Система традиционного права

Рубрикатор

Семья традиционного (обычного) права.

1. Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; Мадагаскар, Индонезии

2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

• неписаный (некодифицированный) характер права;

• основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

•сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;

•регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;

•осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

•архаичность многих обычаев;

•уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

• месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

Система традиционного права

§ 6. Система обычного права

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

Традиционные правовые системы

Традиционное право распространено в странах Дальнего Восто­ка, Африки и Океании. При всех различиях в исторических осо­бенностях возникновения и развития их сближает отрицание запад­ной идеи права, рассмотрение права в качестве вспомогательного элемента регуляции общественных отношений.

Право Китая Отношение к праву в китайском обществе на всем про­тяжении его многовековой истории не было однозначным. Различ­ные философско-этические системы по-разному понимали место и роль права в регуляции общественных отношений.

Так, конфуцианство исходило из вспомогательной роли правв, которое необходимо тогда, когла не действуют нормы ритуала, морали Подобное понимание вытекало из идеи патриархального обшества, в котором основной ячейкой является семья с абсолют­ной властью главы семьи и жестким делением всего населения на три группы в зависимости от выполняемых функций: старшие, средние и младшие. Конфуций идеализировал человека, приписы­вая ему различные добродетели, послушание, следование обычаям и ритуалам.

Сторонники легизма, напротив, исходили из того, что человек по своей природе существо агрессивное и эгоистичное. Для обеспе­чения социального порядка людей следует постоянно держать в страхе с помошью системы превентивных (предупредительных) на­казаний. Для этого необходимы постоянно действующие законы, которые неукоснительно соблюдаются подданными, а контроль за ними возлагается на правителя B дальнейшем конфуцианство по­глотило легизм.

Право Китая формировалось на основе традиций, обычаев и философско-этических учений Последние составляли традицион­ное мировоззрение китайского обшества, определявшее систему приоритетов и целей, а также способов их достижения.

По традиционной философии Китая, гармония и социальный порядок на земле складываются из взаимодействия земли, неба и людей B основе социального порядка лежат гармония между чело­веком и природой и идея согласия людей друг с другом. Социаль­ный порядок и справедливость не обеспечиваются с помощью пра­ва, а достигаются на основе следования морали и ритуалам Соци­альный порядок должен охраняться преимущественно методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками своего поведения, дуѵом умеренности и согласия

До XIX в. Китай развивался вне иностранного влияния, а по­сле знакомства с западной культурой отрицательно относился к идее субъективных прав с ее индивидуализмом, строгостью и аб­страктностью По традиционной философии человеку необходимо с^емиться к согласию в интересах всех, забывая о себе При ис­полнении и применении закона должна сохраняться большая сво­бода усмотрения, а идеал справедливого общества состоит в том, чтобы законы вообше не применялись и судебные решения не выносились

Традиционное китайское мировоззрение не отрицает права, но говорит о том, что оно хорошо для варваров, для тех, кто не забо­тится о морали Китайцы воспитаны так, что ишут причину кон­фликта в любом случае в своих собственных ошибках Поэтому право служит вспомогательным элементом, когда не хватает норм морали.

После свержения маньчжурской династии в i9ll г. и установ­ления Республики Китай стремится развивать правовую систему, основываясь на национальных традициях, морали, ритуалах, отрицая западные представления о праве

B 1949 r была провозглашена Китайская Народная Республика (KHP) и произошел резкий переход от традиционного права к со­циалистическому, основанному на идее классовой борьбы. Мораль­ное воспитание гражданских добродетепей было вытеснено форми­рованием чувства классовой ненависти к «контрреволюционным элементам», а вместе с тем и утверждением принципа целесообраз­ности и непригодности права в разрешении внутренних противоре­чий Враждебность к закону, суду, праву объяснялась отрицанием западных либеральных ценностей и институтов, а также стремлени­ем сформировать альтернативные способы организации и регуля­ции общественных отношений

Китайские реформьі 1979 г., ставившие цель модернизации раз­личных сторон общества и создания многоукладной рыночной эко­номики, обусловили возвращение к конфуцианской традиции, по­высили роль и значение закона как источника права Была принята новая Конституция 1982 г. и на ее основе создано много кодексов. Китайское право все более становилось европеизированным и тя­готеющим к романо-германской системе Однако при этом осно­вой нормативной системы китайского общества продолжают оста­ваться ритуал, моральные нормы, обычаи, господствующие в сель­ской местности.

Японское право Японское право развивалось преимущественно путем заимствований, поскольку не смогло сформировать развитой фило­софско-этической традішии

Первоначально японское право создавалось на основе перене­сения ценностей конфуиианской этики, отрицающей илею субъек­тивных прав и акцентирующей внимание на обязанностях. B соот­ветствии с этим японское общество делилось на сословия: самураев (военное сословие), крестьян, ремесленников, торговцев, кажлое из которых выполняло в государстве определенные функции Обязан­ности каждого сословия уточнялись в юридических сборниках — рицу-ре. включавших в себя репрессивные 0ыцу) и административ­ные 0?е) нормы

Эти сборники далеки от субъективных прав и основываются на установлении обязанностей Группы населения были судимы судами равных по сословному принципу Cnnyc характеризовался привиле­гиями, которые даровал император

B периоды военного правления (сёгуната) заметно возрастала роль военного сословия (самураев).

