Статья 1417 ч 3 коап рф

Статья 14.17.1 КоАП РФ — Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

1. Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

К вопросу квалификации дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Самойлов Е.И.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основная группа статей, устанавливающих данную ответственность, содержится в главе 14 КоАП РФ, объектом правонарушения которых являются отношения в области предпринимательской деятельности. Прямой нормой, устанавливающей ответственность за нарушение правил розничной продажи, является ст. 14.16 КоАП РФ. Иные правонарушения, связанные с продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, также квалифицируются по ст. 14.1. и 14.2. КоАП РФ, которые являются общими нормами ответственности за нарушения в сфере предпринимательства.
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Субъектами ответственности в них выступают граждане, должностные и юридические лица, а с учетом положения ст. 2.4. КоАП РФ и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Однако противоречивым является вопрос квалификации совершенного правонарушения в зависимости от субъекта, его совершившего, и объективной стороны самого правонарушения, о выборе и применении нормы КоАП РФ, общей для правонарушений в сфере предпринимательства, либо специальной нормы, предусматривающей ответственность за нарушение продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Практика рассмотрения данных дел судами различных юрисдикций свидетельствует о применении разных норм при выявлении одинаковых юридических фактов, различной правовой оценки правонарушений, совершаемых гражданами и индивидуальными предпринимателями.
Розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» осуществляется на основании выданной лицензии.
В случае выявления факта розничной продажи алкогольной продукции при ее отсутствии действия виновного лица могут в определенных случаях квалифицироваться по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как по общей норме для правонарушений, основанных на осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), либо по специальной норме, предусматривающей ответственность за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, — ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
По практике, складывающейся в судах общей юрисдикции, розничная продажа алкогольной продукции юридическим лицом без лицензии квалифицируется по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ . Мотивацией такой квалификации выступает отнесение данного факта к иным нарушениям правил розничной продажи алкогольной продукции. Такая трактовка основывается на позиции, определенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
———————————
См., например: вопрос N 2 Обзора практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2013 г., утв. Президиумом Пермского краевого суда 23 августа 2013 г.; Постановление Пермского краевого суда от 26 марта 2012 г. по делу N 44а-229-2012; Решение Московского городского суда от 24 мая 2013 г. по делу N 7-1244/13 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время сложившаяся арбитражная практика квалифицирует аналогичные деяния, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Необходимость такой квалификации прямо указана в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Обзор судебной практики, содержащейся в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», свидетельствует о повсеместном рассмотрении арбитражными судами данной категории дел . Однако в ранее действовавшей редакции (в ред. от 20.11.2008) указывалось, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и отмечалась неподведомственность этих дел арбитражным судам.
———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 28 марта 2013 г. N ВАС-3791/13 по делу N А51-9951/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 9 октября 2012 г. по делу N А65-8033/2012; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. по делу N А12-21078/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Квалификация правонарушений, связанных с розничной торговлей алкогольной продукцией без лицензии, влияет на следующие факторы.
Определение подведомственности данной категории дел. Статья 23.1 КоАП РФ разграничивает подведомственность дел в зависимости от нормы, устанавливающей ответственность за правонарушение и субъекта ответственности. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.1, ч. 1 и 2 ст. 14.16, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Судьями общей юрисдикции рассматриваются дела, предусмотренные ст. 14.1, совершенные гражданами, ст. 14.2, ч. 2.1 и 3 ст. 14.16 вне зависимости от субъекта, совершившего правонарушение. Квалификация нарушения органом, правомочным составлять протокол об административном правонарушении, по определенной статье КоАП РФ влияет на дальнейшее выбор органа, который будет рассматривать данное дело.
