Ук рф статья 2853

Ук рф статья 2853

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Вернуться к оглавлению : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарий к ст. 285.3 УК РФ

1. Объект преступления — нормальное, отвечающее закону функционирование аппарата управления; в качестве дополнительного объекта могут выступать интересы граждан, общества и государства.

Согласно законодательству действуют различные виды единых государственных реестров. Так, в качестве федеральных информационных ресурсов предусмотрены: Единые государственные реестры юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ, Единый государственный реестр налогоплательщиков. Целью их создания является учреждение единых банков данных, позволяющих в масштабах государства организовывать централизованный учет для надлежащей организации и контроля в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, прежде всего в экономической сфере. Вносимые в упомянутые реестры сведения, документы в силу прямого предписания законов подлежат обязательному хранению.

2. Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями:

внесение в единый государственный реестр того или иного вида заведомо недостоверных сведений, т.е. данных, с очевидностью не соответствующих действительности. Они могут касаться организационной формы предприятия, круга лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, списка акционеров и т.п.;

уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единый государственный реестр.

О характеристике уничтожения документа см. комментарий к ст. 325 УК, подлога — к ст. 292 УК.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотивы и цели для квалификации значения не имеют, но могут учитываться при назначении наказания.

4. Субъект преступления — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК).

5. К квалифицирующему признаку отнесено совершение деяния группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК), а особо квалифицирующему — наступление тяжких последствий (см. комментарий к ст. 285 УК).

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ)

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие деятельность по ведению единых государственных реестров.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за совершение двух самостоятельных составов преступлений:

— умышленное внесение недостоверных сведений;

— умышленное уничтожение или подлог документов.

Предметом совершения преступления, связанного с умышленным внесением недостоверных сведений, является один из существующих, в соответствии с законодательством РФ, единый государственный реестр:

— единый государственный реестр юридических лиц;

— единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

— единый государственный реестр налогоплательщиков;

— единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ним;

— единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— единый государственный реестр автомобильных дорог;

— единый государственный реестр саморегулирующих организаций арбитражных управляющих;

— единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков;

— единый государственный реестр страхового дела;

— единый государственный реестр сертификатов ключей подписей;

— единый государственный реестр лотерей;

— единый федеральный реестр туроператоров.

Порядок ведения реестров установлен Постановлениями Правительства РФ, приказами ведомственных министерств или федеральных агенств.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — внесении заведомо недостоверных сведений.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента внесения в один из вышеуказанных реестров недостоверных сведений.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется прямым умыслом, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по внесению в единый государственный реестр недостоверных сведений и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит ведение единого государственного реестра.

Предметом преступления, связанного с умышленным уничтожением или подлогом документов, на основании которых произведена запись (изменение) в реестре, являются документы.

Перечень документов, необходимых для внесения соответствующей записи (изменения) в единый государственный реестр, определяется отдельно для каждого из вышеперечисленных реестров.

Объективная сторона состава преступления выражена действием: умышленное уничтожение или подлог.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента совершения любого из вышеуказанных действий.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что своими незаконными действиями нарушает установленный порядок ведения реестра и желает этого.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, ответственное за ведение единого государственного реестра.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч.2. К ним законодатель отнес совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Особо квалифицированный состав преступления и ответственность за его совершение предусмотрены ч.3 данной статьи. К особо квалифицирующему признаку законодатель отнес наступление тяжких последствий. Категория тяжкие последствия является оценочной и определяется в каждом конкретном случае отдельно. К таким последствиям, как правило, относятся конституционные права граждан, а также экономические и другие интересы граждан и организаций. В данном случае будет присутствовать еще и

дополнительный объект преступления, определяемый в зависимости от сферы, которой будет нанесен ущерб в результате преступного посягательства.

Преступления против государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Уголовно-правовые нормы о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления содержатся гл. 30 УК РФ.

Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих соответствующую закону деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и иных воинских формированиях.

Непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата.

В составы преступлений, предусмотренных ст. 285, 2851, 290–292 УК РФ, включены предметы: бюджетные средства; средства государственных внебюджетных фондов; материальные ценности, передаваемые в виде взятки; официальные документы.

С объективной стороны составы преступлений, предусмотренные ст. 2851, 2852, 286, 288– 292 УК РФ, характеризуются только действиями. Остальные составы преступлений из рассматриваемой группы могут характеризоваться бездействием.

С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины.

В одних видах рассматриваемых составов преступлений субъектом может быть любое лицо, отвечающее признакам общего субъекта (ст. 291 УК РФ), в других – государственные служащие или служащие органов местного самоуправления (ст. 288 УК РФ), должностные лица (ст. 285–287, 289, 290, 293 УК РФ), должностные лица и публичные служащие, которые нс являются должностными лицами (ст. 292 УК РФ).

Систему преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют следующие преступные деяния:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285′ УК РФ);

3) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ);

4) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ);

5) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

6) неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286′ УК РФ);

7) отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

8) присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

9) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

10) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

11) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

12) посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ);

13) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

14) незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292′ УК РФ);

15) халатность (ст. 293 УК РФ).

Преступления против правосудия

Родовым объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения по осуществлению государственной власти, видовым – совокупность общественных отношений, обеспечивающих специфический вид государственной деятельности суда и органов, содействующих ему, по реализации целей и задач правосудия.

Непосредственным объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов правосудия, нормальную деятельность конкретных органов по осуществлению правосудия, реализации функции уголовного преследования, а также исполнению судебных актов.

В большинстве преступлений против правосудия имеется дополнительный объект в виде конституционных прав и свобод личности, здоровья и жизни человека, отношений собственности и др.

Объективная сторона данных преступлений характеризуется деяниями, направленными на воспрепятствование и противодействие нормальной деятельности органов, осуществляющих правосудие.

С субъективной стороны все преступления этой группы совершаются только умышленно, причем подавляющее большинство – исключительно с прямым умыслом (ст. 295, 299, 300 и т.д. УК РФ).

Субъектами преступлений против правосудия являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет, а также специальные субъекты (ст. 299, 303, 307, 308, 315 УК РФ).

Преступления против правосудия делятся в теории уголовного права на четыре группы:

1) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом;

2) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению функции уголовного преследования;

3) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов по исполнению судебных актов;

4) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность всех органов по осуществлению правосудия, либо органов суда по осуществлению правосудия, а также органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования, либо органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования, а также органов, исполняющих судебные акты.

Систему преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом, составляют следующие преступные деяния:

1) воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ);

2) угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);

3) неуважение к суду (ст. 297 УК РФ);

4) фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);

5) вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ).

Систему преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования образуют следующие преступные деяния:

1) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ);

2) незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ);

3) незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ);

4) принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);

5) провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

6) разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ).

Систему преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов по исполнению судебных актов, образуют:

1) незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);

2) побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ);

3) уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы (ст. 314 УК РФ);

4) уклонение от административного надзора (ст. 3141 УК РФ);

5) неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Систему преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность всех органов но осуществлению правосудия либо органов суда по осуществлению правосудия, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования, образуют следующие преступные деяния:

1) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);

2) угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);

3) фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ);

4) заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ);

5) заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ);

6) отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ);

7) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ);

8) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ);

9) укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ).

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ).

Объект этого преступления — нормальная деятельность уполномоченного государством органа по ведению единого государственного реестра.

Предмет преступления (ч. 1) — любой из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представляющих собой федеральные информационные ресурсы (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество; Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; Единый государственный реестр налогоплательщиков; Единый государственный реестр автомобильных дорог) и документы, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры (при условии, что обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации). К ним могут относиться различные акты, справки, отчеты, заключения, договоры, свидетельства и т. д.

Объективная сторона (ч. 1 ст. 285 3 УК РФ) характеризуется совершением следующих альтернативных действий: 1) внесение в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений; 2) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры.

Уничтожение документов — это приведение документов в полную негодность, когда их восстановление невозможно.

Подлог документов предполагает внесение в них заведомо ложных сведений либо исправлений, подчистку, дописку текста и т. п., искажающих смысл их содержания.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 3 УК РФ, содержит формальный состав и признается оконченным с момента совершения указанных деяний.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что вносит в один из единых государственных реестров заведомо недостоверные сведения либо уничтожает или совершает подлог документов, на основании которых вносится запись или изменения в указанные государственные реестры, и желает поступать подобным образом.

Субъект преступления — должностное лицо.

Повышенная ответственность за данное деяние наступает, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 285 3 УК РФ). В подобной ситуации в совершении преступления принимают участие два должностных лица и более, заранее договорившиеся об этом.

Особо квалифицированный состав преступления образует совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 285 3 УК РФ, если это повлечет тяжкие последствия (например, дезорганизацию деятельности учреждений, причинение крупного материального ущерба, создание условий для хищения значительных государственных денежных средств, совершение коррупционных преступлений, рейдерские захваты).

Ук рф статья 2853

Установление уголовной ответственности за фальсификацию различных государственных реестров и систем учета прав владельцев ценных бумаг обусловлено тем, что основным назначением единых государственных реестров и систем учета прав владельцев ценных бумаг является упорядочение гражданского оборота отдельных видов объектов посредством осуществления учета и удостоверения прав на них определенных лиц или организаций, объема этих прав, их ограничения, обременения, а также связанных с этими объектами юридических фактов.

Информация реестров имеет правоудостоверяющий характер, то есть в предусмотренном порядке подтверждает перед третьими лицами факт принадлежности права на объект определенному лицу или организации, а также иные обстоятельства, имеющие юридическое значение. Удостоверенный факт обеспечивается государственной, в том числе судебной защитой. Поэтому изменение учетных данных приводит к возможности совершения противоправных действий в отношении имущества, имущественных прав, захвата управления в юридическом лице под прикрытием «фиктивного» юридического основания своих действий.

Наиболее распространенным способом рейдерского захвата по рассматриваемой «черной» схеме является представление в налоговый орган поддельного протокола общего собрания акционеров (участников) общества о переизбрании или переназначении единоличного исполнительного органа общества (генерального директора) и последующем внесении на основании этих поддельных документов должностным лицом налогового органа изменений в единые государственные реестры юридических лиц. На основании этих изменений такой «генеральный директор» совершает от имени общества сделку по отчуждению имущества компании в своих интересах.

Систему преступлений, связанных с фальсификацией единых государственных реестров и систем учета прав владельцев ценных бумаг можно представить в следующем виде.

1. В зависимости от вида учета:

а) преступления, посягающие на порядок учета прав владельцев ценных бумаг:

— представление в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений (ч. 1 ст. 170.1 УК);

— внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета, либо с применением насилия или угрозы его применения (соответственно ч.ч. 2 и 3 ст. 170.1 УК);

— внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в реестр владельцев ценных бумаг, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 185.2 УК);

б) преступления, посягающие на порядок ведения единых государственных реестров:

— представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных сведений (ч. 1 ст. 170.1 УК);

— умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 285.3 УК).

2. В зависимости от субъекта преступления:

а) преступления, совершаемые лицами, не обладающими правом доступа к реестрам и другим системам учета прав, а также не являющиеся должностными лицами — ст. 170.1 УК;

б) преступления, совершаемые лицами, в служебные обязанности которых входит совершение операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги (реестродержатели, профессиональные участники рынка — регистраторы и депозитарии) — ч. 3 ст. 185.2 УК;

в) преступления, совершаемые должностными лицами — ст. 285.3 УК;

г) преступления, совершаемые общим субъектом — ст. 285.3 УК.

Далее представляется важным критический анализ уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 2853 УК. Важность уголовно-правового анализа данной нормы обусловлена актуальностью совершенствования деятельности государственных органов по обеспечению функционирования и повышению инвестиционной привлекательности рыночной экономики России, а также необходимостью снижения уровня коррупции.

Указанная статья объединяет два самостоятельных состава преступления: во-первых, умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, заведомо недостоверных сведений; во-вторых, умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Предметом преступления выступают: 1) единые государственные реестры; 2) документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры.

Единый государственный реестр представляет собой информационную базу данных актов государственного органа вместе с подтверждающими правильность принятия этих актов документами.

В Российской Федерации реестровая система достаточно обширна и включает в себя несколько десятков различных видов реестров. В качестве предмета преступления выступают лишь «Единые государственные реестры». Реестров с подобным наименованием также достаточное количество.

Полагаем, что для акцентуации именно антирейдерского содержания рассматриваемой статьи перечень реестров должен быть ограничен и содержать лишь ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП, по аналогии со ст. 1701 УК. Во-первых, очевидной причиной криминализации подобного деяния явились неоднократные случаи совершения рейдерских захватов с участием должностных лиц налоговых органов и службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которые по своему служебному положению имели возможность внесения ложных сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и ЕГРП. Во-вторых, общественная опасность внесения заведомо недостоверных сведений либо уничтожения документов иных видов реестров не слишком велика, без наступления от данных деяний общественно-опасных последствий, в связи с этим подобные действия при наличии к тому оснований следует квалифицировать по общим нормам, предусмотренным ст.ст. 285 и 286 УК.

