Закон о дтп в казахстане

Оглавление:

В каких случаях при ДТП полагается страховая выплата и как ее получить — судья

Самым распространённым видом обязательного страхования является страхование транспортных средств.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Как и в каких случаях можно получить страховую выплату при ДТП, рассказывает судья Верховного суда А. Савинова — Zakon.kz.

Формами страхования по степени обязательности являются добровольное и обязательное, по объекту страхования – личное и имущественное.
Обязательное страхование — страхование, осуществляемое в силу требований закона. То есть страхование должно осуществляться независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь.
Особенностью обязательного страхования является то, что при большинстве его видов страхование осуществляется в пользу третьих лиц.
Наиболее распространённым видом обязательного страхования является страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, которое направлено на защиту лиц, пострадавших в результате воздействия транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Эти отношения регулируются Законом от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон о страховании ответственности владельцев транспортных средств).
Неисполнение требования государства об обязательном страховании ответственности влечет за собой негативные последствия для нарушителя. За управление транспортным средством без страхового полиса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Кроме того, нарушитель вынужден будет возмещать вред потерпевшему в полном объеме за счет собственных средств.
Страхуя свою гражданско-правовую ответственность, владелец транспортного средства страхует риск возникновения обязанности по возмещению вреда, причиненного в результате воздействия транспортного средства. Иными словами вред, причиненный транспортным средством, возмещает за виновного страховая компания.
Однако наличие договора страхования не всегда исключает ответственность самого причинителя вреда. Законом о страховании ответственности владельцев транспортных средств предусмотрены пределы ответственности страховщика. Так предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю составляет за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего — в размере причиненного вреда, но не более 600 МРП. Если реальный размер вреда, определенный с учетом износа, составляет более 600 МРП, то в этом случае разницу потерпевшему будет выплачивать страхователь.
Кроме того, статьей 28 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств предусмотрен перечень оснований, по которым страховщик, осуществивший страховую выплату, имеет право обратного требования к страхователю (застрахованному) в пределах уплаченной суммы.
Анализ данной нормы, показывает, что законодатель предусмотрел возможность регресса тогда, когда действия или бездействия страхователя могли способствовать возникновению страхового случая (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, техническая неисправность транспортного средства, управление транспортным средством лицом, которое не имеет такого права и т.п.). Таким образом, страхователь, наказывается за неправомерное поведение, которое привело к возникновению страхового случая.
При осуществлении страховщиком этого права на практике возникает множество споров между страхователями и страховщиками. Так, к примеру, право обратного требования возникает у страховщика, если будет установлено, что страховой случай произошел вследствие технических неисправностей транспортного средства, о которых страхователь (застрахованный) знал или должен был знать.
Из буквального значения указанной нормы следует, что необходимо установить причинную связь между неисправностью и наступившим страховым случаем и, самое главное, страховщик должен доказать, что страхователь (застрахованный) знал или должен был знать о наличии таких неисправностей.
В этой связи Верховный Суд в нормативном постановлении «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования» разъяснил, что выражение «должен был знать» означает, что неисправность была явной, такой, которую водитель или владелец транспортного средства мог выявить при визуальном осмотре транспортного средства перед выездом.
В частности, имеют значение случаи управления водителем (допуска к этому иным владельцем) заведомо технически неисправным транспортным средством, например, транспортным средством с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, прочими неисправностями и при условиях, при которых Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (утверждёнными постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196) запрещена эксплуатация транспортных средств, и которые водитель или владелец транспортного средства в состоянии выявить до начала движения без обращения к специалистам.
Решением суда был удовлетворен иск страховой компании к страхователю о взыскании суммы в порядке регресса. В суде было установлено, что дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен вред третьим лицам, произошло из-за неисправности сцепного устройства. Водитель в суде показал, что о неисправности знал и неоднократно сообщал об этом владельцу, однако последний проведение ремонта откладывал на поздний срок.
