Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/u184830/uspehliko.ru/www/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Судебная практика приватизации служебного жилья — Успех

Судебная практика приватизации служебного жилья

Приватизация служебного жилья является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить его в собственность практически невозможно. Несмотря на запреты, установленные законодательством, при некоторых условиях это все же реально. В судебном порядке, как правило, истцу удается добиться права приватизировать жилье.

Служебное жилье это жилые дома или квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания. С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре.

Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение. Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя.

В Жилищном кодексе Российской Федерации не предусмотрена процедура приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[1] закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство Российской Федерации все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.

Варианты решения проблемы:

  1. В Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П[2] вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ и, соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Так, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.

Например, Решение Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 25.10.2012 N 7/39 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского поселения Наро-Фоминск»[3]; Решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» Воскресенского муниципального района Московской области от 28.03.2013 N 453/66 (ред. от 13.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения Воскресенск»[4]; Решение Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 15.07.2015 N 134/22 «Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Королев Московской области»[5].

Однако, положительное решение о приватизации служебного жилья — право, а не обязанность собственников помещений и является скорее исключением, чем правилом.

  1. Можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий, либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений.

В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма.

Аналогичной позиции придерживается Верховный Суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года[6] факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.

Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.

В судебной практике судов общей юрисдикции также отмечается сравнительное единообразие позиций по этому вопросу:

— Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-29762[7];

— Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2013 по делу N 11-27888[8];

— Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.06.2013 по делу N 33-5438[9];

— Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.06.2013 по делу N 33-1472[10];

— Определение Калужского областного суда от 29.04.2013 по делу N 33-983/2013[11];

— Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2013 N 5-КГ13-18[12].

Сходные выводы также встречаются в практике арбитражных судов (см., к примеру, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N 18АП-5458/2011 по делу N А76-1542/2010[13]).

Следует отметить: если государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие было акционировано или другим способом реорганизовано в коммерческое общество, но свой жилищный фонд по каким-либо причинам не передало муниципалитету либо органы местного самоуправления не приняли его на баланс, проживающие в таком помещении имеют право требовать заключить с ними договор социального найма и в дальнейшем участвовать в приватизации.

Перевод служебного жилья в муниципальную собственность можно осуществить по согласованию с предприятием — собственником служебного помещения, в результате чего собственник подает в органы муниципалитета ходатайство с просьбой взять жилье на баланс в местную администрацию. Такая практика применяется в основном с жилищным фондом, принадлежащим МВД, Минобороны, МЧС и другим силовым структурам.

  1. Даже если служебное жилье не передано в муниципальную собственность, не следует терять надежду. Необходимо проверить законность присвоения статуса служебного жилья, так как наличие штампа в ордере еще не говорит, что квартира является служебной и есть ряд условий, при которых присвоение статуса служебного жилья будет считаться законным.

Условия, необходимые для присвоения помещению статуса «служебное»

Решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом, с соблюдением установленных требований и в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

Из содержания пункта 3 Постановления Правительства РФ N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»[14] следует, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Использовать жилое помещение в качестве служебного можно только после его отнесения к специализированному жилищному фонду.

Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам.

После принятия решения о присвоении жилому помещению статуса «служебное» данное жилье должно быть зарегистрировано как служебное в установленном порядке в органах государственной регистрации недвижимости.

Следует иметь в виду: ордер с отметкой о том, что данная квартира является служебной, или указание на это в вашем договоре найма не являются доказательством того, что квартира отнесена к служебному жилью.

До 1 марта 2005 года полномочиями по отнесению жилых помещений к служебным были наделены исполкомы районных и городских советов народных депутатов (статья 101 Жилищного кодекса РСФСР[15]; статья 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ[16]).

С 1 марта 2005 года полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации; статья 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; пункт 12 Правил[17]; пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 N 179[18]).

В связи с этим следует запросить у собственника архивных документов соответствующее решение и ознакомиться с ним.