Определение субъекта ответственности. Практика, складывающаяся в судах общей юрисдикции, говорит о неправильности привлечения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ граждан и индивидуальных предпринимателей — они не могут быть субъектами ответственности по данной статье, поскольку на основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями .
———————————
См., например: Постановление Алтайского краевого суда от 21 мая 2014 г. по делу N 4а-363/2014; Постановление Омского областного суда от 7 августа 2012 г. по делу N 4-А-277/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Арбитражные суды, напротив, указывают, что если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в п. 2 ст. 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии .
———————————
Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Однако бесспорно, что один и тот же юридический факт выявленного правонарушения должен быть квалифицирован правоприменительными органами по одной и той же правоохранительной норме.
Мера и вид ответственности. Санкции ч. 2 ст. 14.1 и ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ разнятся в размере основного наказания, причем для юридических лиц такая разница административного штрафа весьма существенна — максимальный размер штрафа по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ больше в два раза.
Санкция ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Такая конфискация означает изъятие не всей алкогольной продукции, являющейся предметом административного правонарушения, а только конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья, например, контрафактной продукции. Иная алкогольная продукция, не входящая в данную категорию, после рассмотрения административного дела должна быть возвращена собственнику.
В отличие от данной нормы ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции без каких-либо ограничений. Это означает, что вся изъятая алкогольная продукция, находящаяся на реализации при отсутствии лицензии, может быть безвозмездно обращена в федеральную собственность. Различность основного и дополнительного наказания не позволяет исключить проявление и коррупционной составляющей со стороны органа, возбуждающего административное дело.
Отдельный вопрос вызывает квалификация действий граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя и не облачивших свою деятельность в какую-либо организационно-правовую форму. В качестве типичного примером такой противоправной деятельности можно рассмотреть продажу алкогольной продукции из частного домовладения.
По субъекту ответственности данное дело будет подведомственно суду общей юрисдикции. Однако привлечь физическое лицо по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ будет невозможно по причине отсутствия субъективной стороны правонарушения. Квалификация их действий по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ также невозможна, поскольку она не предусматривает гражданина в качестве субъекта ответственности. На практике такие действия квалифицируются по ст. 14.2 КоАП РФ. Однако какова правильность такой квалификации?
Данная статья в качестве объективной стороны предусматривает незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Думается, что ограничение реализации для определенных товаров и реализация на основании специального разрешения несколько разные вещи. Безусловно, что ограничения на реализацию товара для определенных участников рынка можно вводить путем введения необходимости получения для этого специального разрешения (лицензии), но при такой законодательной конструкции необходимость в ст. 14.1 КоАП РФ вообще бы отпадала и не имела бы смысла. Статья 14.2 КоАП РФ подразумевает под собой ограничения или запреты, связанные с местом, временем продажи товара, субъектами, которым данный товар мог бы быть продан, и т.д. Однако, поскольку КоАП РФ не содержит нормы для квалификации действий граждан за торговлю алкоголем без лицензии, ст. 14.2 КоАП РФ служит своего рода буфером, который восполняет пробелы законодательства при установлении ответственности для физических лиц.
Непредназначенность ст. 14.2 КоАП РФ для привлечения граждан к административной ответственности за правонарушения, связанные с розничной продажей алкоголя без лицензии, проявляется и на примере двойной ответственности (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Привлечение общества к ответственности по одной из статей КоАП РФ (ч. 1 ст. 14.2 или ч. 3 ст. 14.16) позволяет привлечь к такой же ответственности и физическое лицо. Но как было показано выше, граждане не рассматриваются судами в качестве субъекта ответственности для данных норм. Привлечение же гражданина и юридического лица при едином факте правонарушения по разным статьям КоАП РФ неправильно, поскольку объективная сторона правонарушения едина.
