Уголовный кодекс рф был принят правительством

Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

24 октября 2018 года

Приведён список законопроектов, для каждого из которых дана информация о текущей стадии законодательного процесса (от принятия в первом чтении и до подписания Президентом РФ). Из списка можно перейти в актуальный текст законопроекта.
Список подготавливается специалистами компании «КонсультантПлюс». Более полная информация об упомянутых в данном материале документах представлена в информационном банке «Законопроекты».

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ С 23 ПО 24 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА

Приняты Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции

Проект Федерального закона N 542772-7

«О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части изменения размера государственной пошлины)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 542736-7

«О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 495006-7

«О ратификации Протокола к Конвенции относительно принудительного или обязательного труда 1930 года»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 494643-7

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции)»

(внесен Верховным Судом РФ)

Проект Федерального закона N 460541-7

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления возможности участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 412455-7

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 301822-7

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за нарушение сроков направления сведений и документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности)»

(внесен Правительством РФ)

Приняты Государственной Думой ФС РФ во II чтении

Проект Федерального закона N 551485-7

«О внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации» (об уточнении перечня документов, представляемых для применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 550262-7

«О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 544585-7

«О внесении изменений в статьи 2 и 29 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в части совершенствования механизма установления и применения социальных гарантий, предусмотренных для члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы)

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ, членами Совета Федерации ФС РФ)

Проект Федерального закона N 386110-7

«О внесении изменений в статью 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части наделения военнослужащих войск национальной гвардии полномочиями по доставлению физического лица, судна и других орудий совершения административного правонарушения)»

(внесен Правительством РФ)

Приняты Государственной Думой ФС РФ в I чтении

Проект Федерального закона N 556365-7

«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556364-7

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556363-7

«О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556362-7

«О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556373-7

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556369-7

«О внесении изменения в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556368-7

«О внесении изменений в Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556367-7

«О внесении изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 556366-7

«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 544929-7

«О внесении изменений в статью 20.1 Федерального закона «Об оружии» (в части совершенствования нормативного правового регулирования оборота наградного оружия)»

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 491436-7

«О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (об исключении из сферы действия Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в части проведения специальной оценки условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — религиозными организациями)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 463784-7

«О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на религиозные организации»

(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 462578-7

«О внесении изменений в часть 1 статьи 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (по вопросу предотвращения попытки иностранного вмешательства в избирательные процессы в Российской Федерации)»

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Уголовный кодекс

Главная > Реферат >Государство и право

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства.2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 83Президент Российской Федерации:а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84 Президент Российской Федерации:а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;г) вносит законопроекты в Государственную Думу;д) подписывает и обнародует федеральные законы;е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 85 1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86 Президент Российской Федерации:а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;в) подписывает ратификационные грамоты;г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87 1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88 Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89 Президент Российской Федерации:а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;в) осуществляет помилование.

Статья 90 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 92 1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 102 1. К ведению Совета Федерации относятся:а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;д) назначение выборов Президента Российской Федерации;е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103 1. К ведению Государственной Думы относятся:а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;е) объявление амнистии;ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104 1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 114 1. Правительство Российской Федерации:а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;г) осуществляет управление федеральной собственностью;д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 125 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:а) между федеральными органами государственной власти;б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Что такое Уголовный Кодекс РФ, для чего предназначен, где и как действует: от и до

Регулятором правовых отношений на территории России являются многочисленные законодательные акты. В зависимости от содержания и сферы действия определяются их основные функции. Так, в качестве главного регулятора и основного источника уголовного права на территории РФ выступает Уголовный Кодекс.

Любой житель нашей страны так или иначе сталкивался с данным законодательным сводом, однако дать ему полного определения и объяснить его назначение могут лишь единицы. Именно поэтому наш ресурс решил рассмотреть Уголовный Кодекс РФ более подробно, посвятив ему целую статью, которая в полной мере освещает суть, принципы действия и необходимость законодательного акта.