Кроме того, можно сделать запрос в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестра)[19] и получить выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно было быть направлено в отделение Росреестра в течение трех дней со дня его принятия (пункт 14 Правил[20]). Данное сообщение носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или непридания квартире статуса служебной, поэтому отсутствие в ЕГРП сведений о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

Если в территориальном подразделении Росреестра необходимая информация отсутствует или право собственности на квартиру возникло до 31 января 1998 года и не было впоследствии зарегистрировано в Управлении Росреестра, необходимо обратиться в Департамент городского имущества или — в территориальное подразделение бюро технической инвентаризации.

Если все указанные выше условия соблюдены, можно говорить о том, что квартира законно отнесена к категории служебного жилья.

В случае, если нет возможности приватизировать служебное жилье можно обратиться к положениям части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющим перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления других жилых помещений. При условии, что данные лица не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Приватизация служебной квартиры, несмотря на запреты, установленные законодательством, все же реальна. И в судебном порядке, как правило, удается добиться права приватизировать жилье, если не доказано, что жилое помещение предоставлено нанимателю именно как служебное, а не по договору социального найма.

[1] Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» // СПС КонсультантПлюс.

[3] Решение Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района МО от 25.10.2012 N 7/39 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского поселения Наро-Фоминск» // СПС КонсультантПлюс.

[4] Решение Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Воскресенск» Воскресенского муниципального района МО от 28.03.2013 N 453/66 (ред. от 13.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения Воскресенск» // СПС КонсультантПлюс.

[5] Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 15.07.2015 N 134/22 «Об утверждении Положения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Королев Московской области»// СПС КонсультантПлюс.

[6] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» // СПС КонсультантПлюс.

[7] Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-29762 При передаче в муниципальную собственность жилых помещений они утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и, следовательно, данные жилые помещения могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. // СПС КонсультантПлюс.

[8] Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2013 по делу N 11-27888 Иск о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворен правомерно, так как при передаче в муниципальную собственность спорные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. // СПС КонсультантПлюс.

[9] Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.06.2013 по делу N 33-5438 Иск о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворен, поскольку после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, оно утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим помещений, предоставляемых по договору социального найма. // СПС КонсультантПлюс.

[10] Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 05.06.2013 по делу N 33-1472 Иск о признании права собственности на жилое помещение удовлетворен правомерно, так как занимаемая истцами квартира была передана в муниципальную собственность, в связи с чем она утратила статус служебного жилого помещения, к которому подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. // СПС КонсультантПлюс.

[11] Определение Калужского областного суда от 29.04.2013 по делу N 33-983/2013 Иск о возложении обязанности по передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации удовлетворен правомерно, поскольку при передаче в муниципальную собственность спорная квартира утратила статус служебной, в связи с этим истец имеет право на приватизацию жилого помещения. // СПС КонсультантПлюс.

[12]Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2013 N 5-КГ13-18 Отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа. // СПС КонсультантПлюс.

[13] Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N 18АП-5458/2011 по делу N А76-1542/2010 По делу о признании недействительным распоряжения администрации о приватизации служебной квартиры. // СПС КонсультантПлюс.

[14] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»// СПС КонсультантПлюс.

[15] «Жилищный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 20.07.2004) (Утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») // СПС КонсультантПлюс.

[16] Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

[17] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»// СПС КонсультантПлюс.

[18] Постановление Правительства РФ от 25.03.2010 N 179 (ред. от 07.11.2014) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

[19] Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 29.12.2015) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»)// СПС КонсультантПлюс.

[20] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»// СПС КонсультантПлюс.

Судебная практика приватизации служебного жилья

Верховная Рада может запретить переводить служебное жилье в частную собственность. Соответствующие предложения содержит законопроект № 2723 народного депутата Юрия Деревянко, сообщили УНН в пресс-службе политика.

Документом, в частности, предлагается внести изменения в Жилищный кодекс УССР, запретив исключение служебных жилых помещений из числа служебного жилья.

Кроме этого, законопроектом также предусматривается отменить Положение о порядке предоставления депутатам служебных жилых помещений, утвержденное Постановлением Верховной Рады 1995 года.

«В связи с тем, что в последние годы служебного жилья строится все меньше, государство должно быть заинтересовано в сохранении уже существующего фонда служебного жилья», — отметил Юрий Деревянко.

По его словам, обеспечение «крышей над головой» является важным стимулом для лиц, не имеющих жилья, работать на непрестижной и низкооплачиваемой работе, а также в сельской местности. Особенно это касается молодых специалистов (врачей, педагогов и т.д.), которые после окончания вуза не имеют жилья.

Политик отметил, что из-за пробелов в законодательстве создаются условия для фактического хищения служебного жилого фонда для обеспечения жильем некоторых категорий чиновников (прокуроров, судей, народных депутатов и т.п.) путем его «узаконенной» приватизации.

«Уже есть постоянная практика, когда после выдачи ордеров на вселение в дом государственного и коммунального жилищного фонда на период работы госслужащих через менее чем два месяца решением исполнительного комитета указанное жилье исключается из служебного, а его жителям предоставляется возможность приватизировать жилье. Это является узакониванием коррупционного механизма хищения государственного и коммунального имущества», — отметил Юрий Деревянко.

Как известно, законодательство Украины запрещает приватизацию служебного жилья. Однако действующий Жилищный кодекс УССР и подзаконные нормативно-правовые акты, принятые на реализацию его положений, содержат пробелы, которые позволяют вывести жилье из служебного жилищного фонда, то есть фактически из государственной и коммунальной собственности, в частную собственность (путем приватизации).

С начала 2011 года до настоящего времени квартирная очередь военнослужащих уменьшилась только на 700 человек, причем каждый пятый очередник претендует на жилье в «первую очередь». Об этом корреспонденту сообщили в пресс-службе Министерства обороны Украины. Согласно информации пресс-службы, за последние годы жилье получили не более 5 тыс. семей военнослужащих Украины, причем не только постоянное, но и служебное. Более половины квартир удалось выдать за счет финансирования Министерством обороны заказчиков строительства. Однако очередь все еще остается огромной.

Причем практически каждый второй (43%) военнослужащий претендует на квартиру на льготных условиях, четверть – пребывает в списках внеочередного обеспечения жильем, а 18% — и вовсе должны получить квартиру в первую очередь. Руководство Минобороны планирует приобретать квартиры для очередников за счет продажи земель ведомства, которые в настоящее время не используются. Однако для этого необходимы изменение в законодательстве. А вот на перестройку не используемых казарм и учебных корпусов Минобороны под квартиры в этом году денег в бюджете не предусмотрено.

Можно ли приватизировать служебное жилье и как

Служебное жильё — это квартира, которая принадлежит государственному учреждению или определённой организации. Такое жильё предоставляется сотрудникам и служащим для временного проживания. Данные квартиры находятся на учёте специализированного жилого фонда.

Когда государство или организация предоставляют служащему или работнику подобное жильё, с ним заключается договор найма. Действие этого договора распространяется только на время трудовых отношений.

Ведомственная квартира может быть возвращена государству или организации в любой момент, при этом расторгается договор найма по соглашению сторон или личной инициативе нанимателя. Аннулирование соглашения возможно через судебные органы, если проживающие в квартире граждане не исполняют свои обязательства по надлежащему содержанию жилья или по другим причинам. Разберемся, возможна ли приватизация служебного жилья в собственность.

Законодательство и актуальность вопроса приватизации служебного жилья

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Недвижимость переводится в специализированный жилой фонд на основании заявление в Администрацию города, которое должен подавать орган или организация, где трудится работник. На основании Закона под ведомственные квартиры выделяется жильё, расположенное на первых этажах. Городской совет рассматривает заявление и выносит решение о включение квартиры в число ведомственной недвижимости, которая потом предоставляется работнику в пользование.