По мнению автора, продажу алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии) необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Законодатель выделяет такое правонарушение среди многих иных нарушений в сфере предпринимательской деятельности и говорит о необходимости государственной регистрации и получения специального разрешения в качестве условия для ее осуществления. Эти условия предусмотрены в специальном законе о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что позволяет усмотреть привязку специального закона к данной норме и рассматривать ч. 2 ст. 14.1 в качестве единой общей санкции за отсутствие такого разрешения.
Однако необходимо точно зафиксировать на уровне закона условия применения данной нормы ко всем указанным в ней субъектам ответственности, которые не позволяли бы их двоякое толкование при применении к гражданам и индивидуальным предпринимателям.
Аналогичный недостаток квалификационных возможностей КоАП РФ в данной сфере проявляется при нарушении правил розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, когда эти нарушения совершаются гражданами.
Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Невыполнение перечисленных требований будет являться нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Однако как квалифицировать это нарушение, если такая продажа велась гражданином без государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательства? Квалификация его действий помимо общей нормы за нарушение регистрационного порядка при осуществлении предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) требует и специальной квалификации. Но как отмечалось ранее, ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ не содержит в качестве субъекта ответственности граждан. На практике такие действия, как правило, квалифицируются по ст. 14.2 КоАП РФ , поскольку иных вариантов для органа, управомоченного составлять административные протоколы, не остается.
———————————
См., например: Постановление Архангельского областного суда от 26 июня 2014 г. по делу N 4а-209/14 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Произвести переквалификацию действия лица, привлекаемого к административной ответственности при рассмотрении дела, со ст. 14.2 КоАП РФ на необходимую норму — ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ суд не может, поскольку последняя из указанных норм устанавливает более строгое наказание, что, соответственно, ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Проблема юридической оценки действий граждан по ст. 14.2 КоАП РФ заключается в том, что квалификация одного юридического факта правонарушения для разных субъектов по различным статьям КоАП РФ размывает границы его объективной стороны и, следовательно, самого состава правонарушения.
Аналогичная ситуация складывается, когда правонарушение совершает физическое лицо — работник общества или лицо, состоящее в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем. Тогда действия субъекта предпринимательской деятельности возможно квалифицировать по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, но привлечь к административной ответственности непосредственного правонарушителя (гражданина) по известным причинам невозможно, что образует диссонанс с положением ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.
По мнению автора, для правильной квалификации действий физических лиц при нарушении правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для привлечения в необходимых случаях к административной ответственности как физического лица, так и его работодателя в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ необходимо ввести в качестве субъекта административной ответственности граждан.
Анализ сложившейся судебной практики рассмотрения дел о нарушениях правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет сделать следующие выводы об их квалификации.
В системе судов общей юрисдикции и арбитражных судах административные правонарушения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией без специального разрешения (лицензии) квалифицируются по различным статьям КоАП РФ. От выбора квалификации правонарушения со стороны административного органа зависят подведомственность дела, субъект, который может быть привлечен к ответственности, а также вид и мера наказания за совершенное правонарушение.
Содержащиеся в КоАП РФ общие правила для занятия предпринимательской деятельностью и специальные нормы для нарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не имеют четких законодательных границ, определяющих их объективную сторону.
Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без специального разрешения (лицензии) необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как по специальной норме, установленной законодателем, для нарушений в сфере предпринимательской деятельности, устанавливающей требования для начала ее осуществления. В данной норме необходимо предусмотреть условия ее применения ко всем указанным в ней субъектам.
Для возможного законодательного привлечения физических лиц за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ необходимо ввести в качестве субъекта административной ответственности граждан.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях с 30 июля 2017 года

30 июля 2017 года изменилась редакция КоАП РФ. Законодатели ужесточили ответственность за незаконную продажу алкоголя и ввели новые штрафы за нарушение требований к производству этилового спирта и соблюдению технических регламентов производства продукции. Кроме того, введена ответственность за распространении в СМИ и интернете информации о продаже алкоголя дистанционным способом.

Редакцию КоАП РФ изменили сразу четыре новых закона, которые вступили в силу 29 июля и 30 июля 2017 года:

Большинство поправок касается ответственности за реализацию и производство спиртосодержащей продукции, однако, помимо этого, законодатели уточнили порядок назначения штрафов и добавили административную ответственность за непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Кроме того, законодатели уточнили ответственность изготовителей и продавцов товаров, связанной с нарушениями технического регламента.

Ответственность за производство, реализацию и рекламу алкоголя

Увеличены санкции, предусмотренные статьей 14.17 КоАП РФ за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Теперь предусмотрена ответственность:

  • должностных лиц в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет;
  • юридических лиц в виде штрафа в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее 3 миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой, или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток.

Также увеличились штрафы по статье 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

  • должностные лица заплатят его в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • юридические лица — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Новой редакций статьи 14.17 КоАП РФ теперь предусмотрена ответственность граждан за использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке. Размер административного штрафа на граждан составляет от 3 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; а на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования. Санкции для юридических лиц предусмотрены в размере 100 тысяч до 150 тысяч рублей также с конфискацией оборудования.

В статью 14.18 КоАП РФ добавлена ответственность за использование этилового спирта, произведенного из, в том числе, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. За такое нарушение действуют прежние санкции данной статьи.

В статью 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» добавлен абзац 8 следующего содержания:

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей,
  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Увеличились также штрафы, предусмотренные статьей 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Терепь их размер составляет:

  • на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Кроме того, в Кодекс введена новая статья 14.17.1 КоАП РФ , предусматривающая ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами. За первоначальное нарушение размер штрафа составляет от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Если нарушение совершил индивидуальный предприниматель, то ответственность предусмотрена больше: в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Новая редакция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает, что к нарушениям в области государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции теперь относится нарушение установленного законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Новые виды штрафов

Новая редакция статьи 3.5 КоАП РФ , регламентирующая административные штрафы, содержит два новых пункта 3.1 и 4.4. Первым из них предусмотрено, что административный штраф может быть равен сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Также может быть взята выручка за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором оно было выявлено, если правонарушитель в предшествующем году не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг).

Вторым пунктом определено, что размер такого административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки, не может превышать 1/5 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Ответственность за незаконное предпринимательство

В статью 14.1 КоАП РФ , предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), законодатели добавили исключение. Теперь административному преследованию не подлежат лица, действия которых можно квалифицировать по новой статье 14.17.1 КоАП РФ. То есть лица, которые занимаются незаконным производством алкоголя.

Нарушение требований технического регулирования

Примечание к статье 14.43 КоАП РФ , регламентирующей ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, дополнено нормами о том, что под такими техническими регламентами, в том числе, понимаются обязательные требования к:

  • продукции;
  • процессам проектирования (включая изыскания);
  • процессам производства,
  • процессам строительства,
  • процессам монтажа,
  • процессам наладки,
  • эксплуатации,
  • хранению,
  • перевозке,
  • реализации и утилизации,

установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года .

В Кодекс введена новая статья 14.46.2 КоАП РФ , которой определена ответственность изготовителей (исполнителей, продавцой, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. За неинформирование органов государственной власти и надзора о выявленных данными лицами нарушениях технических регламентов в выпущенной в оборот продукции, налагается административный штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. За отказ провести проверку по информации о несоответствии товаров техническим регламентам ИП заплатит штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, а организация — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.

Нормами этой же статьи 14.46.2 КоАП РФ определено, что:

Невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.

Повторные нарушения увеличивают возможные санкции:

  1. для ИП — в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, с конфискацией предметов административного правонарушения;
  2. для юридических лиц — в виде штрафа до 1 млн рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

В статью 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» добавлено упоминание статьи 14.43 КоАП РФ. В соответствии с новой редакцией статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела о таких административных правонарушениях должны судьи, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Право составлять административные протоколы по новой статье предоставлено:

  • в силу статьи 23.13 КоАП РФ , органам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • в силу статьи 23.14 КоАП РФ органам, осуществляющим государственный ветеринарный надзор;
  • в силу статьи 23.15 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения);
  • в силу статьи 23.31 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор;
  • в силу статьи 23.34 КоАП РФ органам, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор;
  • в силу статьи 23.36 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор;
  • в силу статьи 23.49 КоАП РФ федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
  • в силу статьи 23.50 КоАП РФ органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, в целый ряд статей Кодекса законодатели внесли поправки технического характера. Добавили в их нормы новые статьи и уточнили, кто должен составлять административные протоколы и рассматривать дела о подобных правонарушениях.

