Статья 19 фз 66

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

С изменениями и дополнениями от:

22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 30 июня 2006 г., 26 июня, 23 ноября 2007 г., 13 мая, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 7 декабря 2011 г., 7 мая 2013 г., 23 июня, 14 октября, 29, 31 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 11 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2019 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.

Президент Российской Федерации

15 апреля 1998 года

Настоящий закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с их деятельностью, только в той мере, в какой они не урегулированы законодательством РФ. Законом установлены три вида юридических лиц, создаваемых гражданами в целях реализации своих прав на получение, владение, пользование и распоряжение садовыми, огородными, дачными земельными участками: садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. В некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества, является его собственностью как юридического лица. Членами потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд. В некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является его собственностью как юридического лица. Кроме того, граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов некоммерческого объединения. Законом также установлены порядок зонирования территории и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков, порядок создания указанных некоммерческих объединений, права и обязанности их членов, принципы управления этими объединениями, особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. При совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками запрещается изменение их целевого назначения и разрешенного использования. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 апреля 1998 г. N 79, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г. N 16 ст. 1801

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П абзац второй статьи 1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2019 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:

1) избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;

2) получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;

2.1) знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 337-ФЗ)

3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;

4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений — на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке;

5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;

6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;

7) при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;

8) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;

9) добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;

10) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.

2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:

1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;

3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;

4) не нарушать права членов такого объединения;

5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;

6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;

7) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;

8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);

9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;

10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения;

11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

11.1) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 337-ФЗ)

12) соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Комментарий

Комментируемая статья содержит достаточно подробный, хотя и не закрытый перечень прав и обязанностей члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Большинство из перечисленных прав и обязанностей следуют из общих положений ГК РФ, ЗК РФ, ГрК РФ и других федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 65 1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Таким образом, исходя из положений ГК РФ именно само право участия (членство) и возможность формирования высших органов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и относит эти объединения к числу корпоративных юридических лиц (корпораций).

Вместе с тем ст. 65 2 ГК РФ более широко определяет круг прав и обязанностей членов корпоративных юридических лиц. Согласно п. 1 данной статьи участники корпорации (участники, члены, акционеры и т. п.) вправе:

1) участвовать в управлении делами корпорации;

2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

3) обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

4) требовать, действуя от имени корпорации (п. 1 ст. 182 ГК РФ), возмещения причиненных корпорации убытков (ст. 53 1 ГК РФ);

5) оспаривать, действуя от имени корпорации (п. 1 ст. 182 ГК РФ), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Отметим некоторые особенности, которые проявляются при сравнении положений ГК РФ и комментируемой статьи в части прав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Понятие «участие в управлении» с учетом положений ст. 65 3 ГК РФ и ст. 20 Закона № 66-ФЗ для члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения выражается в возможности избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и в его орган контроля. Через реализацию данных полномочий гражданин может как сам войти в состав органов управления объединения, так и проголосовать на общем собрании членов объединения за определенный состав этих органов. Участие в управлении выражается и в возможности члена объединения реализовывать свое право голоса при обсуждении различных вопросов на общих собраниях членов объединения.

Законом № 337-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”» введено право члена садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения не только знакомиться с документацией объединения (как это предусмотрено п. 1 ст. 65 2 ГК РФ и ранее было преду­смотрено Законом № 66-ФЗ), но и получать копии соответствующих документов (пп. 2 1 п. 1 комментируемой статьи).

Обратим внимание на разницу, предусмотренную ГК РФ и комментируемым законом, в части возможности обжалования решений органов управления. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 19 Закона № 66-ФЗ член объединения вправе обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения.

В определении ВС РФ от 12 мая 2015 г. № 4-КГ15-14 указано, что юридическое значение имеют только принятые на собрании решения, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей членов товарищества, и только они могут быть оспорены в установленном законом порядке.

Таким образом, главным критерием для определения возможности обжалования решений органов управления объединения в соответствии с комментируемым законом является нарушение прав и законных интересов члена объединения решением общего собрания, собрания уполномоченных, правления или иных органов. В то же время ГК РФ существенно расширяет данное право возможностью обжалования решений органов управления объединений, не только напрямую нарушающих права данного члена, но и любых решений, порождающих какие-либо гражданско-правовые последствия для данного члена объединения.