Назначение и история появления УК РФ

Уголовный Кодекс как источник и регулятор уголовного права

Уголовный Кодекс (УК) РФ является главным источником и регулятором уголовного права на территории нашей страны. Данный законодательный акт, признающийся нормативным, устанавливает понятие преступного деяния и меру наказания за него в России.

В разные годы в нашем государстве принимались аналогичные нормативно-правовые акты, которые опирались на свои принципы прав и свободы граждан, считающиеся основным на тот период времени. Действующий на сегодняшний день УК был принят более 20 лет назад. После развала СССР новое правительство Российской Федерации начало создавать свои законодательные акты, упор в которых делался на принципиально новые принципы прав и свобод граждан.

Что касается уголовной сферы правоотношений, то первые работы над созданием его источника и регулятора были начаты в 1992-ом году. Все проекты рассматривались действующим правительством и поддавались некоторой правки. Окончательно УК РФ сформировался лишь в 1996-ом году, после чего:

  • 24.05.1996-ого года был принят Госдумой;
  • 5.06.1996-ого года был одобрен Советом Федерации;
  • 13.06.1996-ого года был подписан президентом.
  • 1.01.1997-ого года вступил в полную законную силу на территории РФ.

С тех пор именно Уголовный Кодекс РФ – основной источник уголовного права, который определяет все преступные деяния на территории нашей страны и меру наказания за их осуществление. Иных регуляторов уголовного права в нашей стране нет.

Уголовное законодательство

Уголовный Кодекс РФ регулярно правится

Согласно 71-ой статьи Конституции РФ принятием или правкой нормативно-правовых актов, касающихся уголовного права, могут заниматься только федеральные органы госвласти. Таким образом, на территории России полностью исключена практика, при которой УК РФ может иметь отличия в конкретно взятом регионе.

Любая поправка кодекса возможна только на правительственном уровне. Осуществляется изменение уголовно-регулирующего акта путем принятия федеральных законов и только с одобрения действующей Госдумы (105-ая статья Конституции РФ).

Уголовный Кодекс РФ кодифицирован, то есть имеет главы, параграфы и прочие иерархические подразделения. Общие принципы уголовного законодательства в России построены на положениях УК РФ и четко в нем регламентированы. Так, согласно 1-ой статьи акта именно он является главным и единственным уголовным законом в РФ.

Любой закон, принимающийся и предусматривающий несение уголовной ответственности, должен быть включен в УК РФ. Законодательные акты подобного рода квалифицируются как форма изменения, дополнения или прочая правка действующего Уголовного Кодекса.

Стоит отметить, что в соответствии с 331-ой статьей УК РФ начало военных действий на территории нашей страны разрешает создать и принять самостоятельный уголовный закон, который будет регулировать уголовную ответственность за какое-либо преступление, направленное против военной службы.

Как и любой другой законодательно-нормативный акт в России, Уголовный Кодекс создавался, правится и на данный момент времени основывается на Конституции РФ и нормах международно-правовых отношений.

Структура кодекса

Уголовный Кодекс РФ состоит из двух частей

Как было упомянуто ранее, УК РФ имеет кодифицированную структуру, сохраняя при этом внутреннее единство и общепонятность. Состоит кодекс из двух основных частей:

  • Общей, которая имеет подразделение на 6 разделов, 17 глав и 104 статьи (с 1-ой по 104-ую). Она определяет основные понятия, которые каким-либо образом связаны с регуляцией уголовного права на территории РФ.
  • Особенной, имеющей подразделение на 6 разделов, 19 глав и 256 статей (со 105-ой по 361-ую). Она определяет конкретные преступления, за которые полагается несение уголовной ответственности, их состав и меру наказания за их совершение.
  • Обе части Уголовного Кодекса являются неотъемлемыми и важными в его составе, так как в полной мере выражают всю суть уголовного права в нашей стране.

