Видов юридической ответственности за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят к экологическим преступлениям.

За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Тема 8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия личностного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им виновное противоправное поведение — правонарушение. [13]

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. [14]

В.В.Петров считает сформировавшейся и нетрадиционной эколого-правовой ответственности. [15]

Эколого-правовая ответственность является составной частью юридической ответственности в целом и обладает всеми чертами, которые ей присущи. В то же время она имеет и свои особенности, определяемые спецификой эколого-правового отношения.

Во-первых, вред, причиненный экологическими правонарушениями, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, рассматривается (с известной мерой условности) в двух аспектах:

экономическом (материальном) и экологическом (не материальном). Но в ряде случаев в связи с тем, что в сфере охраны природы возместить вред в натуре и восстановить нарушенное положение довольно сложно, а в некоторых случаях невозможно, возмещается он в денежной форме. Поэтому имущественная ответственность в данной области отношений проявляется в материальной ответственности.

Во-вторых, есть свои особенности в порядке определения размера причиненного ущерба.

В-третьих, среди мер принуждения, применяемых к нарушителям экологического законодательства, есть такие (лишение, ограничение или приостановление права пользования), которые не вписываются в рамки традиционных видов ответственности.

В-четвертых, в случае незаконного завладения природными объектами ответственность наступает не за хищение, как в случаях незаконного присвоения других объектов, например, за незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, самовольное занятие земель, по специальным статьям 1 .

Каждая отрасль права имеет свои специфические меры ответственности. Отраслевая ответственность соотносится с юридической ответственностью как отдельное с общим.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;

как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного и др.). 2

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, (поскольку включает нормы различных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного природоохранного и др. отраслей права) выполняющий четыре основные функции:

1. стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний;

2. компенсационную, направленную на возмещение потерь в окружающей среде и восстановление здоровья человека;

3. превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

4. карательную, заключающуюся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

М.М. Бринчук считает, что объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Экологическое правонарушение в зависимости от состава может быть административным или дисциплинарным проступком, либо преступлением, за совершение которых наступает соответственно административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

К нарушителям в соответствии с КЗОТ могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор расторжение индивидуального трудового договора.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которую предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Виды экологических правонарушений, порядок и основания привлечения к административной ответственности за правонарушения регулируются главой 19 Кодексом РК Об административных правонарушения

В статье 554 (КоАП РК) определены полномочия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и природных ресурсов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 122, 123, 240-249, 259-275, 291, 295-297, 301, 302 (частями первой, второй), 303 (частью первой), 304 (частью первой), 305 (частью первой), 306 (частью первой).

В соответствии со ст. 557 Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 323 (когда эти нарушения являются нарушением санитарногигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха,

В соответствии со ст. 559 Должностные лица уполномоченного органа в области ветеринарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 310 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган по карантину растений и его органы на местах рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 294, 307, 309 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по водным ресурсам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 127, 276, 277, 278 (частью второй), 279-281, 314 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 125, 126, 282290, 292, 294-297, 298 (частью первой), 299 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по управлению земельными ресурсами рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 121, 250-258 настоящего Кодекса.

Одним из важнейших видов ответственности на современном этапе развития общества является гражданскоправовая ответственность.

Для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда.

Цель гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении нарушенного имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого. [16]

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданскоправовую ответственность подразделяют на договорную (за причинение вреда) и деликатную (неосновательное обогащение). [17]

Под таксой понимается заранее установленная расценка товаров или норма оплаты чего-нибудь. В области экологии часто таксовый метод — единственно возможный вариант исчисления убытков.

Здесь такса определяет в твердой сумме размер возмещения за каждый экземпляр незаконно добытой продукции того или иного вида. В эту сумму включается стоимость всех отрицательных последствий, возникающих в связи с незаконной добычей или уничтожением природного объекта:

— неполученной продукции (древесины, пушнины, мяса и т.д.);

— неиспользованных затрат, вложенных для улучшения природного объекта;

— расходов на восстановление прежнего состояния объекта и т.п.

Постановлением Правительства РК от 04.09.2001г. утверждены Размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, исчисляемой по таксе за каждый особь (за один килограмм) в месячных расчетных показателях. Таксы определены на наземных млекопитающих, птиц, примыкающих земноводные, насекомые, паукообразные, рыбы, морские млекопитающие и водные беспозвоночные.

Например, за уничтожение снежного барса размер возмещения вреда определен 2000 расчетных показателей, сокола балабана 700 расчетных показателей, осетр, севрюга, гибриды осетровых, икровые (за один килограмм) 5 расчетных показателя и.т.д. Таксовая ответственность установлена и за нарушение лесного законодательства.

Пленум Верховного суда РК в постановлении от 22 декабря 2000г., «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» указал, что при рассмотрении гражданских дел, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды, судам следует в обязательном порядке выяснять обстоятельства, свидетельствующие о наступлении вредных последствий, а также принимать меры к установлению причинителя вреда, наличия вины и причинной связи.

При невозможности установления причинителя вреда суды должны возлагать ответственность на собственника природного ресурса или иного титульного владельца, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране (пункт 1 ст. 917 ГК), пункт 1. По общему правилу, вина является необходимым основанием привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде, при этом в силу пункта 2 статьи 917 ГК истец освобождается от обязанности доказывания вины причинителя вреда.

Вместе с тем, судам следует иметь в виду, что в отдельных случаях допускается возложение ответственности за вред, причиненный окружающей среде, независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.

В силу пункта 1 статьи 931 ГК, юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, возмещают причиненный ими вред независимо от наличия их вины.

Вопрос о том, представляет ли деятельность физического или юридического лица повышенную опасность для охраны окружающей среды, решается судом в каждом конкретном случае самостоятельно,

Обратить внимание судов, что в отдельных случаях законодательными актами прямо указано на повышенную опасность той или иной деятельности для окружающей среды.

54. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Юридическая ответственность за экологические правонарушения – это отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Основанием юридической ответственности является совершение экологического правонарушения — виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Выделяется 4 вида юридической ответственности:

1) административная ответственность (КоАП установлены формальные составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды);

2) уголовная ответственность (главное отличие экологических преступлений от административных правонарушений заключается в более высокой степени их общественной опасности);

3) гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда, причиненного окружающей среде);

4) дисциплинарная ответственность (наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей, связанных с выполнением экологических требований).

55. Понятие и состав экологического правонарушения

Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Состав экологического правонарушения:

1) объект (общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права)

2) субъект (юридические, должностные и физ.лица, в том числе иностранные юр.лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды)

3) объективная сторона

— причинение или реальная угроза причинения экологического вреда

— причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом

4) субъективная сторона (вина правонарушителя)

56. Уголовная ответственность за экологические преступления

Экологическое преступление — это предусмотренное УК и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов. Виды составов преступлений:

1) Специальные экологические составы — сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» УК РФ. Например: загрязнение вод, порча земли, незаконная охота и т.д.

2) Смежные составы — выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка. Например: отказ в предоставлении гражданину информации, регистрация незаконных сделок с землей и т.д.

3) Дополнительные составы — ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Например: злоупотребление должностными полномочиями, халатность и т.д.

Виды наказаний за совершение экологических преступлений: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок.

52. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

Админ. ответс-ть – предусмотрена за совершение экологправонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юрид. и физ. лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агро-химикатами; законодательства об экологической экспертизе, за сокрытие или искажение экологической информации. Она выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии с одновременным возмещением вреда, причиненного природной среде.

Админ ответ-ть установлена нескол. фз — Законом «Об охране окруж природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, ЗК, Законом «Об особо охраняемых прир террит-ях». Реальное привлечение, к административной ответственности за эколог правонарушения затруднено в силу некоторых противоречий современной законодательной базы. В КоАПе РФ существуют реальные пробелы в этом направлении. Поэтому применение данного кодекса затруднительно и позволяет уйти от ответственности нарушителям природоохранного законодательство.

Закон РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды» определяет объекты распространения юрисдикции, субъекты административной ответственности за экологические правонарушения, размеры материального наказания (штрафов).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности виновного возместить потерпевшей стороне вред в полном объеме. Следует отличать случаи, когда вред природной среде причинен в результате правомерной антропогенной деятельности, т.е. без нарушения действующего законодательства, а когда вследствие экологического правонарушения. Формы возмещения правомерного и неправомерного вреда различны. В первом случае компенсация причиненного вреда осуществляется путем внесения платежей за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренных ст.16 Закона «Об охране окружающей среды», во втором – путем привлечения виновного к гражданско-правовой ответственности. Возмещение вреда, причиненного природной среде, регулируется ГК РФ (гл. 59) и Законом «Об оос» (ст. 77- 79).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Для исчисления убытков обычно используется таксовый метод (т.е. оплата «по таксе»), главной функцией которого является компенсация вреда. Имущественная (таксовая) ответственность возникает в случаях уничтожения или порчи объектов природы и носит как договорный, так и внедоговорный характер. Другими словами, она наступает за нарушение обязательств, связанных с использованием природных ресурсов, либо за невыполнение обязанностей, вытекающих из иных установленных законом оснований. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет причинителя вреда (как правило — юридического лица), а в конечном итоге за счет виновного лица. (С физического лица обычно удается взыскать лишь незначительную часть нанесенного ущерба, поскольку сумма возмещения вреда обычно много больше доходов конкретного работника — виновника экологического правонарушения.) Взысканные суммы должны расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений, на удовлетворение интересов не только потерпевшего природопользователя, но и собственника природного объекта — государства, общества в целом, в отдельных случаях — юридического или физического лица.

Видов юридической ответственности за экологические правонарушения

Лекция № 6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

1. Экологическое правонарушение: понятие и виды.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя .

2. совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления.

Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

3. часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права.

Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране .

Классификация экологических правонарушений:

– по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

– по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения , нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

– по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

– по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

– по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

– по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

– по принадлежности субъекта , управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Об экологическом правонарушении можно говорить только тогда, когда имеются в наличии все его основные элементы: объект, субъект, объектив­ная сторона и субъективная сторона.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются

· собственности на природные ресурсы,

· охраны окружающей среды от вредных воздействий,

·защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.). Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины:

1. умысел (прямой или косвенный);

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

Функции юридической ответственности за экологические правонарушения :

· стимулирующая к соблюдению норм экологического права;

· превентивная , обеспечивающая предупреждение новых правонарушений;

· компенсационная , направленная на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

· карательная , заключающаяся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

Административная ответственность за экологические правонарушения — это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это — повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3), а юридического — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Часть из них помещена в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», часть — в главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель».

Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, могут быть разделены на 4 группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих эколого-правовых требований, действующих в отношении всех или большинства институтов экологического права. К их числу относятся: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ) и т. д.

Во вторую группу (довольно многочисленную) входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных компонентов природной среды (природных ресурсов). К ним относятся: порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (ст. 8.35 КоАП РФ) и ряд других составов.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд, и др .

В четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д.). В их числе — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), выпуск и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40 КоАП РФ) и т.д.

Законодательство РФ об административных правонарушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ): 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (управление транспортным средством, охоты); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.2 КоАП РФ); 8) дисквалификация.

Уголовная ответственность в области природопользования применяется в случаях, когда деяние, посягающее на экологический правопорядок, является социально опасным.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Основанием уголовной ответственности в данной области является экологическое преступление.

Субъектом экологического преступления может являться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдельными составами преступлений предусмотрены специальные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного положения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопасности, контролю в области природопользования и другие функции.

В УК РФ 1996 г. впервые выделены экологические преступления в качестве самостоятельного вида преступлений, что обусловлено повышенной социальной значимостью объекта уголовно-правовой охраны, в широком смысле понятие «экологические преступления» охватывает все виды преступлений, предметом посягательства которых выступает окружающая природная среда. Данные преступления классифицируются на две основные группы:

1) смежные составы экологических преступлений. Непосредственным объектом противоправного посягательства в этих составах выступают отношения собственности, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности и др.;

2) собственно экологические преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ. Непосредственным объектом данной группы преступлений являются отношения по поводу охраны природной среды. Все эти составы можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства:

• нарушение действующих правил в области экологопользования : ст.246 – 249 УК РФ;

• порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.: ст.250 – 255, 257 УК;

• преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны: ст.256 , 258, 260 УК

• преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры: ст. 259, 261-262 УК.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения – санкция, распространяющаяся на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности.

Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Смотрите еще:

  • Возвращаем исполнительный лист приставам Как вернуть исполнительный лист из отдела судебных приставов? 07 декабря 2015 года я подал исполнительный лист в отдел судебных приставов. 14 февраля 2017 года я подал заявление старшему судебному приставу с […]
  • Часть 1 статьи 84 тк рф Статья 84 ТК РФ. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора Ст 84 ТК РФ с комментариями и […]
  • Ст 1612 коап рф Решение Краснодарского краевого суда от 03 мая 2017 г. по делу N 12-1612/2017 (ключевые темы: перевалка грузов - государственная экологическая экспертиза - экспертная комиссия - морской порт - хозяйственная […]
  • Судебная власть в рт Глава 4. Судебная власть. Прокуратура Статья 106 1. Правосудие в Республике Татарстан осуществляется только судом. 2. Судьи независимы и подчиняются только закону. Статья 107 Судебная власть в Республике […]
  • Частный детский сад оплата материнским капиталом Оплата частного детского сада материнским капиталом Ребенок в семье это не только радость, но и многочисленные финансовые траты. Прекращаешь покупать подгузники и пеленки, приходит черед расходовать средства […]
  • Марфино мировой суд Марфино мировой суд Извлечение из "Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" Статья 126. Порядок вынесения судебного приказа 1. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в […]
  • С какого момента наступает лишение прав С какого момента наступает лишение прав Вопрос Здравствуйте! С какого момента считается 1 год по 130ой ? С момента происшествия (именно тогда изъяли физически водительское удостоверение) или со дня […]
  • Как написать расписку при покупке дома Пишем по образцу расписку о получении задатка при покупке квартиры При покупке квартиры граждане могут так определить порядок расчетов, что покупатель уплатит продавцу часть договорной суммы в виде […]