К примеру, установление общим собранием членов объединения размера платы по договорам, заключаемым с лицами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, само по себе может не восприниматься как решение, напрямую нарушающее права и законные интересы конкретного члена объединения, поскольку он не является стороной таких договоров. Вместе с тем, по мнению данного члена объединения, размер такой платы, установленный решением общего собрания, может быть недостаточным и необоснованным и приводить к необходимости увеличения размера членских взносов, направляемых в числе прочего на содержание имущества общего пользования, в связи с чем данное решение фактически порождает гражданско-правовые последствия для этого члена объединения и может быть обжаловано в суд именно в соответствии с нормами ГК РФ.

Отметим и серьезные изменения, которые произошли в правовом регулировании обжалования решений общих собраний, в том числе общих собраний членов корпоративных юридических лиц.

Статьей 181 4 ГК РФ предусматривается, что решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу.

Одним из главных моментов, на который стоит обратить внимание, является необходимость уведомления иных членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в случае оспаривания решения общего собрания объединения, поскольку такое положение заметно снижает степень доступа к правосудию в связи с несогласием с таким решением.

Так, в частности, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для обжалования решения общего собрания предварительно обязан:

1) получить сведения об адресах, по которым необходимо уведомить прочих членов объединения;

2) самостоятельно и за свой счет обеспечить подготовку и направление соответствующих уведомлений прочим членам объединения.

В связи с реализацией положений ст. 181 4 ГК РФ возникает ряд вопросов. В частности, не совсем понятно, из каких именно источников член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должен получить сведения об адресах, по которым необходимо уведомлять прочих членов объединения о своем намерении на обращение в суд.

Так, согласно ст. 7 Закона о государственной регистрации прав в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается правообладатель земельного участка, но не адрес его места жительства. Предоставление же такой информации, к примеру, председателем садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения члену этого объединения может рассматриваться членами объединения как распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

В принципе, информация об адресах, по которым направляются сообщения членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, должна содержаться в реестре членов такого объединения (ст. 19 1 Закона № 66-ФЗ), однако ст. 27 комментируемого закона такой документ напрямую не предусмотрен в числе документов, предоставляемых членам объединения (только, если это будет предусмотрено уставом), в том числе для ознакомления.

Кроме того, обжалование решений общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, в котором количество членов составляет несколько десятков или даже сотен, возлагает на члена объединения достаточно серьезные почтовые расходы, связанные с направлением соответствующих уведомлений.

В п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что порядок уведомления может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации. По смыслу этой нормы учредительными документами не может быть предусмотрен такой порядок уведомления, который создаст существенные препятствия для обращения истца в суд, в частности возложит на участника чрезмерные расходы.

Однако в настоящее время комментируемый закон не содержит каких-либо положений, позволяющих избежать подобных расходов для членов объединений, имеющих намерение обжаловать решения общего собрания.

Интересным представляется и такой напрямую не урегулированный вопрос, как возможность оспаривания положений устава объединения.

В частности, Конституционный суд РФ в Определении от 29 сентября 2015 г. № 2147-О сделал вывод, что само по себе отсутствие в Законе № 66-ФЗ положений о праве членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения оспаривать положения, содержащиеся в уставе данного объединения, не ограничивает их в судебной защите, гарантируемой ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ и предусмотренной в том числе в нормах гражданского и гражданского процессуального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе если эти права нарушены положениями устава некоммерческой организации.

В подп. 4 п. 1 комментируемой статьи определены виды зданий, строений, которые член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе возводить на принадлежащем ему земельном участке. Следует отметить, что виды таких объектов также определены в понятиях садового, дачного и огородного земельного участка (ст. 1 Закона № 66-ФЗ).

Реализация данного права возможна только при условии соблюдения градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований, соблюдение которых также является обязанностью указанного члена (подп. 8 п. 1 комментируемой статьи). Перечень требований, которые должны соблюдаться при строительстве на земельном участке, не является закрытым. Вопросы застройки земельных участков также урегулированы ст. 34 комментируемого закона.

Согласно подп. 5 п. 1 комментируемой статьи член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если на основании закона они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Данная норма нуждается в корректировке, поскольку не в полной мере соответствует гражданскому и земельному законодательству.

Согласно п. 1 и 3 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» из ГК РФ исключено такое понятие, как «объекты, изъятые из оборота». Согласно ч. 4 ст. 3 указанного федерального закона правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня его вступления в силу признавались изъятыми из оборота и в соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ признаются ограниченными в обороте, сохраняется.

В настоящее время ограничения оборотоспособности земельных участков установлены ст. 27 ЗК РФ и предусматривают земельные участки, изъятые из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте. При этом изъятыми из оборота или ограниченными в обороте могут быть только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Следует также отметить, что ЗК РФ не устанавливает полный запрет на распоряжение земельными участками, ограниченными в обороте. Так, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Таким образом, если члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения принадлежит на праве аренды земельный участок, ограниченный в обороте, например, в связи с его нахождением в первом или втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, то такой член вправе распорядиться своим земельным участкам в соответствии с законодательством — передать права и обязанности по договору аренды иному лицу, заключить договор субаренды земельного участка.

Также, комментируя право члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предусмотренное подп. 5 п. 1 рассматриваемой статьи, представляется необходимым отметить, что на практике нередко возникает вопрос о возможности установления каких-либо ограничений при распоряжении указанным членом своим земельным участком (например, уставом или решением общего собрания установить запрет на передачу участка в аренду в целом или третьим лицам, не являющимся членами объединения).

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая вышеизложенное, установление каких-либо ограничений при распоряжении членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения своим земельным участком, кроме предусмотренных законом, не допускается. Вместе с тем при распоряжении своим земельным участком и иным имуществом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 19 Закона № 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 комментируемого закона указанное имущество принадлежит членам некоммерческого товарищества на праве общей совместной собственности, не предполагающей определение долей (п. 2 ст. 244 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

Таким образом, реализация права члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, предусмотренного подп. 6 п. 1 комментируемой статьи, возможна только после определения долей всех иных членов данного товарищества на имущество общего пользования, что фактически указывает на переход такого имущества в общую долевую собственность, не предусмотренную п. 1 ст. 4 Закона № 66-ФЗ.

Вместе с тем обратим внимание, что в настоящее время принцип единства судьбы садового, огородного или дачного земельного участка и доли в праве на имущество общего пользования реализован в п. 3 ст. 123 13 ГК РФ, согласно которому доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка — члена такого некоммерческого товарищества следует судьбе права собственности на земельный участок. Однако самим Законом № 66-ФЗ данный принцип не предусмотрен.

Как установлено комментируемой статьей, гражданин вправе добровольно выйти из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В Обзоре судебной практики ВС указал, что добровольный выход из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не является исключением из членов такого объединения, вопрос о котором отнесен к компетенции общего собрания членов такого объединения, применяемым как мера воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения.

Безусловно, данную позицию следует считать правильной, поскольку Конституционный суд РФ в Постановлении от 3 апреля 1998 г. № 10-П указал, что из смысла и содержания ч. 2 ст. 30 Конституции РФ вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем, в связи с чем вопрос о добровольном выходе решается исключительно на усмотрение самого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Представляется, что гражданин считается добровольно вышедшим из числа членов объединения с момента уведомления об этом самого объединения.

Однако при этом достаточно сложным является соблюдение правила о необходимости одновременного заключения договора на пользование объектами общего пользования, поскольку, во-первых, какое-то время занимает сама подготовка и подписание договора на пользование такими объектами, а во-вторых, между бывшим членом объединения и самим объединением может возникнуть спор относительно условий такого договора, которые должны разрешаться в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ (см. комментарий к ст. 8).

2. Согласно п. 2 ст. 65 2 ГК РФ участник корпорации обязан:

— участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены ГК РФ, другим законом или учредительным документом корпорации;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

— участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

— не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

— не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Ряд обязанностей членов корпорации, предусмотренных ГК РФ, реализуются в п. 2 комментируемой статьи. Так, обязанность участия в образовании имущества корпорации реализуется путем исполнения обязанности по уплате взносов, предусмотренных комментируемым законом. Обязанность участвовать в принятии корпоративных решений корреспондируется с положениями подп. 10 п. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которыми член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан участвовать в общих собраниях членов такого объединения.