Начиная с революции Меидзи (1867), восстановившей импера­торское правление и создавшей предпосылки развития капитализ­ма, Япония прекращает политику самоизоляции и оказывается под влиянием западного права. Перенимаются структура права, источ­ники, правовые институты Первоначально страна развивалась под влиянием прусского права, которое использовалось при создании первой Конституции (1889). Затем было использовано и француз­ское гражданское право (кодекс Наполеона) для рефляции имуще­ственных отношений.

После Второй мировой войны усилилось влияние англосаксон­ского права, и в частности американского Однако японское обще­ство заметно отличается от общества европейского типа как по структуре, так и no укладу жизни Применение современного за­падного права в Японии наталкивается на подданническую мен­тальность и корпоративизм японцев, довольно равнодушных в силу их истории к идеям свободы и человеческого достоинства

Так, в сфере публичного права перенесение принципов и ин­ститутов представительного правления наталкивается на политиче­ский конформизм и необходимость закрепления управленческих функций за правяшим классом Напротив, в сфере частноправовых отношений японцы продолжают видеть в праве аппарат принужде­ния, используюший государство для навязывания воли правяшего класса.

B силу своей абстрактности идея субъективного права пока не стала элементом правовой доктрины современного японского об­шества, поскольку обезчичивает человеческие отношения. C пози­ций этики, долга и согласия для япониа обрашенке в суд — посту­пок, достойный порицания, поскольку любой спор можно разре­шить полюбовно. Вмешательство судьи является признаком социального неблагополучия. Заимствование идей и институтов за­падного права в Японии всегда осуществлялось в привычных, по­нятных населению традиционных формах.

Африканское право Африканское право представляет собой пеструю мозаику обычаев различных племен и обшин, члены которых доб­ровольно следуют им в повседневной жизни Это связано с тем, что повиновение обычаю означает уважение предков, чьи останки слились с почвой, природой, а их дух витает над живыми Нару­шение обычая может повлечь эа собой невероятную негативную реакцию духов земли.

Зависимость индивида от силы коллектива (касты, обшины, племени) обусловливает корпоративный (коллективистский) харак­тер традиционного обьічного права Африки B связи с этим отрица­ется идея субъективных прав, а само право понимается как обязан­ность. Совокупность обычаев одновременно используется для рег­ламентации взаимоотношений внутри племени и между племенами По этой причине деление права на отрасли отсутствует, как и их систематизация

Колонизация Африки европейцами внесла существенные изме­нения в развитие обычного права. B зависимости от того, колонией какого европейского государства (Франции, Германии, Англии и т.д.) являлась та или иная африканская страна, происходит рецеп­ция либо обшего права, либо романского права. Обычное право вытесняется в сферу регулирования частноправовых отношений, а взаимоотношения колоний и метрополий регулировались с помо- шью законов, кодексов, заимствованных в европейских государст­вах-метрополиях.

Процесс освобождения от колониальной зависимости актуали­зировал необходимость создания национальной правовой системы в

новых независимых государствах. B основу правовых систем был положен обычай, который после санкционирования государством стал правовыѵ обычаен.

Традиционные моральные ценности, очишенные от некоторых злоупотреблений обыкновениями, составили правовую базу регули­рования частноправовых отношений в африканских государствах. Суды стали применить обычное право, обеспечивая судебную защи­ту субъективных прав. B результате реформы судопроизводства в большинстве независимых государств преодолены различия между судами современного и обычного права.

B африканских странах проводится значительная работа по созданию нового законодательства. B этой связи часто возникает коллизия іакона и обычая, которая в основном разрешается в пользу обычая Скорее всего, обычаи сохранят интегрирующую роль в общенациональном праве африканских стран, однако в си­лу раскола африканского обшества на множество субкультур будет заметно возрастать роль закона в качестве универсального источ­ника права, обеспечиваюшего справедливость и гражданское со-

Система традиционного права

Система традиционного права распространена сегодня только лишь в африканских и некоторых отсталых азиатских странах. Эту систему еще можно назвать системой обычного права. То есть, правовые нормы строятся на древних или средневековых обычаях, а эти обычаи официально признаются государственной властью.

Обычай – это самый древний правовой источник. В странах с другими правовыми системами обычаи давно ушли на второй план, но так и не были до конца изжиты в правовом отношении. В Африке или отдаленных уголках Азии обычаи по-прежнему являются серьезным регулятором общественных отношений. Система традиционного права призвана обеспечивать единство племени и народности, сохранить уважение к предкам.

Кроме того, система традиционного права подразумевает очень высокую связь с окружающей природой. Обычаи очень часто имеют мифический характер. В то же время каждая система насчитывает огромное количество разнообразных обычаев, порой практически не связанных друг с другом. Эта разрозненность как раз и мешает регламентации права и созданию официальных сводов законов.