Если в перечисленных в статье 28 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств виновником причиненного вреда является лицо, эксплуатирующее транспортное средство в силу трудовых отношений с его владельцем или в присутствии его владельца без оформления письменной формы сделки, то страховщик имеет право обратного требования к владельцу данного транспортного средства. К примеру, если водитель, состоящий в трудовых отношениях с транспортной компанией, совершил ДТП и скрылся с места происшествия, то страховая компания, осуществив страховую выплату, может предъявить регрессное требование к владельцу автомобиля – транспортной компании.
На практике нередко страховые компании ошибочно предъявляют требования о взыскании суммы солидарно, как с владельца транспортного средства, так и с лица, управлявшего этим транспортным средством.
Так решением суда был удовлетворен иск страховой компании к владельцу и водителю о взыскании солидарно суммы в порядке обратного требования. В суде было установлено, что водитель в присутствии владельца управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, за что был привлечен к административной ответственности.
Удовлетворяя требования истца, суд сослался на пункт 3 статьи 287 Гражданского кодекса (далее ГК), согласно которому при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения, как от всех должников, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга.
Однако при этом суд не учел, что в силу пункта 1 статьи 287 ГК солидарная обязанность или солидарное требование возникают, если это предусмотрено договором или установлено законодательными актами, в частности, при неделимости предмета обязательства.
Солидарная ответственность владельцев источников повышенной опасности предусмотрена законом лишь при причинении вреда третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (пункт 2 статьи 931 ГК).
Во всех остальных случаях отвечает только один владелец, который впоследствии, при наличии на то законных оснований, может предъявить требования о возмещении вреда к своему работнику или лицу, управлявшему транспортным средством в его присутствии.
Выгодоприобретатель в страховании – это лицо, которое является получателем страховой выплаты.
Если по добровольным видам страхования выгодоприобретатель назначается страхователем, то по обязательным видам страхования выгодоприобретатель определяется законодательными актами, регулирующими данный вид страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств выгодоприобретателем является потерпевший (в случае его смерти — лицо, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего), а также страхователь (застрахованный) или иное лицо, возместившее потерпевшему (лицу, имеющему право на возмещение вреда) причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного настоящим Законом, и получившее право на страховую выплату.
Таким образом, если в результате наступления страхового случая вред причинен гражданину, к примеру, он получил травму, то именно он, как выгодоприобретатель, имеет право на получение страховой выплаты в размере, установленной законом.
Если же потерпевший в результате ДТП погиб, то страховую выплату в размере 1 000 МРП смогут получить лишь лица, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего.
Перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью гражданина, предусмотрен статьей 940 ГК. К ним относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти, а также один из родителей, супруг либо другой член семьи, независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимся на иждивении умершего его детьми, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет.
Членам семьи или наследникам застрахованного, не относящимся к указанному перечню, страховая выплата не осуществляется.
В этой связи следует разъяснить, что по договору личного страхования жизни объектом страхования является жизнь и здоровье застрахованного, поэтому смерть застрахованного как страховой случай охватывается договором страхования.
Тогда как по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности объектом страхования является не жизнь и здоровье страхователя, а имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причинённый жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Соответственно, для осуществления страховой выплаты недостаточно одного лишь факта наступления смерти в результате воздействия источника повышенной опасности, необходимо установить, возникает ли обязанность виновного лица возместить вред, причинённый смертью потерпевшего.
В качестве примеров неправильного применения указанных норм закона можно привести решения судов, которыми были удовлетворены иски граждан к страховым компаниям о взыскании страховой выплаты в размере 1 000 МРП. В одном случае в результате ДТП погибла дочь истца, во втором случае сын истца.
Удовлетворяя требования истцов, суды не учли, что истцы не относятся к лицам, перечисленным в статье 940 ГК, они не состояли на иждивении погибших, следовательно, у владельца источника повышенной опасности не возникло перед ними обязательство по возмещению материального вреда в связи со смертью потерпевшего.
В то же время лица, хотя и не являющиеся выгодоприобретателями, но осуществившие погребение потерпевшего, в силу пункта 6 статьи 24 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств имеют право на возмещение от страховщика расходов на погребение в размере 100 МРП. При этом отсутствует необходимость предоставления страховщику документов, подтверждающих расходы на погребение потерпевшего.
В судебной практике наиболее частыми являются споры о размере вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП.