Первые 104 статьи УК РФ, основывающие общую часть кодекса, содержат такие понятия как:

  1. уголовное право, его суть и основные принципы на территории России;
  2. преступление, его категории и мера ответственности;
  3. вина, ее формы и виды;
  4. наказание, его виды, цели и порядок назначения;
  5. принципы освобождения граждан от уголовного наказания;
  6. иные понятия, относящиеся к уголовно-правовым отношениям.

Что касается особенной части кодекса, то она конкретизирует определенный вид преступления, его состав и меру наказания. Наибольшие информационные единицы УК РФ – это его статьи. Как правило, они состоят из нескольких частей, которые введены с целью уточнения всех нюансов рассматриваемого уголовного понятия или преступления. Каждая часть выделяется арабской цифрой.

Части, в свою очередь, могут подразделяться на пункты, которые служат для более детального разбора рассматриваемой части и обозначаются буквам русского алфавита. Помимо пунктов и частей, УК РФ имеет такую информационную ячейку как примечание. Подобные элементы кодекса раскрывают некоторые понятия уголовно-правовых отношений и формулируют вид уголовно-правового института, рассматриваемого в конкретной статье.

В УК РФ иерархия представлена сплошной нумерацией каждого кластера акта (разделы, главы, статьи). Включение новых статей и глав или, наоборот, их исключение не меняют существующую нумерацию. При добавлении нового кластера между несколькими старыми нумерация продолжается в таком же порядке, но с индексированием. Например, добавленная статья между 234-ой и 235-ой получит номер «234.1». Если статья или глава исключается из кодекса, то на ее старом месте ставится соответствующее оповещение.

Действие акта

Уголовный Кодекс РФ действует на всей территории государства

Рассматривая все вопросы, касающиеся действия УК РФ, может потребоваться ссылаться на огромное количество законов и не только тех, что определяют регулирование уголовного права. Обобщая суть данной темы, можно констатировать следующее:

  • УК РФ действует на территории всей Российской Федерации (статья 11 УК РФ).
  • Все положения кодекса являются действительными в период между их официальным утверждением и официальной отмены.
  • Отмена какого-либо уголовного закона сопровождается и отменой всех следственных и судебных мероприятий, связанных с ним, а также с освобождением ранее осужденных граждан по данному закону.
  • Содержание закона, по которому рассматривается то или иное уголовное преступление, должно иметь тот вид, которое имело на момент совершения уголовного преступления.
  • Рассматривая положения УК РФ в судебном процессе, суд обязан выносить вердикт в соответствии с ними, однако каждую ситуацию также важно рассматривать индивидуально с учетом всех отягчающих или смягчающих наказание факторов.

Пространственное действие Уголовного Кодекса РФ распространяется:

  1. на всю сухопутную территорию России;
  2. на все водное пространство, принадлежащее нашей стране;
  3. на недра, расположенные ниже почвенного слоя сухопутной территории России;
  4. во всем воздушном пространстве над территорией РФ;
  5. в континентальном шлейфе, принадлежащему нашему государству;
  6. в любой исключительной экономической зоне РФ;
  7. на некоторых объектах, находящихся за пределами России, но являющиеся резидентами нашей страны (российские корабли, космические шаттлы и т.п.).

Определяя правомочность действия УК РФ в пространстве, необходимо углубленно обращаться в международные правовые акты, касающихся вопросов уголовного права. Выше представлены лишь основные пространственные зоны, где действует данный законодательный акт.

Как видите, Уголовный Кодекс РФ – это основной и единственный в своем роде регулятор и источник уголовного права в России. Любой гражданин обязан придерживаться его положений и учитывать их перед совершением какого-либо уголовного преступления. Соблюдение правовых норм и правил – обязанность каждого жителя нашей страны. Пренебрегать уголовным правом запрещено, поэтому допустив какое-либо его нарушение, каждому придется нести ответственность в соответствии с УК РФ, не забывайте об этом.

С Уголовным Кодексом вас также ознакомит и видеоматериал:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Нужен ли России новый Уголовной кодекс

За последние годы в нашем обществе накопилось много вопросов к законодателям. Целый спектр резонансных Уголовных дел создали ситуацию, когда приговоры вызывали возмущение общественности, так как приговор никак не соответствовал тяжести содеянного.

Простые граждане, не являющиеся юристами, считают такую ситуацию недопустимой. Соблюдение справедливости и принцип неотвратимости и соразмерности наказания – вот, что хотят ощущать граждане России, узнавая о приговорах судов. Но это происходит далеко не всегда.

Бьют тревогу и юристы. Наш Уголовный кодекс перестал быть целостным – ситуация характеризуется беспорядочными и противоречивыми изменениями уголовного законодательства. Они приняты бессистемно, никто не просчитал их действия и последствий.

России нужен новый Уголовный кодекс – к этой точке зрения склоняется группа юристов, наших единомышленников. Это очень серьезный вопрос, требующий комплексного и вдумчивого подхода.

Предлагаю вашему вниманию статью кандидата юридических наук Максима Ивановича Орешкина, поясняющая нашу позицию и объясняющая, почему России нужен новый Уголовный кодекс.

Нужен ли России новый Уголовной кодекс?

Для всех очевидно, что одним из важнейших показателей национального благополучия является обеспечение общественной, экономической и государственной безопасности страны. Выполнению этой задачи призван служить Уголовный кодекс. К сожалению, приходится констатировать, что современный этап развития уголовного законодательства в России характеризуется зачастую беспорядочными и противоречивыми изменениями уголовного законодательства, принятыми без должной их разработки, прогнозирования их действия на будущее время. Уголовный кодекс постепенно превращается в специальный инструмент в руках органов государственной власти, предназначенный решать насущные проблемы наиболее простым и быстрым, как кажется, способом.

При этом громкие поправки в уголовное законодательство нередко имеют популистский оттенок. Особых бюджетных затрат это, как правило, не влечет. Получается, что решать многие насущные проблемы с помощью уголовного запрета и дешево и сердито. Но есть и обратная сторона медали, скрытая от обычного обывателя, которую видят те, кто вынужден применять такие новеллы: судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, ученые и иные специалисты в данной области знаний.

Действующий Уголовный кодекс был введен в действие с 01 января 1997 г. С 1998 года в УК РФ стали вноситься изменения и дополнения. Интенсивность законотворчества в разные годы в численных показателях варьировалась значительно, однако, наиболее существенные изменения вносились в кодекс в 2003–2004, 2009–2011 и 2016 гг.

На текущий момент принято 215 федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ. Общее количество постатейных правок стремительно приближается к двухтысячному рубежу, в результате чего УК РФ утрачивает свою системность. Для сравнения общее количество поправок предыдущего Уголовного кодекса РСФСР, действовавшего с 1961 по 1997 г., то есть 36 лет, составило всего 87.

Вносимые изменения в УК РФ лишь отчасти обусловлены изменениями социально-экономических условий в нашей стране, требованиями времени, накопленным опытом в деятельности правоохранительных органов. Зачастую поправки в уголовный закон направлены на решение какой-то отдельной вновь возникшей проблемы, получившей большой общественный резонанс, без достаточной проработки механизмов её решения, что, как следствие этого, превращает новые статьи в «мертворожденные» нормы. Наиболее значимые изменения в уголовное законодательство были внесены в период реализации курса на либерализацию уголовной ответственности за экономические и иные общеуголовные преступления, что породило ряд проблем в применении новых норм, а в отдельных случаях привело к обратному эффекту.

Несколько лет назад был объявлен курс на борьбу с коррупцией и должностными преступлениями. В реализации этого подхода был принят Федеральный Закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Суть его в том, что взяточники и коррупционеры стали нести уголовную ответственность в виде штрафов, кратных суммам полученных взяток. Суммы штрафов стали достигать до 100-кратной суммы взятки. По замыслу авторов поправок такой подход должен резко охладить пыл нечистых на руку чиновников.

В целом намерения благие, но что происходит на практике?

Обратимся к статистике. Уже через два года после введения данных норм были подведены предварительные итоги. Из доклада Генерального прокурора Президенту России следовало, что реальное исполнение таких наказаний не превышает 0,1% от общих сумм присужденных штрафов (штрафов назначено 19 млрд. рублей, но реально поступило в бюджет только 19 млн. рублей). Тогда Генеральный прокурор РФ официально признал неэффективность данных норм.

Не сильно изменилась ситуация и на текущий момент. По-прежнему мало кто из крупных коррупционеров реально оплачивает назначенные по приговорам судов штрафы, исчисляемые десятками и сотнями миллионов рублей. Чиновники в принципе не оформляют на себя никакого дорогостоящего имущества, а на имущество их родственников, тем более просто доверенных лиц, никто обратить взыскание не имеет право. Как следствие, штраф остается только на бумаге. Зато врач или преподаватель ВУЗа, осужденный за получение взятки в сумме 5 – 10 тысяч рублей, изыскивает последние средства для оплаты полумиллионного штрафа по приговору суда, повышая статистические показатели по количеству реально исполненных приговоров по коррупционным преступлениям.

Неужели подобное развитие ситуации нельзя было спрогнозировать в момент разработки проекта данного Федерального закона?

Выход из сложившейся ситуации представляется в четкой дифференциации уголовного наказания, применительно к социальным слоям взяткополучателей, и проработанном механизме замены неисполненного наказания в виде штрафа на лишение свободы, с упразднением лазеек уклонения от такого наказания.

И, конечно же, введение самостоятельного вида наказания, дополнительно к основному – конфискации имущества не только, принадлежащего самому чиновнику, но и его родственникам, близким лицам, при наличии оснований полагать, что имущество было приобретено в результате преступной деятельности.! При этом бремя доказывания законности его происхождения возложить на юридических владельцев такого имущества. О введении конфискации имущества для коррупционеров говорят много, но реальных шагов в этом направлении сделано мало.

Другой важный блок изменений в уголовное законодательство касается предпринимательской сферы. Объявленный курс на либерализацию уголовной ответственности за экономические преступления также не приводит к ожидаемым результатам. Справедливости ради стоит сказать, что начинания в этом направлении носят позитивный характер, но одного желания, как говориться, мало. Необходим тщательный прогноз работы новых норм в среднесрочной и долгосрочной перспективах и четкая корреляция новых норм с другими положениями уголовного законодательства.

К чему приводят подобные упущения можно рассмотреть на примере следующих поправок. В 2011 г. в Уголовный кодекс была введена новая статья 76.1, предусматривающая возможность освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, если лицо совершило преступление впервые; полностью возместило потерпевшему ущерб от преступления и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба или полученного дохода (до 2017 года речь шла о пятикратной сумме). Данная норма призвана, с одной стороны, облегчить деятельность предпринимателей, с другой стороны, компенсировать потерпевшим причиненный им вред от преступлений, и, наконец, пополнить государственный бюджет за счет раскаявшихся преступников. Согласитесь, такой подход, на первый взгляд, выгладит как акт гуманизма и стоит того, чтобы простить оступившимся бизнесменам их проступки. Но на практике указанные новеллы работают лишь в единичных случаях, и вот почему. Большинство преступлений в сфере предпринимательской деятельности относятся к категории преступлений небольшой тяжести, так как предусматривают максимальное наказание не выше трех лет лишения свободы, срок давности привлечения к уголовной ответственности по которым составляет всего два года с момента совершения преступления. Учитывая то, что уголовные дела экономической направленности требуют длительного времени их расследований и судебных разбирательств, исчисляемых годами, ещё до окончания таких дел срок давности истекает, что является безусловным основанием для прекращения уголовного дела по заявлению виновного лица. Но даже если суд успевает признать такое лицо виновным и приговор в отношении него вступает в законную силу, реальное наказание в виде штрафа, как правило, во много раз (нередко в сотни и тысячи раз) меньше суммы причиненного ущерба. Поэтому возмещать имущественный вред потерпевшему и оплачивать государству ещё двух кратную стоимость такого вреда, то есть оплачивать ущерб трижды, преступнику нет резона. В итоге благие начинания превратились в мертвый груз. Это ещё один пример, что серьезные изменения в Закон должны влечь комплексную проработку всех сопутствующих им норм.

Все в том же 2011 году, по инициативе Президента РФ Медведева Д.А. из Уголовного кодекса были исключены нормы, предусматривающие уголовную ответственность за клевету и оскорбление (статьи 129, 130, 298 УК РФ). В пояснительной записке к данному законопроекту читаем: «Оскорбление и клевета по степени общественной опасности… более соответствуют деяниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нежели Уголовным кодексом Российской Федерации, в связи с чем предлагается статьи 129, 130 и 298 Уголовного кодекса Российской Федерации признать утратившими силу, а ответственность за деяния, предусмотренные указанными статьями, установить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях».

Но не проходит и восьми месяцев, как законом от 28.07.2012 возвращается уголовная ответственность за клевету с введением в Уголовный кодекс новых статей 128.1 и 298.1 УК. В пояснительной записке к этому законопроекту его авторы пишут следующее: «…существующие меры защиты чести и достоинства личности, закрепленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях… регламентирующие законодательные положения о клевете и оскорблении, в полной мере недостаточны… Кроме того, правопорядки практически всех стран мира устанавливают уголовную ответственность за клевету».

Пожалуйста, два прямо противоположных мнения по сути одних и тех же лиц, с разрывом в несколько месяцев. Причем размеры штрафов по возрождённым составам клеветы выросли в несколько раз, появились новые квалифицирующие признаки, отягчающие наказание, по сравнению с прежними редакциями статьей.

Аналогичным образом сложилась судьба ещё одного весьма распространённого состава экономического преступления – контрабанды товаров. Незаконные перемещения через таможенную границу России различных товаров: от стульев до стратегически важных ресурсов, безусловно, способно подорвать экономику любой, даже процветающей страны, но только не России. А как иначе можно понимать логику законодателя, когда наказание за контрабанду товаров было исключено из Уголовного кодекса России? Не сложно догадаться в каком году были приняты эти поправки. Случайно или нет, но все в том же злополучном 2011 году! В этом же году вышли на свободу фигуранты громких уголовных дел, привлекавшихся к уголовной ответственности по отмененной 188 статьей УК РФ. Разумеется, вопрос о возмещении ущерба государству даже не стоял. Ситуация несколько изменилась уже на следующий 2012 год, когда Постановлением Правительства РФ № 923 от 13.09.2012 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ» круглые лесоматериалы были отнесены к стратегически важным ресурсам, что позволило вновь привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных за контрабанду леса.

В последние годы законодатель продолжает принимать неоправданные решения, внося поправки в Уголовный кодекс, порождающие все большие проблем в их реализации на практике. На слуху нашумевшие изменения в 2016 году, коснувшиеся уголовной ответственности за побои по статье 116. Тогда авторы поправок, а с ними и депутаты Государственной Думы, Совета Федерации и Президент России, посчитали, что причинение побоев незнакомому, даже несовершеннолетнему лицу, преступлением являться перестало, а причинение тех же самых повреждений родственникам и лицам, состоящим в отношениях свойства с виновным, даже некровным родственникам, например, кумом куме, уже влекло уголовное наказание. Можно было бы отнестись с сарказмом к подобным законодательным инициативам, если речь не шла о десятках тысяч уголовных дел по всей стране каждый год. Спустя всего полгода с начала действия этих нелепых поправок, все тех же законодателей просветило, и они под нажимом общественного мнения и негативной реакции профессионалов были вынуждены ретироваться и принять очередные поправки в Уголовный закон.

Невольно задаешься вопросом: «Что изменилось в обществе всего за несколько месяцев и что повлекло принятие диаметрально противоположных нормативных актов?». Надо понимать, что внесение поправок в Закон – это не механические и не формальные действия, а, зачастую, судьбоносные решения.

После отмены уголовной ответственности за клевету, контрабанду леса, побои автоматически прекращаются все находящиеся в производстве органов предварительного следствия, дознания и суда уголовные дела, отбывающие наказания лица подлежат освобождению, а судимости по данным статьям аннулируются. Производства по гражданским искам в уголовных процессах о возмещении ущерба гражданам и государству от совершенных преступлений прекращаются автоматически. И эту ситуацию не изменит даже то обстоятельство, что на следующий день или спустя, скажем, восемь месяцев законодатель вновь вводит уголовную ответственность за ранее декриминализованные составы преступлений. Можно расценивать действия лиц, ответственных за принятие подобных поправок, как халатность и ставить вопрос об их наказании, если бы такие решения не принимались депутатами, то есть на коллективной основе. Найти крайнего в таких ситуациях невозможно. Во многом по этой причине допускаются ошибки в законодательных органах власти.

Можно было бы продолжать список недоразумений, возникающих с принятием все новых изменений в уголовное законодательство, но это не является целью настоящей публикации. Вывод очевиден: Уголовный кодекс требует серьезных, конструктивных изменений, с детальной проработкой его новой редакции. Нельзя забывать известную истину: «Все лучшее – это плохо забытое старое». На сегодняшний день существует реальная опасность, что вспаханное многочисленными поправками в Уголовный кодекс поле, может быть засеяно не только пшеницей, но плевелами. После их всходов отделить одно от другого будет весьма проблематично. С принятием нового Уголовного кодекса или новой редакции действующего кодекса могут возникнуть ещё большие проблемы, которые способны нанести серьезный урон по сложившемуся укладу общественных отношений, безопасности населения и государства.

Системные противоречия побуждают все бóльшее количество специалистов задуматься о коренном реформировании Уголовного кодекса. Начиная с середины 2000-х гг. вопрос принятия нового УК РФ периодически находил свое обсуждение вначале в научной среде, а позже и в органах государственной власти. В настоящее время существующую проблему признают руководители всех ветвей власти, в том числе председатель Верховного суда РФ Лебедев В.М., председатель Совета Федерации РФ Матвиенко В.И., председатель Комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинников П.В., которые в разное время высказывались о необходимости принятия новых редакций Уголовного и Уголовно-процессуальных кодексов. Но пока государственные органы бездействуют, определенные либеральные общественно-политические силы времени зря не теряют. Уже разработана концепция нового Уголовного кодекса, выдвинуты весьма смелые идеи под эгидой реализации принципов гуманизма, справедливости, демократии. Безусловно, такие изменения, так или иначе, коснутся каждого из нас. К чему может привести воплощение такой концепции в жизнь, поговорим в следующей публикации.

Орешкин М.И.,
руководитель коллегии адвокатов «Оптимум»,
кандидат юридических наук, г. Иркутск

Смотрите еще:

  • Трудовой кодекс российской федерации от 2012 Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Документ является […]
  • Федеральный закон о предпринимательской деятельности 2007 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии […]
  • Закон о защите прав дольщиков 2014 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской […]
  • Дополнительное соглашение на перевод временно Дополнительное соглашение при временном переводе на другую работу Уважаемые специалисты, помогите, пожалуйста, разобраться. Работаю в учреждении социального обслуживания инструктором по труду. На время […]
  • Право на защиту информации конституция Статья 24 Конституции РФ 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, […]
  • Работа в госслужбе краснодара Работа в госслужбе краснодара Деятельность по профилю организации Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Краснодарский край, […]
  • Ст 24-27 гпк рф Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду СТ 24 ГПК РФ Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются […]
  • Ст 24 фз ооо Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут […]