя входить в состав руководящих органов предприятий, хозяйственных обществ и т. п., организаций, союзов, объединений, кооперативов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

принимать подарки либо услуги от физических или юридических лиц в связи со своей служебной деятельностью.

Государственные служащие не могут принимать участие в забастовках и совершать иные действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа.

Иные ограничения, связанные с прохождением государственной службы отдельными категориями государственных служащих, устанавливаются исключительно законодательными актами Украины.

Статья 17. Присяга государственных служащих

Граждане Украины, которые впервые зачисляются на государственную службу, принимают Присягу следующего содержания:

«Полностью сознавая свою высокую ответственность, торжественно клянусь, что буду верно служить народу Украины, строго соблюдать Конституцию и законы Украины, содействовать воплощению их в жизнь, укреплять их авторитет, охранять права, свободы и законные интересы граждан, с достоинством нести высокое звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности».

Государственный служащий подписывает текст Присяги, который хранится по месту работы. О принятии Присяги производится запись в трудовой книжке.

Статья 18. Испытание при приеме на государственную службу

При приеме на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев.

Статья 19. Стажировка государственных служащих

В целях приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, претендующего на должность государственного служащего, может проводиться стажировка в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Статья 20. Рабочее время

Продолжительность рабочего времени государственных служащих определяется в соответствии с законодательством о труде Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Для выполнения неотложной и непредвиденной работы государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа, в котором они работают, являться на службу в выходные, праздничные и нерабочие дни, работа за которые компенсируется в соответствии с действующим трудовым законодательством.

По решению руководителя органа государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего года либо присоединяется к отпуску в следующем году.

Статья 21. Служебные командировки

Государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки и выплачиваются другие компенсации в соответствии с законодательством о труде Украины.

Во время командировки государственные служащие пользуются правом бронирования мест в гостиницах и на все виды транспорта, а также первоочередного приобретения проездных документов.

Государственным служащим по месту командировки предоставляется место для работы, возможность пользоваться связью, транспортом, множительной техникой, иными услугами технического характера.

Статья 22. Отстранение от исполнения полномочий по должности

Неисполнение служебных обязанностей, повлекшее человеческие жертвы или причинившее значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации либо объединению граждан, является основанием для отстранения государственного служащего от исполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы. Решение об отстранении государственного служащего от исполнения полномочий по должности принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий.

Продолжительность отстранения от исполнения полномочий по должности не должна превышать времени служебного расследования. Служебное расследование проводится в срок до двух месяцев в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Если правомерность решения об отстранении государственного служащего от исполнений полномочий по должности не подтверждается результатами служебного расследования, настоящее решение отменяется.

Статья 23. Предельный возраст пребывания на государственной службе

Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет.

В исключительных случаях по истечении этого срока государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе лишь на должностях советников или консультантов по решению руководителя соответствующего государственного органа.

Раздел V. Служебная карьера

Статья 24. Прохождение службы

Прием на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирование их труда, решение других вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются.

Статья 25. Классификация должностей

Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.

Устанавливаются следующие категории должностей служащих:

первая категория — должности председателей государственных комитетов, не являющихся членами Правительства Украины, председателей других центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, представителей Президента Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, первых заместителей министров, первых заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, руководителей Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и другие приравненные к ним должности;

вторая категория-должности заместителей руководителя Администрации Президента Украины, заместителей руководителя Секретариата Верховного Совета Украины, заместителей руководителя аппарата Кабинета Министров Украины, руководителей структурных подразделений Секретариата Верховного Совета Украины, секретариатов постоянных комиссий Верховного Совета Украины, Администрации Президента Украины, аппарата Кабинета Министров Украины, советников и помощников Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины, Премьер-министра Украины, заместителей министров, заместителей председателей государственных комитетов, входящих в состав Правительства, первых заместителей, заместителей председателей комитетов и других центральных органов государственной исполнительной власти при Кабинете Министров Украины, первого заместителя Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, первых заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

третья категория — должности заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторами, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, заместителей Постоянного Представителя Президента Украины в Республике Крым, заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, представителей Президента Украины в районах, районах городов Киева и Севастополя, начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти и другие приравненные к ним должности:

четвертая категория — должности специалистов Администрации Президента Украины, Секретариата Верховного Совета Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

пятая категория — должности специалистов министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, заместителей представителей Президента Украины в районах, районах городов Киева и Севастополя, заместителей руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, специалистов аппарата этих администраций и другие приравненные к ним должности;

шестая категория — должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

седьмая категория — должности специалистов районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений и отделов и другие приравненные к ним должности.

Отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в настоящей статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом.

Статья 26. Ранги государственных служащих

Устанавливаются следующие ранги государственных служащих:

служащим, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг.

Положение о рангах служащих утверждается Кабинетом Министров Украины.

Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.

Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины.

Ранги, соответствующие должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров Украины.

Ранги, соответствующие должностям третьей — седьмой категорий, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий.

При приеме на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей.

Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных задач государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.

За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне пределов соответствующей категории должностей.

Государственный служащий может быть лишен ранга органом, присвоившим ему этот ранг, лишь по приговору суда.

Если государственный служащий перешел на должность более низкой категории или оставил государственную службу, на которую потом возвратился, за ним сохраняется присвоенный ранг.

Народным депутатам Украины, которые до избрания пребывали на государственной службе, время исполнения этих обязанностей засчитывается в стаж государственной службы.

В трудовой книжке государственного служащего производится запись о присвоении, изменении и лишении соответствующего ранга.

Статья 27. Продвижение по службе

Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины и Кабинетом Министров Украины, или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга.

Государственный служащий имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Преимущественным правом на продвижение по службе пользуются государственные служащие, достигшие наилучших результатов в работе, проявляющие инициативность, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и зачисленные в кадровый резерв.

Статья 28. Кадровый резерв государственной службы

В государственных органах создается кадровый резерв для занятия должностей государственных служащих, а также для продвижения по службе.

Кадровый резерв формируется из:

специалистов местного и регионального самоуправления, производственной, социально-культурной, научной и иных сфер, а также выпускников учебных заведений соответствующего профиля;

государственных служащих, повысивших квалификацию или прошедших стажировку и рекомендованных для продвижения на более высокие должности.

Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о кадровом резерве государственной службы, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 29. Обучение и повышение квалификации государственных служащих

Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования.

Государственные служащие повышают свою квалификацию постоянно, в том числе через обучение в соответствующих учебных заведениях, как правило, не реже одного раза в пять лет. Результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе.

Раздел VI. Прекращение государственной службы

Статья 30. Основания прекращения государственной службы

Кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае:

1) нарушения условий реализации права на государственную службу (статья 4 настоящего Закона);

2) несоблюдения связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона;

3) достижения государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы (статья 23 настоящего Закона);

4) отставки государственных служащих, занимающих должности первой или второй категории (статья 31 настоящего Закона);

5) выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе (статья 12 настоящего Закона);

6) отказа государственного служащего от принятия или нарушения Присяги, предусмотренной статьей 17 настоящего Закона;

7) непредставления или представления государственным служащим неправдивых сведений о его доходах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

Смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы.

За государственными служащими, которые занимали должности первой категории не менее трех лет и освобождены в связи со сменой состава органа, где они работали, или истечением срока полномочий настоящего органа, сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не более одного года.

Статья 31. Отставка государственного служащего

Отставкой является прекращение государственной службы служащим, занимающим должность первой или второй категории, по его письменному заявлению.

Основаниями для отставки являются:

принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;

принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, противоречащего действующему законодательству, что может причинить значительный материальный либо моральный ущерб государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;

состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).

Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, назначившими государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней принимается в месячный срок. В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать исполнение служебных обязанностей и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины.

В случае отставки государственного служащего, не достигшего пенсионного возраста, но имеющего достаточный для назначения пенсии стаж (для мужчин — 25, для женщин — 20 лет) и отработавшего на должностях первой или второй категории не менее пяти лет, ему выплачивается ежемесячно 85 процентов его должностного оклада с учетом надбавок за ранг и за выслугу лет до достижения пенсионного возраста.

По достижении пенсионного возраста государственным служащим, находящимся в отставке, ему назначается пенсия как государственному служащему.

В случае назначения пенсии по возрасту, трудоустройства, осуждения за совершение преступления выплаты, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, прекращаются.

Статья 32. Обжалование решения о прекращении государственной службы

Решение о прекращении государственной службы может быть обжаловано государственным служащим непосредственно в суд.

Раздел VII. Материальное и социально-бытовое обеспечение
государственных служащих

Статья 33. Оплата труда

Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд.

Заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности исполняемых служебных обязанностей.

Доплата за ранг производится в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему.

Надбавка за выслугу лет выплачивается государственным служащим ежемесячно в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в следующих размерах: свыше 3 лет — 10, свыше 5 лет — 15, свыше 10 лет — 20, свыше 15 лет — 25, свыше 20 лет — 30, свыше 25 лет — 40 процентов.

Государственным служащим могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы, доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников и другие надбавки и доплаты, а также предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.

Условия оплаты труда государственных служащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины.

Источником формирования фонда оплаты труда государственных служащих является Государственный бюджет Украины.

Сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним и финансирования иных, предусмотренных настоящим Законом, гарантий, льгот и компенсаций.

Статья 34. Поощрение за добросовестный труд

За добросовестную непрерывную работу в государственных органах, образцовое исполнение трудовых обязанностей государственным служащим выдается денежное вознаграждение в размере и порядке, устанавливаемых Кабинетом Министров Украины.

За особые трудовые заслуги государственные служащие представляются к государственным наградам и присвоению почетных званий.

Статья 35. Ежегодные и дополнительные отпуска государственных служащих

Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более длительный отпуск, с выплатой пособия для оздоровления в размере должностного оклада.

Государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 36. Социально-бытовое обеспечение государственных служащих

Государственные служащие обеспечиваются жильем в установленном порядке из государственного фонда.

Государственные служащие, занимающие должности первой — четвертой категорий, имеют право на первоочередную установку квартирных телефонов.

На индивидуальное и кооперативное жилищное строительство или для приобретения квартир либо индивидуальных жилых домов государственным служащим, нуждающимся в соответствии с действующим законодательством в улучшении жилищных условий, предоставляется земельный участок и беспроцентный кредит на срок до 20 лет. Условия предоставления кредита определяются Кабинетом Министров Украины.

Государственные служащие и члены их семей, проживающие совместно с ними, пользуются в установленном порядке бесплатным медицинским обслуживанием в государственных учреждениях здравоохранения. Этими же учреждениями они обслуживаются после выхода на пенсию.

Статья 37. Пенсионное обеспечение и денежное пособие государственным служащим

Пенсия государственным служащим выплачивается за счет государства.

На получение пенсии государственных служащих имеют право лица, достигшие установленного законодательством Украины пенсионного возраста, при наличии общего трудового стажа для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы — не менее 10 лет. Указанным лицам назначаются пенсии в размере 80 процентов суммы их должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Пенсия государственному служащему выплачивается в полном размере независимо от его заработка (дохода), получаемого после выхода на пенсию.

За каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на один процент заработка, но не более 90 процентов должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Государственным служащим в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет выплачивается денежное пособие в размере 10 месячных должностных окладов.

В случае выхода на пенсию государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет пользуются условиями по коммунально-бытовому обслуживанию, предусмотренными настоящим Законом.

Раздел VIII. Ответственность за нарушение законодательства
о государственной службе

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной службе, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Президент Украины Л.КРАВЧУК

г. Киев, 16 декабря 1993 года
N 3723-XII

Смотрите еще:

  • Закон о защите прав потребителей узбекистан ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН от 26 апреля 1996 года №221-I О защите прав потребителей (В редакции Законов Республики Узбекистан от 05.04.2002 г. №363-II, 25.04.2003 г. №482-II, 19.12.2005 г. №14, 10.10.2006 г. […]
  • Квалификация статьи 245 ук рф Жестокое обращение с животными (ст. 245 УК). Непосредственный объект — общественная нравственность в сфере гуманного отношения к животным, под которыми подразумеваются домашние, дикие и содержащиеся в неволе […]
  • Система федеральных органов исполнительной власти в рф схема Система федеральных органов исполнительной власти в рф схема Содержательная сторона проекта была реализована аспирантом кафедры ИГУ и сотрудником "Панорамы" Галиной Кожевниковой. Координатор проекта - […]
  • Статья 45 конституции рф комментарии Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Содержание главы 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в […]
  • Сдача инструмента при увольнении Сдача инструмента при увольнении Документ : Порядок оформления первичных документов для учета МБП Порядок оформления первичныхдокументов для учета МБП Кто-нибудь может представить себе бухгалтера, не […]
  • Промсвязьбанк вклады 2018 и проценты Калькулятор вкладов Рассчитает за вас сумму любого вклада Промсвязьбанк Промсвязьбанк был основан в 1995 году, по размеру активов (1 412 102 968 тыс. руб.) занимает 10 место в общем рейтинге банков России. […]
  • Воинская часть 5566 Дело № не определено ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 сентября 2010 года. г.Самара Самарский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи […]
  • Федеральный закон статья 19 пункт 5 Статья 19. Право на образование и права в области культуры Информация об изменениях: Федеральным законом от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения Статья 19. […]