Требования о необходимости использования земельных участков в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием вытекают из положений ст. 42 ЗК РФ.

Согласно подп. 7 п. 2 комментируемой статьи на члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возлагается обязанность в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством. Указанная обязанность корреспондируется с административной ответственностью, предусмотренной ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации не раскрывается, что имеется в виду под термином «освоение земельного участка».

Из совокупности норм, предусмотренных п. 2 ст. 65 2 ГК РФ и п. 2 комментируемой статьи, следуют определенные требования к добросовестности поведения членов объединений, согласно которым действия члена объединения не могут быть направлены против самого объединения или его отдельных членов. Данный подход вытекает из базового принципа гражданского права, в соответствии с которым при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Представляет интерес норма, в соответствии с которой член корпорации обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации. Отметим, что в настоящее время Закон № 66-ФЗ не содержит указания на перечень информации о деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, которая относится к числу конфиденциальной. При этом, несмотря на то что к компетенции какого-либо органа управления объединений не относится вопрос об определении состава такой информации, во многих случаях отнесение определенной информации к числу конфиденциальной может иметь существенное значение для садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (например, информация о доходах, получаемых от какой-либо деятельности, иная информация экономического характера, о причинах исключения отдельных граждан из числа членов объединения, сведения о требованиях, предъявленных к объединению налоговыми органами и т. д.). Учитывая, что в настоящее время компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не ограничивается закрытым кругом вопросов, решение об отнесении определенной информации к числу конфиденциальной может быть принято общим собранием членов такого объединения.

Законом №337-ФЗ п. 2 комментируемой статьи был дополнен пп. 11 1 , преду­сматривающим обязанность члена объединения уведомлять правление о прекращении прав на принадлежащий такому члену объединения земельный участок.

Следует отметить, что такое уведомление должно быть направлено как в случае принудительного прекращения прав на земельный участок (например, в случае изъятия земельного участка в связи с ненадлежащим использованием), так и в связи с отчуждением земельного участка самим гражданином.

Данная норма в целом направлена на обеспечение наибольшей информированности органов управления объединения о лицах, которым принадлежат земельные участки, расположенные на территории объединения, что, к примеру, может быть необходимо для определения периода, за который лицо, чье право на земельный участок прекращено, должно уплатить членские взносы.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2000, N 48, ст. 4632; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

1) абзац седьмой статьи 1 после слов «объединения на» дополнить словами «содержание имущества общего пользования,»;

2) в пункте 4 статьи 16:

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

«порядок установления размера членских взносов. Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества;»;

б) абзацы восьмой — семнадцатый считать соответственно абзацами девятым — восемнадцатым;

в) дополнить новым абзацем девятнадцатым и абзацем двадцатым следующего содержания:

«порядок ведения реестра членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее также — реестр членов объединения);

порядок предоставления членам такого объединения информации о деятельности органов управления и органа контроля такого объединения.»;

г) абзацы восемнадцатый и девятнадцатый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 ) знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;»;

б) пункт 2 дополнить подпунктом 11 1 следующего содержания:

«11 1 ) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;»;

4) главу IV дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

«Статья 19 1 . Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения создается и осуществляется ведение реестра членов объединения.

2. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

3. Реестр членов объединения должен содержать:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) члена такого объединения;

2) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;

3) кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения (после осуществления распределения земельных участков между членами объединения), и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

4. Член соответствующего объединения обязан предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений.»;

5) абзац третий пункта 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.»;

а) абзац третий пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.»;

б) пункт 3 дополнить подпунктом 20 следующего содержания:

«20) ведение реестра членов объединения.»;

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.».

1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

2. Уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Смотрите еще:

  • О гос регистрации юр лиц и ип Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом […]
  • Закон о защите прав дольщиков 2014 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской […]
  • Изменение в закон об оружии 2014 Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 151-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 21 июня 2017 года Одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 […]
  • Статьей 10 федерального закона рф о защите прав потребителей Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., […]
  • Федеральный закон о предпринимательской деятельности 2007 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии […]
  • Нк рф 284 статья О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации Внести в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; […]
  • Фз 14 ст 24 Статья 24. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением […]
  • Гражданский кодекс рф 2014 ред от Гражданский кодекс рф 2014 ред от ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 29 июля 2018 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2018 […]