Прокуратурой района проведен анализ изменений законодательства об административной ответственности

Основными моментами, на которые обратил внимание законодатель, во втором полугодии 2017 являются следующие.

Федеральным законом от 26.07.2017 №189-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнен ст.7.32.5, предусматривающей ответственность заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Федеральным законом от 29.07.2017 №223-ФЗ уточнены нормы о порядке рассмотрения административных дел в части обеспечения права граждан на производство фото и видеосъемки. Так, согласно ч.4 ст.24.3 КоАП РФ действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

Внесенными изменениями в КоАП РФ ужесточена ответственность за производство и оборот алкогольной продукции.

В соответствии с ч.3 ст.14.17 КоАП РФ за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Кроме того, федеральным законом от 29.07.2017 №265-ФЗ введена статья 14.17.1. «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами», а также статья 14.17.2. «Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции».

Федеральным законом от 05.12.2017 №385-ФЗ ст.32.4 КоАП РФ дополнена частью 5, определяющей исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, связанного с незаконной организацией или проведением азартных игр, а именно однозначно определено, что конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации или проведении азартных игр, а также орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законодателем уточнен порядок исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения (ч.4 ст.27.5 КоАП РФ в редакции от 29.12.2017).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 N 25-П положение части 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно допускает ограничение свободы такого лица до судебного решения на срок более 48 часов.

Как следует из указанного Постановления, в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, составление протокола об административном правонарушении, равно как и иные совершаемые в рамках производства по делу об административном правонарушении действия, должно быть отложено до его вытрезвления, поскольку в противном случае не будут соблюдены условия, позволяющие ему надлежащим образом, своевременно и полно уяснить мотивы (причины) административного задержания, а также характер и объем предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства, без чего немыслима эффективная реализация права на защиту от административно-деликтного преследования.

На обеспечение этих условий направлена часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, закрепляющая правило об исчислении срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления, подразумевающее, что соответствующие процессуальные действия в рамках производства по делу об административном правонарушении (опрос нарушителя, составление протокола об административном правонарушении и т.п.) в отношении такого лица могут осуществляться только после его вытрезвления.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

В этой связи устанавливается, что общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ и административного задержания такого лица на основании частей 2 или 3 статьи 27.5 КоАП РФ не может превышать 48 часов.

Смотрите еще:

  • Юрист заречное Полюхович Роман Миколайович Помощник адвоката, юрист , 9 000 грн Повна зайнятість, неповна зайнятість, дистанційна робота. Вік: 29 років Місто: Зарічне Готовий до переїзду в: Рівне Контактна інформація Шукач […]
  • Право на материнский капитал в 2018 году Право на материнский капитал в 2018 году Современная демографическая политика в России представляет собой комплекс мер, нацеленных на улучшение режима демографического воспроизводства. Одной из них является […]
  • Раздел имущества приобретенного на материнский капитал Как при разводе будет делиться квартира, частично оплаченная материнским капиталом? Здравствуйте. В браке куплена 1/2 часть квартиры на материнский капитал. С мужем развелись. Собственник купленной 1/2 части […]
  • Статья 346 32 налогового кодекса рф Статья 346.32 НК РФ. Порядок и сроки уплаты единого налога 1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового […]
  • Исполнительный лист выполнен Исполнительный лист выполнен Добрый день!30 декабря 2014 года в ОАО "Банк ВТБ" по адресу Пресненская наб., д. 12 был предъявлен Исполнительный лист ВС № 013******(входящий номер в вашем банке №51158 от 30 […]
  • Будет ли индексироваться материнский капитал в 2016 Минфин: размер материнского капитала в 2016 году индексироваться не будет МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Размер материнского капитала в РФ в 2016 году может остаться на уровне 2015 года. Об этом говорится в […]
  • Обязанности банка при открытии и закрытии счетов Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 86 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в […]
  • Материнский капитал в 2016 году на 2 ребенка сумма Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках […]