Внесение изменений в отчетность по договорам 223-фз

Вносить ли изменения в ежемесячный отчет при заключении допсоглашения

Вопрос-ответ по теме

Был заключен договор на поставку товаров по Закону № 223-ФЗ, затем через 2 месяца заключили дополнительное соглашение к договору, увеличив сумму договора. Надо ли вносить изменения в ежемесячный отчет?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с частью 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ;

сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Следует отметить, что Закон № 223-ФЗ не содержит понятие «договор».

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 2 ст. 420 ГК РФ к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Таким образом, изменение договора по соглашению сторон, оформленное путем составления дополнительного соглашения можно рассматривать, как документ, имеющий признаки договора.

Следовательно, при увеличении суммы договора заказчику необходимо составить дополнительное соглашение к договору. при этом. необходимо соблюсти требования ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, а именно: в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Учитывая изложенное, например, если заказчик в июле заключил дополнительное соглашение к договору, заключенному в июне, то такому заказчику следует включить сведения по дополнительному соглашению в отчет за июнь, предусмотренный ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Внесение изменений в ежемесячный отчет

Вопрос-ответ по теме

Что и как правильно отобразить в обязательном ежемесячном отчете заказчику по Закону №223-ФЗ о закупке у единственного поставщика в случае, если договор, информация о котором была отправлена в реестр отчетов по закупкам у единственного поставщика был в последствии изменен (его сумма и количество поставляемого по нему товара) дополнительным соглашением сторон (не превысила 100 тыс. рублей)?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС отчет об осуществленных им закупках.

При составлении данной отчетности в нее включается, в частности, следующая информация:

Сведения о количестве и общей стоимости договоров с единственным поставщиком (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Сюда включаются сведения о договорах, заключенных по результатам закупки только у единственного поставщика на любую сумму в течение отчетного месяца. В том числе и закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. (до 500 тыс. руб. для крупных заказчиков).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Иными словами в данную строку отчета вносятся все договоры, заключенные в течение отчетного месяца с единственным поставщиком. Если сумма договора изменилась, даже если осталась менее 100 тысяч, то в отчет следует внести изменения.
Например, если заказчик в июле заключил дополнительное соглашение к договору, заключенному в июне, то такому заказчику следует включить сведения по дополнительному соглашению в отчет за июнь, предусмотренный ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (учесть «новую» сумму по данному договору в общей стоимости договоров с единственным поставщиком за июнь).

Согласно ч. 19 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  1. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  2. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  3. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с частью 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ;
  4. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3 настоящего Федерального закона.

Следует отметить, что Закон № 223-ФЗ не содержит понятие «договор».

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 2 ст. 420 ГК РФ к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Таким образом, изменение договора по соглашению сторон, оформленное путем составления дополнительного соглашения можно рассматривать, как документ, имеющий признаки договора.

Следовательно, при увеличении суммы договора заказчику необходимо составить дополнительное соглашение к договору. При этом необходимо соблюсти требования ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, а именно: в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Учитывая изложенное, например, если заказчик в июле заключил дополнительное соглашение к договору, заключенному в июне, то такому заказчику следует включить сведения по дополнительному соглашению в отчет за июнь, предусмотренный ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Как внести изменения в отчетность по договорам 223-ФЗ на официальном сайте?

Обязанность размещения информации о договорах, заключенных Заказчиком при осуществлении закупочной деятельности (отчетность по договорам), на официальном сайте предусмотрена ч. 19 ст. 4 ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Общий порядок размещения информации о закупках, проводимых по ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, установлен постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее — Положение). Порядку размещения на официальном сайте отчетности по договорам посвящен Раздел VIII вышеуказанного Положения.

В случае, если существует необходимость внесения изменений в опубликованные ранее сведения Вам необходимо руководствоваться п. 51 Положения и осуществить следующие действия:

1) издать приказ по организации о корректировке сведений по договорам, указав причину допущенной ошибки, а также подготовить в рамках Приказа измененную (исправленную) версию сведений о договорах помесячно (например, как приложение к Приказу в виде сравнительной таблицы, в виде сведений о договорах в разрезе месяцев и т.п.). Такая необходимость продиктована п. 5 Положения, согласно которому изменение размещенной на официальном сайте информации о закупке (в том числе отчетности) осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений;

2) воспользоваться функционалом официального сайта и в Личном кабинете внести изменения в сведения о договорах за каждый месяц , в котором были допущены технические ошибки (указанный функционал доступен пользователю организации с ЭЦП в Личном кабинете в разделе, в котором публикуется непосредственно отчетность);

3) из практического опыта сообщаем, что функционал официального сайта требует публикации документа в качестве обоснования вносимых изменений и текста самих изменений. Таким образом, для надлежащего исполнения п. 51 Положения необходимо опубликовать (прикрепить) Приказ, предусмотренный п. 1 (см. выше), а также изменить сведения о договорах за каждый месяц с использованием функционала официального сайта.

Дополнительно сообщаем, что размещение информации о заключенных ранее договорах в отчете за июль будет являться неправомерным, так как с одной стороны не изменит ошибочные сведения о договорах, опубликованные ранее, а с другой стороны приведет к публикации недостоверных сведений о договорах, заключенных в июле.

Если в отчетном периоде договоров не заключалось необходимо опубликовать сведения о договорах указав «0» в соответствующих разделах функционала официального сайта.

Отчетность заказчика по 223-ФЗ

Осуществляя закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ, заказчикам не стоит забывать о тех обязанностях, которые непосредственно возлагает на него сам закон о закупках. В нашей статье речь пойдет об отчетности, которую заказчик обязан составлять и размещать в ЕИС.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ» . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Оснований для заполнения отчетов по Закону № 223-ФЗ у заказчика не много:

  • Если заказчик не применяет Постановление № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о предоставлении преференций к закупкам, участниками которых являются СМП, то отчетность сводится лишь к заполнению ежемесячной отчетности о заключенных договорах.
  • Если заказчик применяет Постановление № 1352, то заполняется два вида отчетности: годовая отчетность о закупках и ежемесячная отчетность о заключенных договорах.

Ежемесячный отчет по Закону № 223-ФЗ

Рассмотрим наиболее популярный и единственный для большинства заказчиков отчет по 223-ФЗ — это ежемесячный отчет по заключенным договорам. Данный отчет состоит из четырех подотчетов, в зависимости от тех договоров, которые заключает заказчик.

Заказчик, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, размещает в единой информационной системе ( ч. 19 ст. 4 З акона № 223-ФЗ) :

  1. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  2. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  3. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ;
  4. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП.

Порядок размещения отчета

Ежемесячный отчет заполняется в в виде электронных форм в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru. В отчет нужно включать сведения обо всех закупках за отчетный месяц, включая мелкие закупки стоимостью до 100 тыс. (500 тыс.) рублей .

Сканы договоров прикреплять не нужно. Необходимо указать только общее количество заключенных договоров и общую сумму. Договорами также являются чеки, и другие закупки, при осуществлении которых не подписывался документ с названием «договор».

Однако, некоторые заказчики совершают ошибку — не включают в отчет мелкие закупки, ссылаясь на часть 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Эта норма гласит: «Заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей».

Но, если мы обратимся к части 19 статьи 4 закона № 223-ФЗ, то увидим, что «заказчик размещает на официальном сайте сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг». То есть, в части 15 статьи 4 речь идет о сведениях о закупке, а в части 19 статьи 4 — как раз о количестве и общей стоимости договоров, поэтому включать закупки до 100 тыс. (500 тыс.) рублей в ежемесячный отчет необходимо.

По закупкам, которые совершаются без заключения договора важно правильно определить месяц, в который нужно включить закупку. В соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ:

  1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
  2. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224 ГК РФ).
  3. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

В случае оплаты товара по счету без подписания договора, офертой является счет. Акцептом (согласием) может являться как оплата счета, так и подписание товарной накладной, в зависимости от того, что было раньше.

Важно: в отчет включаются договоры не по датам исполнения, а по дате заключения договора. Например, если договор заключен в декабре 2017 года, а оплата по договору будет уже в следующем году, например, в январе 2018 года, то закупку следует отразить в отчете за декабрь.

Отчет нужно публиковать даже в том случае, если компания ничего не закупала в отчетном периоде.

При внесении изменений в отчет, заказчик должен отредактировать данные в ЕИС и дополнительно прикрепить файл с перечнем внесенных изменений в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 908.

Отчет по закупкам у СМП

Что касается отчета по закупкам у СМП, то этот отчет формируется определенными типами заказчиков, которые указаны в Постановлении № 1352. Заказчику в ежемесячный отчет необходимо включить раздел «сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства», но не заполнять его, а проставить «0».

Подробнее прочитать про отчетность по Закону № 223-ФЗ у СМП можно в нашей статье « Закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства».

В какие сроки заказчик должен опубликовать годовой отчет

Заказчики помимо ежемесячного отчета о заключенных с СМП договорах, составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Те з аказчики, которые не применяют П остановление № 1352, не должны составлять и публиковать годовой отчет о закупках у СМП (Письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507).

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у СМП — это электронный документ, который подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика. Дата составления годового отчета — дата его размещения в ЕИС. Р азместить указанный отчет необходимо в ЕИС не позднее 1-го февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. То есть, годовой отчет за 2017 год — не позднее 1 февраля 2018 года.

С 1 января 2018 года годовой отчет о закупке у СМП нужно составлять по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

В отчете помимо прочего необходимо указать:

  • долю закупок у СМП в совокупном годовом стоимостном объеме договоров (пп. «м» п. 1 Требований к содержанию годового отчета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352; далее — Требования);
  • долю закупок у СМП по результатам проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только СМСП, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров (пп. «н» п. 1 Требований).

Ответственность за нарушения по Закону № 223-ФЗ

Административная ответственность за нарушение сроков размещения ежемесячного отчета в ЕИС влечет наложение административного штрафа в размере ( ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ) :

  • на должностных лиц — от 2 000 рублей до 5000 рублей,
  • на юридических лиц — от 10 000 рублей до 30 000 рублей.

За неразмещение ежемесячного отчета в ЕИС предусмотрена уже совсем другая сумма штрафа (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ) :

  • на должностных лиц — от 30 000 рублей до 50 000 рублей,
  • на юридических лиц — от 100 000 рублей до 300 000 рублей.

Особенности ежегодный и ежемесячной отчетности при закупках у СМП до 100 тыс. руб

Вопрос-ответ по теме

с 01.07.2017 г наша организация должна будет проводить закупки у СМП, подскажите, пожалуйста, особенности ежегодной и ежемесячной отчетности? нужно ли включать в ежемесячный отчет закупки до 100 тыс руб, которые мы не публиковали в ЕИСе?

Как составить ежемесячный отчет о договорах по 223-ФЗ

Фаиз Наков, референт отдела анализа и мониторинга департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Фаиз Наков, референт отдела анализа и мониторинга департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны ежемесячно публиковать в ЕИС отчет о договорах, которые заключили за месяц. Правило касается даже тех заказчиков, которые ничего не закупают. Тогда в полях, где указывают количество и общую стоимость договоров, ставят нули (письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 года № д28и-336).

Смотрите еще:

  • Военный комиссариат республика карелия Военные комиссариаты подрубрика 186870, Суоярви, Комсомольский пер., 3, Карелия респ. ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ Г. СОРТАВАЛА И ЛАХДЕНПОХСКОГО РАЙОНА 186790, Сортавала, Карельская ул., 21, Карелия респ. 186420, […]
  • Через какое время можно получить материнский капитал 20 тысяч Сколько денег можно снять с материнского капитала в 2018 году Для начала следует напомнить, что право на получение материнского капитала имеет только та ячейка общества, в которой родился малыш либо […]
  • Ставка налог на имущество юридических лиц в 2014 году Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась […]
  • Купим материнский капитал закон Направляем материнский капитал на улучшение жилищных условий Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Право на федеральный материнский капитал имеет любая женщина-россиянка, […]
  • Госпошлина за исковое заявление мировому судье Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового […]
  • Воинская часть амурская область екатеринославка Войсковая Часть 21720 информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки ФССП Связи […]
  • Исковое заявление о внесение изменений в договор приватизации АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.03.2014 N 33-938/2014 Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и […]
  • Тест днк на отцовство цена киев Анализы ДНК в Украине 20 лет опыта, международные аккредитации ISO, AABB, лицензия МОЗ Украины Мы делаем 3000 анализов ДНК в год, поэтому предоставляем выгодные цены Тест на отцовсто и родство - от 2 до 10 […]