В этой связи следует учитывать, что в 2016 году в Закон о страховании ответственности владельцев транспортных средств были внесены изменения в части, касающейся порядка определения размера вреда.
Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 14 были утверждены Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству (далее – Правила), которые устанавливают единые подходы и методы к определению размера вреда, причиненного транспортному средству, в рамках договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Если ранее оценку производил независимый эксперт по заявлению, которое, как правило, потерпевший заполнял в страховой компании, но при этом страхователь либо потерпевший могли сразу самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, то по действующему закону оценку размера вреда, причиненного имуществу, производит страховщик. Потерпевший при этом должен сохранять поврежденное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия, и предоставить возможность страховщику произвести расчет размера вреда.
И только в случае, если страховщик в установленный срок (десять рабочих дней), не произведет оценку размера вреда, потерпевший самостоятельно обращается к услугам оценочной организации. В этом случае страховщик обязан будет принять результаты оценки и осуществить страховую выплату потерпевшему.
После проведения оценки страховщик не позднее десяти рабочих дней со дня осмотра обязан представить отчет об оценке потерпевшему, который в течение трех рабочих дней со дня получения отчета указывает в нем отметку о согласии либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда.
При несогласии потерпевшего с результатом определенного страховщиком размера вреда он вправе оспорить определенный страховщиком размер вреда в суде.
На практике потерпевшие допускают ошибку, а именно соглашаются с оценкой страховой компании, получают страховое возмещение, а затем начинают оспаривать размер вреда.
В Правилах четко расписан порядок определения размера вреда и в случае возникновения спора, суд будет давать оценку действиям страховщика, насколько он правильно определил размер вреда. При необходимости суд может пригласить независимого специалиста.
Надо иметь в виду, что в соответствии с Правилами размер вреда, причиненного транспортному средству, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного транспортного средства за минусом амортизации (износа) транспортного средства на дату наступления страхового случая.
Размер вреда в случае полной гибели транспортного средства определяется исходя из его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая.
Транспортное средство считается уничтоженным, если его восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно. Восстановление транспортного средства считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на восстановление транспортного средства превышают восемьдесят процентов от его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая. В случае гибели транспортного средства страховщик осуществляет страховую выплату в размере рыночной стоимости поврежденного транспортного средства до наступления страхового случая, при этом потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель передает в собственность страховщика остатки поврежденного транспортного средства либо осуществляет страховую выплату за минусом стоимости годных к реализации деталей, узлов, агрегатов, материалов.
Некоторые страховые компании не правильно понимают содержание пункта 8 статьи 25 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств, согласно которому страховщик имеет право на имущество или его остатки в случае осуществления им страховой выплаты в размере рыночной стоимости данного имущества на день наступления страхового случая.
Страховая компания «АСКО» обратилась в суд с иском к Б. о возложении обязанности предоставить в собственность страховщика бампер передний, бампер задний, крышку багажника, фонарь задний правый автомобиля, поврежденного в ДТП. Свои требования истец мотивировал тем, что осуществил в пользу ответчика страховую выплату в сумме 528 748 тенге за поврежденные в ДТП детали автомобиля, поэтому, по мнению страховщика, потерпевший должен передать ему поврежденные детали.
Решением районного суда в удовлетворении иска было отказано. Апелляционная инстанция требования страховщика удовлетворила.
Вместе с тем, из искового заявления страховой компании следовало, что ею было заявлено требование о взыскании с ответчика абандона. При этом сам истец дал следующее разъяснение понятию абандон – это право страхователя заявить об отказе от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика и получить полное страховое возмещение.
Таким образом, в силу абандона к страховщику переходят права на застрахованное имущество в целом, но при условии выплаты полного страхового возмещения. Как правило, страхователь прибегает к абандону в случае пропажи или гибели своего имущества или его повреждения в такой степени, что восстановление представляется нецелесообразным.
В суде было установлено и сторонами не оспаривалось, что автомобиль ответчика не был уничтожен, оценщик не пришел к выводу о нецелесообразности его восстановления. Выводы оценщика о необходимости замены отдельных деталей автомобиля свидетельствуют о том, что эти детали в результате ДТП пришли в негодность и не подлежат ремонту.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда постановление апелляционной инстанции было отменено с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Закон о дтп в казахстане

Запрошенная вами страница https://kupipolis.kz/ogpo/payout была перемещена или удалена, возможно также что она никогда не существовала.
Возможно это связано с полным обновлением нашего сайта, которое было недавно проведено. В любом случае просим прощения за возможное неудобство и благодарим за понимание.

Что делать?

Вы можете перейти на главную страницу, ознакомиться с нашими страховыми продуктами, рассчитать и заказать полис обязательного или добровольного страхования, или связаться с нами по одному из контактных телефонов.

Продукты обязательного и добровольного страхования

  • ОС ГПО ВТС (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца);
  • Добровольное автострахование «САҚТА» (самое выгодное КАСКО);
  • Добровольное страхование имущества и внутренней отделки квартир «Домашний очаг»;
  • Страхование здоровья выезжающих за рубеж.

Также хотим обратить ваше внимание на акции, бонусы, скидки и подарки для наших клиентов.

С уважением,
АО «СК «Сентрас Иншуранс».

Автострахование в Казахстане: в каких случаях ущерб не будет возмещаться и как этого избежать

Как правильно застраховать свой автомобиль и что вправе требовать владелец в случае ДТП.

Каждая вторая семья в Казахстане владеет личным транспортным средством. Улицы Алматы и Астаны давно погрязли в пробках, а с наступлением заморозков не избежать и аварийных ситуаций на дорогах. Журналисты informburo.kz разобрались в неутихающих спорах о возмещении страховыми компаниями ущерба после ДТП. О самых наболевших вопросах казахстанцев рассказала судья Верховного суда РК Альфия Савинова.

№1. Зачем нужно страховать автомобиль?

Вред, причинённый в результате взаимодействия с источником повышенной опасности, возмещается на общих основаниях – то есть при наличии вины владельца транспортного средства. Например, если столкнулись два автомобиля и оба пострадали, то владелец, по чьей вине нанесён вред, будет возмещать ущерб другому.

Обратите внимание, что речь идёт об ответственности владельцев транспортных средств. В связи с этим следует пояснить, что в данном случае понятия «собственник» и «владелец» – неоднозначные.

Владельцем автомобиля может быть не только сам собственник, но и другое лицо, которое владеет им на законном основании. Например, это может быть договор аренды или доверенность. Поэтому каждое лицо, которое по какому-либо законному основанию владеет транспортным средством, должно обязательно застраховать свою ответственность за имущество. Это делается в первую очередь для защиты прав потерпевших.

№2. За что несёт ответственность владелец автомобиля, сбивший пешехода?

Страхование гражданско-правовой ответственности транспортных средств. Сразу стоит пояснить, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Если автомобиль сбил пешехода, владелец может отвечать и без вины.

Его ответственность может исключаться только в двух случаях:

  • если он докажет, что вред причинён обстоятельствами непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, другие катаклизмы)
  • умысел потерпевшего. Если в суде будет доказано, что он умышленно бросился под колёса автомобиля.

№3. В каких случаях наличие страховки необязательно

Если лицо управляет автомобилем в силу трудовых отношений, либо с владельцем или в его присутствии. К примеру, транспортная компания имеет в собственности несколько автомобилей. Она обязана заключить страховой договор по каждой единице эксплуатируемого транспортного средства. Эта страховка будет действовать в отношении любого работника предприятия, который будет управлять автомобилем.

Допустим, если водитель фирмы совершил ДТП, то отвечать за ущерб будет владелец этого транспортного средства – компания, которой принадлежит автомобиль. Если автомобиль застрахован, то ущерб будет выплачивать страховая компания. Таким образом, суд выясняет, кто на данный момент является владельцем автомобиля и застрахована ли его ответственность.

№.4 Что значит солидарная ответственность?

Это когда за вред отвечает не одно лицо, а два и более. Что касается вреда, причинённого источником повышенной опасности, то законом солидарная ответственность предусмотрена только в одном случае: если вред причинён третьему лицу, в результате взаимодействия этих источников. Например, столкнулись два автомобиля, и вред причинён третьему лицу – пешеходу. Отвечать перед ним будут два владельца солидарно и одновременно. Во всех остальных случаях солидарная ответственность не наступает, отвечает только один владелец.

№.5 Право обратного требования страховых компаний

Например, совершено ДТП, водитель признан виновным, понёс административную ответственность. Имущество владельца застраховано. При этом есть перечень случаев, когда страховщики могут эту сумму потребовать у своего страхователя:

  • Если автомобилем управлял водитель в состоянии алкогольного опьянения
  • Если лицо без объективных причин отказалось от прохождения медицинского освидетельствования
  • Если водитель скрылся с места ДТП
  • Если автомобилем управлял человек, не имеющий права управления. Здесь часто возникал вопрос: что это за человек? На практике страховые компании таковыми признают лица, которые имеют незарегистрированную доверенность, когда ещё письменная доверенность была нужна. Лицо, не имеющее права управления – это человек, который вообще не имеет водительского удостоверения. То есть никогда его не имело, либо было лишено водительских прав судом, или не имеет соответствующей категории. В этом случае СК имеет право обратного требования.
  • Ещё один случай, который часто вызывает споры. Когда страховой случай наступил вследствие неисправности автомобиля, о котором страхователь узнал или должен был знать. То есть она должна быть явной, и доказательство этого должна представить страховая компания. Например, решением суда был удовлетворён иск страховой компании к собственнику транспортного средства. В суде было установлено, что ДТП произошло в результате технической неисправности автомобиля – не работало сцепление. Водитель, который управлял этим транспортным средством, пояснил, что о неисправности он знал и неоднократно предупреждал своего владельца, однако тот постоянно откладывал проведение ремонта.

№.6 О размере причинённого вреда

В 2016 году в закон «О страховании» были внесены изменения. Национальным банком были разработаны правила определения размера вреда, причинённого транспортному средству. Если ранее страхователь производил оценку вреда с помощью независимого эксперта, как правило, осуществлялась оценка по заявлению страхователя, согласно которому он мог самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта.

По ныне действующему закону оценку проводит страховая компания. Потерпевший должен сохранять имущество со дня подачи заявления (хранить автомобиль в неизменном виде) и предоставить возможность страховщику произвести его осмотр.

Если страховщик в установленный законом 10-дневный срок не производит оценку, то страхователь уже вправе обратиться к независимому оценщику. И уже этот отчёт будет обязателен для страховщика. Он не может его оспаривать и должен выплатить страховое возмещение. Стоит отметить, что согласно отчёту об оценке, который выдаёт страховщик в течение 10 дней с момента осмотра, потерпевший обязательно должен сделать отметку о согласии, либо несогласии с произведённым расчётом.

Если он не согласен, то он может обжаловать отчёт в суде. На практике люди допускают самую простую ошибку: соглашаются с отчётом, получают страховое возмещение, а через некоторое начинают его оспаривать.

№.7 Сколько вам должна заплатить страховая компания?

Страховщик всегда оценивает размер ущерба с учётом износа, и при полной гибели имущества выплачивается сумма, равная рыночной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая. При этом автомобиль считается полностью уничтоженным, когда стоимость его восстановления превышает 80% от рыночной стоимости. При этом потерпевший обязан передать остатки автомобиля страховой компании. Если он этого не делает, то страховая компания может вычесть из страховой выплаты сумму годных остатков повреждённого авто.

Стоит отметить, что существует и предельный размер ответственности страховщика. Если говорить об имуществе, то страховая компания отвечает в размере реального ущерба, но не более 600 МРП (1 млн 361 тысяча 400 тенге). Если же сумма реального ущерба превышает 600 МРП, то разницу будет выплачивать владелец, виновный в совершении ДТП. По закону страховая компания возмещает только реальный ущерб. Однако моральный вред, убытки, упущенную выгоду и утрату товарной стоимости страховая выплата не покрывает. За это отвечает сам владелец автомобиля.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Что делать при ДТП: советы от юриста

16 июня на проспекте Аль-Фараби в Алматы произошло резонансное ДТП. По предварительной версии, две девушки ехали в автомобиле Honda CRV в западном направлении и, наехав на люк, пробили колесо. Они остановились в левом ряду, включили «аварийку» и вышли из машины. В этом же ряду двигалась Toyota Camry, которая начала перестраиваться в средний ряд, но в момент совершения маневра в нее врезался автобус. От удара в заднюю часть Toyota Camry откинуло в сторону Honda, и таким образом девушки оказались зажаты между машинами. Девушек сразу госпитализировали. В результате операции Екатерине Парафиевой ампутировали ноги, а ее подруга Найля Кажибаева получила сочетанные травмы и закрытую черепно-мозговую травму. После этого случая некоторые пользователи в Сети высказывали мнение, что после наезда на сломанную ливневую решетку девушкам нужно было съехать на обочину.

Корреспондент Tengrinews.kz спросил у юриста Джохара Утебекова о том, как действовать в случае ДТП.

1. Какие первоначальные действия необходимо предпринять, если попали в ДТП?

— Включить аварийную световую сигнализацию.

— Помочь пострадавшим, вызвать скорую помощь.

— Выставить аварийный знак не менее чем за 15 метров до места ДТП.

— Ничего не трогать на месте.

— Записать имена свидетелей.

— Снять все происходящее на видео, сделать фотографии.

2. Как лучше фотографировать место ДТП?

Вкруговую. Общий вид места ДТП, включающий автомобили участников происшествия. Я бы также посоветовал в первую очередь аккуратно сфотографировать того, кто за рулем другой машины.

3. Всегда ли нужно вызывать сотрудника полиции?

По закону полицию нужно вызывать всегда. На практике несовершенство закона ведет к тому, что полиция закрывает глаза на самостоятельное урегулирование имущественных претензий участниками ДТП и не оформляет протокол об административном правонарушении в таких случаях.

4. Вообще можно ли как-то перемещать машину с места ДТП?

Перемещать машину с места ДТП на обочину можно только, если она делает движение невозможным. Иначе вас оштрафуют. К тому же перемещение могут использовать против вас. Я бы не советовал этого делать до приезда полиции и составления ею протокола осмотра места происшествия.

5. А какие документы должен выдать инспектор?

Инспектор полиции обязан на месте выдать виновнику и потерпевшему копии протокола об административном правонарушении и протокола осмотра места происшествия (схемы ДТП).

6. Если ДТП произошло из-за ямы на дороге?

Следует искать ответственного подрядчика. Нужно требовать от инспектора ссылки в протоколе на яму, люк, решетку или другое препятствие на дороге.

Закон о дтп в казахстане

Возместить ущерб при ДТП

Управляя автомобилем как источником повышенной опасности, водитель не только должен помнить о неукоснительном соблюдении Правил дорожного движения во избежание ДТП, а также выполнять требования закона о страховании гражданско-правовой ответственности.

Правоотношения, связанные с ДТП и причинением материального ущерба, регулируются нормами ГПК РК, Закона «Об обязательном страховании гражданско-прововой ответственности владельцев транспортных средств».
В соответствии со ст. 934 ГК РК, удоввлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за вред, полностью возместить причиненные убытки или возместить его в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь).
Как следует из смысла указанной нормы, имеется два способа возмещения имущественного вреда: денежный и натуральный. В денежном выражении данные убытки представляют собой сумму, которая должна быть израсходована или уже потрачена на восстановление поврежденного при ДТП имущества.
П. 1 ст. 917 ГК РК предусмотрено, что имущественный или неимущественный вред, причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 931 Гражданского кодекса юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и т.д.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В силу ст. 931 ГК РК возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, обязан его владелец — юридическое лицо или гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного владения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.).
Таким образом, причиненный в ДТП материальный вред возмещается в полном объеме лицом, причинившим этот вред. В то же время положения данной статьи закрепляют возможность возложения обязанности возмещения вреда на иных лиц, не являющихся причинителями вреда, а также имеется уточнение о возможности освобождения причинителя вреда от ответственности, если он докажет, что его вина в причинении материального вреда в ДТП отсутствует.
В случае если лицо, обязанное по закону или договору осуществить возмещение материального вреда, добровольно отказывается это сделать, гражданин, которому причинен материальный ущерб, вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в судебные органы.
При возмещении материального вреда, причиненного в дорожно-транспортном происшествии, в судебном порядке, как правило, истцы обращаются с исковыми требованиями: о взыскании страхового возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, предъя­вляемыми к страховой компании; о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, к водителю-виновнику ДТП — причинителю вреда; о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, к работодателю водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии.
В случае если спор возник в отношениях со страховой компанией согласно ст. 3 Закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством РК, возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.
Законом предусмотрено два вида страхования вреда, который может быть причинен в дорожно-транспортном происшествии. Это обязательное для всех владельцев транспортных средств страхование гражданской ответственности и добровольное страхование автотранспортного средства.
Страховая выплата, которую можно взыскать в суде на основании страхового полиса, по своему размеру ограниченна. Так, ст. 19 Закона предусмотрен предельный объем ответственности за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего, — в размере причиненного вреда, но не более 600 МРП, за вред, причиненный одновременно имуществу двух и более потерпевших, — в размере причиненного вреда, но не более 600 МРП каждому потерпевшему. При этом общий размер страховых выплат всем потерпевшим не может превышать 2000 МРП. В случае превышения размера вреда над предельным объемом ответственности страховщика страховая выплата каждому потерпевшему осуществляется соразмерно степени вреда, причиненного его имуществу.
Перед подачей искового заявления необходимо уточнить установленный данной статьей размер страхового возмещения.
Пострадавшее лицо вправе предъявить исковое требование о возмещении имущественного ущерба непосредственно к страховой компании, в то же время это не лишает его права на предъявление иска непосредственно к водителю — виновнику ДТП.
Имеют место случаи, когда необходимо взыскивать причиненный автомобилю вред с водителя — виновника ДТП при превышении предельного размера ответственности, предусмотренного законом, когда истец вправе обратиться в суд с требованием о возмещении причинителем вреда разницы между страховым возмещением и фактическим размером причиненного ущерба.
Законом предусмотрена возможность возложения обязанности возмещения ущерба, полученного в ДТП, на лиц, которые причинителями вреда не являются. Такие случаи относятся к ответственности работодателей за ущерб, причиненный их работниками при исполнении служебных обязанностей.
Так, согласно ст. 931 Гражданского кодекса, а также в соответствии с п. 30 Нормативного постановления Верховного Суда РК № 9 от 9 декабря 2003 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров» за вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, третьим лицам, имущественную ответственность несет работодатель, с которым работник состоит в трудовых отношениях. При этом работодатель, возместивший вред, имеет право обратного требования (регресса) выплаченного возмещения.

Д. СМАГУЛОВ,
судья
Алматинского районного суда
г. Астаны

Смотрите еще:

  • Воинская часть амурская область екатеринославка Войсковая Часть 21720 информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки ФССП Связи […]
  • Ч 1 ст 53 упк рф Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с. […]
  • Заявление на отставку по собственному желанию главы сельского поселения Об отставке по собственному желанию Главы администрации Старомелковского сельского поселения Мешковой Ирины Геннадьевны РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СТАРОМЕЛКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КОНАКОВСКОГО […]
  • Запись в трудовой книжки при увольнении по сокращению штата Запись в Трудовой Книжке при увольнении какую правильную запись внести в трудовую книжку при увольнении при сокращении штатов и чтобы были ссылки на п. п. 1,2 ст.81, п.10 ст.77 ТК РФ ? Ответы юристов […]
  • Ст101 ч 1 коап рф Постановление Архангельского областного суда от 22 января 2004 г. N 44-Г-7 Постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.ст. 15.5 и […]
  • Ст 104 гпк рф комментарий Статья 104. Обжалование определения суда по вопросам, связанным с судебными расходами На определение суда по вопросам, связанным с судебными расходами, может быть подана частная жалоба. Комментарий к Ст. 104 […]
  • Опд02 безопасность дорожного движения Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг. Авторы: Всемирная организация здравоохранения Информация о публикации Количество страниц: 30 […]
  • Юридическая консультация в химках адреса Адвокат в г. Химки. Юридическая консультация в Химках «Если Вам требуется юридическая консультация или Адвокат в г. Химки, следует, в первую очередь, принять во внимание, что согласно ФЗ «Об Адвокатской […]