Несмотря на то, что во время колонизации происходило некоторое заимствование более современного европейского законодательства, правовое сознание масс не изменилось до сих пор. Это связано с тем, что огромное количество населения африканских стран остаются малограмотными или вовсе безграмотными. Кроме того, подавляющее большинство населения проживают в сельской местности. Все это затрудняет проникновение и закрепление современных правовых основ. Несмотря на это, лидеры этих стран продолжают работу над систематизацией существующих обычаев. Они создают на основе нормативные акты и отраслевые кодексы.

К сожалению, во время этого процесса часто игнорируются обычаи других племен и социальных групп, проживающих в стране. Схожие проблемы возникают и при создании различных судебных органов и в формировании самого процесса суда. Зачастую, созданные судебные системы оказываются непонятными и чуждыми большинству населения африканских стран.

Командная система
Банковская система
Бюджетная система Российской Федерации
Денежная система
Кредитная система Российской Федерации
Система кредитования
Финансовая система

Назад | | Вверх

§ 6. Система обычного права

Системами обычного п рав а французская школа ком­паративистов считает индусское право, африканские правовые системы и системы Дальнего Востока. Эти системы во многом от­личаются друг от друга и весьма разнообразны.

Индусское право распространено в Индии, а также среди индусов, проживающих в Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малай­зии и восточном побережье Африки, куда входят Танзания, Уган­да и Кения.

Индусское право тесно связано с религией. Индуизм в отличие от других религий обосновывает неравенство людей. Индусы с момента рождения разделены на касты: священнослужители, вои­ны, торговцы, ремесленники. Кастовое деление делает невозмож­ным переход из одной социальной группы в другую. Каждая каста имеет свои традиционные нормы, которые предусматривают ком­плекс обязанностей, а не субъективных прав. Идея прав индивида чужда индусскому праву.

Источниками индусского права считаются Веды — религиоз­ные сборники, отдельные строки которых содержат правила по­ведения, и Джармашастры — свод различных правовых норм, вы­работанных древними жрецами.

В период английской колониальной экспансии на смену тра­диционным нормам пришли нормы общего права. Однако брач­но-семейные, наследственные и кастовые отношения по-прежне­му регулирует индусское право.

После провозглашения независимости Индии (1947 г.) в тече­ние ряда лет были приняты законы, резко ограничившие сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую оче­редь законами и прецедентами.

Африканские правовые системы на протяжении ве­ков были преимущественно системами обычного права, не выхо­дящими за пределы племени.

В XIX в. колонизация внедрила европейские правовые системы во все виды отношений, не регулируемых обычаями: французское право — во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике, английское — в ко­лониях Англии.

В условиях национальной независимости главной тенденцией развития обычного права молодых африканских государств являет­ся ограничение правовых обычаев и расширение круга обществен­ных отношений, регулируемых национальным законодательством. Традиционное африканское право постепенно утрачивает свое регулирующее значение, но вместе с тем множество африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды.

1. Аннерс Э. История европейского права. — М., 1994.

2. Инако Цунео. Современное право Японии. — М., 1981.

3. Кельзен Г. Общее учение о праве. — Вена, 1967.

4. Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и совре­менность. — М., 1982.

5. Рене Д. Основные правовые системы современности. — М., 1986.

6. Правовая система социализма. В 2-х кн. / Под ред. А. М. Ва­сильева. — М., 1987.

7. Сандевуар П. Введение в право. — М., 1994.

8. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. — М., 1986.

9. Чинчиков А. А., Желанова С. А. Теория и история государства и права: Дискретный конспект. — М., 1994.

10. Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности. — Спб, 1991.

Смотрите еще:

  • Сдача 3 ндфл на возврат сроки Когда и за какие годы подавать документы на имущественный вычет при покупке жилья? Большая часть вопросов от наших клиентов связана со сроком обращения в налоговые органы для получения имущественного вычета, […]
  • Написать заявление за свой счет на один день Заявление на отгул В законодательстве РФ нет как самого понятия «отгул», так и документально закрепленной формы документа под названием «заявление на отгул». Вместо этого используются такие термины как […]
  • Ст 255 нк рф с комментарием Ст. 255 НК РФ с комментариями В п. 1 ст. 255 НК РФ сформулирован основной состав расходов налогоплательщика, направленных на оплату труда. В эту категорию затрат входят любые начисления сотрудникам в […]
  • Ст 34 гк рф комментарий Статья 34. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного […]
  • Адвокатская контора кировского района спб Адвокаты, Кировский район, СПб Адвокат АВРУХ Л.Г. 7-812-953-73-27 Санкт-Петербург, Стачек просп., д. 74 Адвокатская консультация ”Ваш Поверенный” 8-911-926-82-36 198095, Санкт-Петербург, пр.Стачек, д. 1/3, […]
  • Что такое газопровод в ук рф Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Статья 215.3 Уголовного кодекса РФ "Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов" изложена в новой редакции Федеральным […]
  • Гражданский кодекс рф ст 247 Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности СТ 247 ГК РФ 1. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее […]
  • Часть 121 статья 48 Часть 121 статья 48 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) См. о внесении изменений: Закон РК от […]