Сегодня, как и много лет назад, количество служебных квартир является значительным. Этот вопрос не теряет своей актуальности в наше время, так как существует множество профессий, а значит и работников, которые должны проживать по месту своей деятельности или недалеко от этого места. К ним можно отнести:

  • работников ЖКХ;
  • должностных лиц таможни, налоговой инспекции;
  • спасателей;
  • работников рыболовецкого хозяйства;
  • военных офицеров;
  • дворников и так далее.

Приватизация жилья оформляется согласно Закона «О приватизации» № 1541-1 от 04. 07. 1991 года.

Указ Президента нашей страны гласит о том, что гражданин может приватизировать служебное жильё только один раз. Кроме этого приватизировать служебную квартиру можно, если на этот шаг идёт собственник жилищного фонда (государственное учреждение или организация). Ведь многие люди всю жизнь работали в тех или иных организациях или государственных учреждениях и у них нет другого жилья, чтобы по уходу на заслуженный отдых там жить. Таким образом производится социальная поддержка этих граждан.

Условия и документы для оформления жилья

Закон о приватизации жилья в РФ позволяет субъектам самостоятельно устанавливать условия и правила для приватизации ведомственных квартир в каждом конкретном регионе. Это означает, что организации или государственные учреждения могут сами принимать решения о приватизации по своей инициативе.

Кто может приватизировать

Выполнение приватизации квартиры — это право организации, но не обязанность. Поэтому работник должен только подать заявление и надеяться на положительное решение. Человек должен проработать на предприятии не менее 10 лет, чтобы можно было подавать документы на приватизацию.

В перечень лиц кто может получить и оформить приватизацию квартиры входят:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники МЧС и полиции;
  • работники таможни, ФНС, судьи, лесных и рыболовных хозяйств;
  • учителя и врачи.

Таким образом, производится привлечение ценных кадров на работу. Благодаря этой специальной программе теперь каждый служащий, проработавший много лет в государственном учреждении, может получить жильё в собственность.

Предприятие имеет право рассматривать заявление в течение 2-х месяцев и когда положительный ответ будет дан, между работником и предприятием заключается соглашение о передачи квартиры в собственность.

Перечень документов

Сначала работник должен собственнику жилищного фонда подать заявление с просьбой о приватизации квартиры. Когда это заявление будет одобрено, необходимо получить от него письменное разрешение. Нужно приготовить ещё такие документы:

  • оригинал ордера на квартиру;
  • кадастровый паспорт;
  • договор о найме ведомственного жилья;
  • паспорта все прописанных лиц на данной площади и их заявления, что они желают произвести приватизацию.

Необходимо получить выписки из домовых книг по тем адресам, где семья проживала с 1991 года. Также необходимо оплатить госпошлину и приложить квитанцию об оплате к пакету документов.

Как приватизировать служебную квартиру

Первым шагом будет получение письменного разрешения у собственника жилья. Потом необходимо идти в БТИ для получения кадастрового паспорта. Когда эти документы будут готовы, собрав весь пакет документации, следует обратиться в приёмную Департамента жилищной политики.

Если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации, его приватизировать можно. Но необходимо сначала получить разрешение в письменном виде от собственника компании на передачу этого жилья гражданину. Когда резолюция поставлена, и разрешение уже имеется на руках, можно начинать собирать документы для проведения процесса приватизации.

Если служебное жилье ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению, а потом такая организация передала свой жилой фонд органам местного самоуправления. Приватизация квартиры в данном случае возможна, если учреждение работает в той же правовой форме, что и на момент передачи фондов, то есть не происходила реорганизация, приватизация организации или превращение её в акционерное общество. Если организация не передаёт квартиру муниципалитету, тогда граждане, проживающие в данном помещении, не имеют право его приватизировать

Если служебное жилье «висит» на балансе давно приватизированных или реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, это говорит о нежелании муниципалитета принимать жилой фонд в собственность. Но это не повлечёт за собой ограничения прав граждан на передачу в собственность квартиры и заключение соглашения социального найма.

Решение вопроса в суде

Приватизировать служебную квартиру можно лишь в том случае, когда собственник согласится исключить данную жилую площадь из своего жилого фонда. Работодатели обычно не заинтересованы в изменении статуса своих квартир и поэтому могут отказать работнику в передаче жилья в муниципалитет. При этом они имеют полное право не указывать причину своего решения.

Единственная возможность для служащего — это подать иск в суд. Только на основании положительного решения суда в пользу работника, орган местного самоуправления сможет исключить квартиру из ряда служебных. На основании решения суда исполком принимает решение о таких действиях.

Но не так просто добиться положительного решения. В судах существует множество решений не в пользу истцов. Это говорит об отсутствии каких-либо норм, которые бы обязывали собственников разрешать перевод служебных квартир в муниципальные. Однако служащие обращаются в суды, в особенности те граждане, которые много лет отработали в одном учреждении или организации, ведь другого жилья у них после выхода не пенсию нет.

Судебная практика

При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда. Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья. В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.

Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены.

В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.

Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.

Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.

Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье

Подводим итоги

  • Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
  • Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
  • Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
  • Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
  • Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
  • Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
  • Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
  • Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.

Берите комнаты в собственность

№3 (1301) 21.01—27.01.2017

Право на приватизацию жилых помещений в общежитии с использованием чеков получают граждане, которые на законных основаниях проживают в них. Такой вывод сделал Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в обобщении № 9-48/0/4-17, текст которого публикует «Закон и Бизнес».

Вищий спеціалізований суд України з розгляду цивільних і кримінальних справ

12 січня 2017 року м.Київ № 9-48/0/4-17

судової практики розгляду справ про приватизацію державного житлового фонду та гуртожитків*

Вступ

Статтею 8 Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод та іншими міжнародно-правовими документами про права людини закріплено право на житло.

Конституцією також серед основних прав і свобод людини й громадянина проголошено право на житло.

У ст.47 Конституції передбачено, що кожен має право на житло. Ніхто не може бути примусово позбавлений житла, інакше як на підставі закону за рішенням суду.

Статтею 345 Цивільного кодексу закріплюється право фізичної або юридичної особи набувати право власності на майно у разі приватизації державного та комунального майна у порядку, встановленому законом. Зазначена норма є загальною, оскільки відсилає до спеціального законодавства.

Правові основи приватизації державного житлового фонду, його подальшого використання і утримання визначені законом «Про приватизацію державного житлового фонду» від 19.06.92 №2482-XII.

Законом «Про забезпечення реалізації житлових прав мешканців гуртожитків» від 4.09.2008 №500-VI внесено зміни до закону «Про приватизацію державного житлового фонду» та дозволено приватизувати житло в гуртожитках, що перебувають у власності територіальних громад.

Законом «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення правового регулювання забезпечення реалізації житлових прав мешканців гуртожитків» від 8.09.2011 №3716-VI уточнено порядок передання гуртожитків у комунальну власність з метою наступної приватизації житлових приміщень законними мешканцями гуртожитків.

Із системного аналізу згаданих нормативно-правових актів вбачається, що вони спрямовані, зокрема, на регламентацію правовідносин з приводу реалізації права громадян на житло шляхом передання їм у приватну власність житлових приміщень державного житлового фонду та гуртожитків.

Зазначений процес приватизації став необхідним у зв’язку зі зміною суспільних правовідносин у житловій сфері та переходом житла із державної власності у приватну власність громадян.

При цьому як законом «Про приватизацію державного житлового фонду», так і законом «Про забезпечення реалізації житлових прав мешканців гуртожитків» установлено, що спори, які виникають при приватизації квартир (будинків) та житлових приміщень у гуртожитках державного житлового фонду та щодо забезпечення житлових прав мешканців гуртожитків, вирішуються судом. Крім того, законом «Про забезпечення реалізації житлових прав мешканців гуртожитків« передбачено, що рішення суду є однією з підстав для передання гуртожитків, на які поширюється дія цього закону, у власність територіальних громад.

Наведені правові норми є підставою для виявлення та аналізу відповідної судової практики у цивільних справах щодо приватизації державного житлового фонду та гуртожитків.

Детальніше ознайомитись з текстом документа можна тут.

Как приватизировать служебное жилье

Проблема приобретения в собственность квартир, находящихся на балансе федеральных или региональных структур, до сих пор не теряет своей актуальности.

Это связано с тем, что служебные квартиры, в общем случае, не могут быть приватизированы (ст. 4 Закона о приватизации). Однако в каждом случае есть свои исключения.

Что это такое

В соответствии с Жилищным Кодексом, жилые помещения подразделяются на различные разновидности. Основная классификация – это сооружения, предназначенные или не предназначенные для проживания граждан (жилые и нежилые).

Отдельно стоит так называемое жилье из специализированного фонда, куда входят:

  • общежития;
  • маневренный фонд (предназначенный для временного размещения граждан, переселяемых из ветхих или аварийных домов);
  • служебные помещения (комнаты или отдельные квартиры), предоставляемые гражданам в связи с осуществлением ими определенной трудовой деятельности.

Ведомственные квартиры предоставляются, в отличие от муниципальных по договору соцнайма, на ограниченный срок. Как правило, время пользования такими квартирами не превышает срока, на который оформлен трудовой договор.

После окончания трудовой деятельности служащий и члены его семьи обязаны освободить занимаемое жилое помещение. Исключения:

  • если в доме проживают члены семьи военнослужащего, пожарного или сотрудника силовых органов, погибшего при исполнении служебных обязанностей или пропавшего без вести;
  • из ведомственных помещений также не могут выселить членов семьи умершего работника, не относящегося к вышеуказанным категориям;
  • если гражданин получил квартиру и вышел на пенсию, назначаемую по старости;
  • инвалиды 1-й или 2-й группы, получившие группу инвалидности в связи с халатностью или неправомерными действиями работодателя (к примеру, несчастный случай на производстве);
  • если в помещении проживают дети-сироты.

Важно! Даже если указанных лиц выселяют из служебного жилья, им должно быть предоставлено равноценное в черте того же населенного пункта.

Приватизация квартиры по договору социального найма рассматривается на этой странице.

Правовые основы

Отдельно закон о приватизации служебного жилья не существует, однако правовые основы раскрыты в других нормативных документах.

Так, в ст. 4 Закона № 1541-1 указан прямой запрет на приобретение в собственность служебного жилья.

Такое нормативное регулирование направлено на то, чтобы работники ведомств и члены их семей не злоупотребляли возможностью приватизации, ведь предоставление служебного жилья не связано с проблемой улучшения условий проживания, а лишь с интересами отдельно взятого предприятия (службы, ведомства).

Если бы каждому работнику предоставили бы право на приватизацию, то специализированный фонд попросту бы исчез и перестал выполнять свои функции.

Однако выдача ведомственных квартир как способ социального обеспечения нуждающихся работников не исключена.

Работники, отдавшие большую часть своей жизни на работу в определенной компании, и не имеющие собственного жилья, могут быть поощрены со стороны руководства таким “подарком”.

В общем случае, для приватизации служебных жилых помещений необходим перевод таковых в статус муниципальных (государственных).

Это достигается путем перевода из специализированного жилого фонда в категорию муниципального (государственного). Для этой процедуры достаточно согласие собственника – в данном случае, предприятия, предоставившего ведомственную квартиру.

Разумеется, в большинстве случаев организации не заинтересованы в приватизации своими сотрудниками служебных квартир. И такое право используется повсеместно – работнику просто отказывают в изменении статуса жилья без объяснения причин.

Единственный выход при отказе наймодателя изменить статус жилья – обратиться в суд с соответствующим заявлением.

На имя собственника помещения подается исковое заявление, в котором указывается прошение об исключении квартиры из числа ведомственных.

Добиться положительного вердикта не так-то просто – большая часть судебных решений по этому поводу не в пользу заявителя. Однако есть и исключения. Зачастую, в пользу истцов суды выносят решение, если ведомственная квартира предоставляется военнослужащему, имеющему право на получение постоянного жилья.

Обратиться с ходатайством к наймодателю о предоставлении помещения в собственность могут любые граждане, пользующиеся служебными квартирами по договору найма и зарегистрированные в установленном порядке на занимаемой жилплощади.

Важно! Субъекты приватизации ведомственного жилья и муниципального практически не различаются.

Единственное отличие заключается в том, что нанимателя и наймодателя, помимо правоотношений по социальному договору, связывают еще и трудовые отношения.

Порядок действий

Оформить служебное помещение в собственность можно как в порядке досудебного, так и судебного решения вопроса.

Вероятность положительного исхода дела повышается, если:

  • выяснить, кому изначально принадлежало жилье, предоставленное в служебное пользование (для этого нужно посетить территориальное подразделение архива и истребовать необходимые документы);
  • уточнить, на основании какого договора было произведено вселение (соцнайма или служебного найма, в 1-м случае все гораздо проще);
  • узнать, был ли передан предмет спора в муниципальную собственность (если да, вероятно, что суд будет выигран);
  • проверить законность присвоения статуса служебной квартиры;
  • узнать, когда квартира стала служебной.

На последние два пункта нужно обратить особое внимание. Штамп в ордере еще не свидетельствует о законности статуса.

Прежде всего, нужно узнать, кто и как выносил вердикт о включении квартиры в разряд ведомственной. Присвоение указанного статуса производится только управомоченными органами, осуществляющими контроль за государственным, муниципальным или ведомственным жилфондом.

Квартира может быть признана как служебная только в период до предоставления работнику в пользование. Кроме этого, ведомственные помещения должны пройти обязательную процедуру регистрации в Регистрационной Палате.

Если хотя бы одно из указанных выше условий не соблюдено, квартира считается занимаемой по договору социального найма (даже если фактически между сторонами заключен договор служебного найма). Таким образом, появляется шанс приватизировать квартиру через суд.

Если наймодатель согласен перевести квартиру из разряда ведомственной в муниципальную, заявителю потребуется подготовить следующий пакет документации:

  • договор между работодателем и работником, свидетельствующий о передаче квартиры в пользование;
  • кадастровый и технический паспорт;

Смотрите еще:

  • Статья 115 средние Как накажут за телесные повреждения средней тяжести ст 122 ч 1 УК Украины Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу): Кратко по теме телесных повреждений средней тяжести: Статья актуальна на […]
  • Стандартный вычет на второго ребенка в 2018 году Стандартный налоговый вычет на детей Последнее обновление 2018-06-19 в 12:54 Стандартный налоговый вычет на детей — это разновидность льготы, с помощью которой государство старается поддержать семьи с детьми […]
  • Воинская часть амурская область екатеринославка Войсковая Часть 21720 информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки ФССП Связи […]
  • Возврат товара покупателю ндс в декларации НДС при возврате товара от покупателя Каждый покупатель имеет законное право на возврат ранее купленного товара. В этой статье рассмотрим особенности учета НДС операций при возврате товара от […]
  • Часть 121 статья 48 Часть 121 статья 48 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) См. о внесении изменений: Закон РК от […]
  • Вакансии юрист в луганске работа юриста в Луганске Чтобы найти вакансии, пожалуйста: 1. Упростите название должности или ознакомьтесь с вакансиями для похожих профессий или смежных отраслей. 2. Проверьте правильность написания […]
  • Закон о платежах в местный бюджет Глава 12. Составление, рассмотрение, исполнение и отчетность местных бюджетов Статья 75. Порядок составления проектов местных бюджетов.1. Министерство финансов Украины доводит Совету министров […]
  • Мировой суд ленинск кузнецкий Мировой суд ленинск кузнецкий Голохвастова Арина Александровна Телефон: (38456) 2-79-20 секретарь судебного участка Балдицына Светлана Павловна Телефон: (38456) 2-79-32 делопроизводитель Козина Екатерина […]