Следует заметить, что первоначально разработчики [2, с. 7] законопроекта предлагали установление уголовной ответственности лишь за фальсификацию только ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Объективная сторона первого состава преступления, предусмотренного ст. 2853 УК, заключается во внесении должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, заведомо недостоверных сведений. Внесение недостоверных сведений, как форма объективной стороны преступления, состоит в совершении действий по фальсификации единых государственных реестров, т.е. искажении истинных учетных данных об объектах, регистрируемых в них. Государственные реестры ведутся на электронном и бумажном носителях, каждый из которых представляет неотъемлемую часть единого государственного реестра, поэтому объективную сторону состава рассматриваемого преступления в равной степени образуют действия как по фальсификации данных электронного, так и документального носителя учетной информации.

Преступное деяние может выражаться и во внесении первичных сведений о регистрации права или субъекта, например о создании фиктивных юридических лиц, о получении статуса индивидуального предпринимателя подставным лицом, о регистрации мнимой сделки и т.д.

Вторая форма объективной стороны состоит в уничтожении или подлоге документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Уничтожение предполагает полную физическую ликвидацию документов, входящих в предмет преступления, после чего их восстановление невозможно. Подлог выражается в частичном или полном искажении информации, содержащейся в документах. При этом подлог может быть двух видов — интеллектуальный и материальный.

Подлог не может состоять в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные данные об объектах регистрации, так как ответственность за подобное деяние предусмотрена в ст. 1701 УК.

Составы преступлений сконструированы по типу формальных, в связи с чем они считаются оконченными с момента совершения указанных действий. Следует критически отнестись к определению некоторыми авторами состава рассматриваемого преступления как материального [2, с. 122], так как закон не предусматривает в качестве обязательного признака состава какие-либо последствия. Внесение ложных сведений, подлог и уничтожение документов представляют собой формы деяния. Они могут повлечь наступление негативных последствий, прежде всего имущественного характера, но данные последствия, как утверждается разработчиками, умышленно не включены в состав преступления в целях возможности привлечения «рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах рейдерского захвата, упреждая наступление указанных негативных для собственника последствий» [2, с. 6].

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 2853 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно вносит в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, сведения, осознает несоответствие действительности этих сведений и желает совершить указанные действия либо осознает общественную опасность действий по уничтожению или подлогу документов, на основании которых были внесены запись или изменение в вышеуказанные реестры, и желает этого.

Учитывая конструкцию состава, неоднозначную ситуацию с перечнем единых государственных реестров возникает вопрос о возможности и целесообразности установления уголовной ответственности за подобные деяния без указания на их последствия либо цели. Разработчики законопроекта руководствовались целью предупреждения последующих рейдерских захватов и сохранением возможности возмещения возможного ущерба от них путем не нарушения гражданско-правового института добросовестного приобретателя, поэтому все составы, введенные в УК указанным выше федеральным законом № 147-ФЗ, сконструированы по типу формальных. Вместе с тем на практике возможны случаи фальсификации единого государственного реестра либо уничтожения или подлога первичных документов, без цели рейдерского захвата, без намерения незаконного захвата управления в хозяйствующем субъекте, а также без корыстной цели. Например, должностное лицо уничтожит архивные документы до истечения срока их обязательного хранения для освобождения свободного места в помещении, не причинив своими действиями никаких негативных последствий. Полагаем, что подобного рода деяния могут повлечь излишнюю в этом случае уголовную ответственность. Поэтому было бы целесообразно включить в качестве признака субъективной стороны состава преступления специальный мотив — корыстную или иную личную заинтересованность.

В случае внесения недостоверных сведений в единые государственные реестры должностным лицом вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей, например по проверке представляемых на регистрацию документов, его действия необходимо квалифицировать как халатность по ст. 293 УК.

Определяя субъекта преступления, у исследователей может возникнуть неоднозначность понимания этого вопроса. Буквальное пунктуационное толкование рассматриваемой нормы показывает, что специальным субъектом характеризуется лишь первая форма деяния — «внесение должностным лицом заведомо недостоверных сведений в Единые государственные реестры». Указание на специальные признаки субъекта уничтожения или подлога документов, на основании которых внесены запись или изменение в единые государственные реестры, в статье 2853 УК отсутствует. Поэтому субъекта данного деяния следует охарактеризовать как общий, т.е. любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Действительно, уничтожение или подлог документов является общественно опасным деянием, независимо от того, кто совершает подобные действия. Тем более их совершить может не только должностное лицо, но и другой человек, получивший незаконно (тайно, посредством обмана, с применением насилия) либо правомерно доступ к помещению, где хранятся документы реестра, в том числе архивные документы, совершивший поджог либо взрыв помещения, где находились документы реестра с целью их уничтожения. Подобные действия не охватываются составами других преступлений и должны быть квалифицированы по ст. 2853 УК, так как, подобно деяниям должностных лиц, они посягают на интересы государственной власти в сфере регистрации прав и субъектов. Поэтому следует не согласиться с Г.К. Смирновым, полагающим, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 2853 УК, может быть только должностное лицо [2, с. 89].

Признание в качестве субъекта внесения заведомо недостоверных сведений в единые государственные реестры лишь должностных лиц без указания на использование ими своего служебного положения, во-первых, необоснованно расширяет действие данной нормы, во-вторых, не охватывает совершение подобных действий государственных служащих, не являющихся должностными лицами.

Квалифицирующим обстоятельством (ч. 2 ст. 2853 УК) является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы по внесению заведомо недостоверных сведений в единые государственные реестры могут быть лишь должностные лица. Каждый из них должен совершить хотя бы часть объективной стороны преступления. Однако организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста. Содеянное ими следует квалифицировать по ч. 1 ст. 2853 УК и соответствующей части ст. 33 УК.

Участниками группы лиц по предварительному сговору при уничтожении или подлоге документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, могут быть любые лица, при условии, что их действия образовывали объективную сторону состава.

Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного состава (ч. 3 ст. 2853 УК). Эти тяжкие последствия должны быть связаны с внесением в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, находиться в причинной связи. Определение тяжких последствий является вопросом факта и оценивается с учетом всех обстоятельств дела. К таким последствиям, в частности, рекомендуется относить: дезорганизацию работы юридического лица или индивидуального предпринимателя; нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п.

Нельзя согласиться с Г.К. Смирновым, предлагающим относить к тяжким последствия в виде невосполнимой утраты информации единого государственного реестра в результате ее уничтожения как на основном, так и на резервном носителях, а также уничтожения документов, на основании которых эта информация была внесена [2, с. 143]. Во-первых, такие случаи вряд ли возможны как результат только неправомерных действий должностных лиц. А во-вторых, представляется, что с подобными последствиями деятельности субъекта преступления связывается типовая степень общественной опасности деяния, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1 ст. 2853 УК.

Изложенное дает основание полагать, что практика применения ст. 2853 УК в судебно-следственной деятельности будет характеризоваться большой прецедентностью и многочисленными ошибками. И как, к сожалению, принято в России, устранение подобных недостатков будет происходить не перед принятием закона, а после его относительно продолжительного времени действия. Чем активнее научное сообщество будет участвовать в обсуждении обозначенной темы, тем скорее удастся приблизиться к достижению цели предупреждения подобного вида преступности.

Рецензенты:

Сергеев А.Б., доктор юридических наук, профессор кафедры теории права и уголовно-правовых дисциплин Челябинского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Челябинск.

Петров А.В., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.

Смотрите еще:

  • Военный комиссариат питерского района саратовской области Военный Комиссариат Краснокутского и Питерского Районов Саратовской области информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета […]
  • Оплата ст 81 тк рф Оплата ст 81 тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Воинская часть амурская область екатеринославка Войсковая Часть 21720 информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки ФССП Связи […]
  • Досудебная претензия арендатору Досудебная претензия арендатору Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Трудовой кодекс 2018 статья 1731 Трудовой кодекс 2018 статья 1731 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Как правильно составить запрос в организацию о подтверждении стажа Как правильно составить запрос в архив предприятия Юридическая консультация по теме: Как правильно составить запрос в архив предприятия / Пенсия и государственные пособия Для граждан Земельные вопросы и […]
  • Правовая защита прав интеллектуальной собственности Защита прав интеллектуальной собственности в судебном порядке Судебная защита прав интеллектуальной собственности осуществляется в порядке гражданского, хозяйственного и уголовного производства. На начальном […]
  • Договор цессии гк рф статья Договор цессии гк рф статья Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]