Определите вид отношения между понятиями юрист военнослужащий

Определите вид отношения между понятиями юрист военнослужащий

1.3. Виды отношений между понятиями

Понятия бывают совместимыми и несовместимыми.

Совместимыми называются понятия, объёмы которых имеют общие элементы, каким-либо образом соприкасаются. Например, понятия «спортсмен» и «американец» совместимые, т. к. их объёмы имеют общие элементы или объекты: есть такие спортсмены, которые являются американцами, и наоборот, есть такие американцы, которые являются спортсменами.

Несовместимыми называются понятия, объёмы которых не имеют общих элементов, никаким образом не соприкасаются. Например, понятия «треугольник» и «квадрат» являются несовместимыми, потому что их объёмы не имеют общих элементов: ни один треугольник не может быть квадратом, и наоборот.

Совместимые понятия могут быть в отношениях равнозначности, пересечения и подчинения.

Понятия находятся в отношении равнозначности в том случае, если их объёмы полностью совпадают. Например, равнозначными будут понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник», т. к. любой квадрат – это равносторонний прямоугольник, а любой равносторонний прямоугольник – это квадрат. В логике отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем Эйлера (Леонард Эйлер – известный математик XVIII в.): одно понятие, а вернее его объём, изображается одним кругом, а второе, т. е. его объём, – другим. Взаимное расположение этих кругов на схеме (они могут полностью совпадать, или пересекаться, или не соприкасаться, или один круг может располагаться внутри другого) и показывает то или иное отношение между понятиями. Так, отношение равнозначности между понятиями «квадрат» (К) и «равносторонний прямоугольник» (Р. п.) изображается схемой, на которой два круга, обозначающие два равных объёма, полностью совпадают (рис. 1).

Понятия находятся в отношении пересечения тогда, когда их объёмы совпадают только частично. Например, пересекающимися будут понятия «школьник» (Ш) и «спортсмен» (С): есть такие школьники, которые являются спортсменами, и есть такие спортсмены, которые являются школьниками; но в то же время школьник может не быть спортсменом, так же как и спортсмен может не быть школьником. На схеме Эйлера отношение пересечения изображается двумя пересекающимися кругами (заштрихованная часть показывает частично совпадающие объёмы двух понятий)

Понятия находятся в отношении подчинения в том случае, когда объём одного из них обязательно больше объёма другого и полностью его в себя включает (один объём как бы подчиняется другому). Например, в отношении подчинения находятся понятия «карась» (К) и «рыба» (Р), т. к. все караси – это обязательно рыбы, но рыбами являются не только караси, есть и другие виды рыб. Таким образом, объём понятия «карась» является меньшим по отношению к объёму понятия «рыба» и полностью в него включается (подчиняется ему). В отношении подчинения понятия с меньшим объёмом называются видовыми, а с большим – родовыми. На схеме Эйлера отношение подчинения изображается двумя кругами, один из которых располагается внутри другого (рис. 3).

Отношениями равнозначности, пересечения и подчинения исчерпываются все случаи совместимости между понятиями.

Несовместимые понятия могут быть в отношениях соподчинения, противоположности и противоречия.

Понятия находятся в отношении соподчинения тогда, когда их объёмы не имеют общих элементов, но в то же время входят в объём какого-то третьего понятия, родового для них (совместно ему подчиняются). Например, понятия «сосна» (С) и «берёза» (Б) являются соподчинёнными: ни одна сосна не может быть берёзой, и наоборот, но и множество всех сосен, и множество всех берёз включается в более широкий объём понятия «дерево» (Д). На схеме Эйлера отношение соподчинения изображается двумя несоприкасающимися кругами (рис. 4).

Понятия находятся в отношении противоположности в том случае, если они обозначают какие-то взаимоисключающие признаки, крайние состояния чего-либо, между которыми, однако, всегда есть некий средний, переходный вариант. Например, противоположными являются понятия «высокий человек» (В. ч.) и «низкий человек» (Н. ч.) Третьим (переходным) вариантом между ними будет понятие «человек среднего роста». На схеме Эйлера отношение противоположности изображается двумя несоприкасающимися кругами, которые находятся как бы на разных полюсах (рис. 5).

Поскольку объёмы противоположных понятий не соприкасаются, это отношение отчасти похоже на соподчинение. Однако понятия, находящиеся в отношении соподчинения, обозначают просто различные объекты разных видов и одного рода, но не противоположные друг другу. Не можем же мы утверждать, что сосна является противоположностью берёзы, а берёза – противоположностью сосны: это просто разные деревья, и не более того. В то же время высокий человек представляет собой противоположность низкого человека и наоборот. Так же противоположными будут понятия «тёмная комната» и «светлая комната», «горячая вода» и «холодная вода», «белый лист» и «чёрный лист», «глубокая речка» и «мелкая речка» и т. п.

Понятия находятся в отношении противоречия, если одно из них представляет собой отрицание другого, причём в отличие от противоположных понятий, между противоречащими понятиями не может быть третьего (среднего) варианта. Например, в отношении противоречия находятся понятия «высокий человек» (В. ч.) и «невысокий человек» (Нв. ч.). В том случае, когда одно понятие является отрицанием другого, третий вариант автоматически исключается: и низкий человек, и человек среднего роста – это невысокий человек. На схеме Эйлера отношение противоречия изображается одним кругом, поделённым на две части, которые обозначают противоречащие понятия (рис. 6).

Отношениями соподчинения, противоположности и противоречия исчерпываются все случаи несовместимости между понятиями.

Итак, в логике выделяется шесть вариантов отношений между понятиями. Для удобства их запоминания они представлены в табл. 2.

Любые два сравнимых понятия обязательно находятся в одном из шести указанных случаев отношений. Например, понятия «писатель» и «россиянин» находятся в отношении пересечения, «писатель» и «человек» – подчинения, «Москва» и «столица России» – равнозначности, «Москва» и «Санкт-Петербург» – соподчинения, «мокрая дорога» и «сухая дорога» – противоположности, «Антарктида» и «материк» – подчинения, «Антарктида» и «Африка» – соподчинения и т. д. Надо обратить внимание на то, что если два понятия обозначают часть и целое, например «месяц» и «год», то они находятся в отношении соподчинения, хотя может показаться, что между ними отношение подчинения, ведь месяц входит в год.

Однако если бы понятия «месяц» и «год» были подчинёнными, то тогда надо было бы утверждать, что месяц – это обязательно год, а год – это не обязательно месяц (вспомним отношение подчинения на примере понятий «карась» и «рыба»: карась – это обязательно рыба, но рыба – это не обязательно карась). Месяц – это не год, а год – это не месяц, но и то, и другое – отрезок времени, следовательно, понятия «месяц» и «год», так же, как и понятия «книга» и «страница книги», «автомобиль» и «колесо автомобиля», «молекула» и «атом», находятся в отношении соподчинения, т. к. часть и целое – не то же самое, что вид и род.

Как нам уже известно, отношения между понятиями изображаются круговыми схемами Эйлера. Причём до сих пор мы изображали схематично отношения между двумя понятиями, но это можно сделать и с большим числом понятий.

Например, отношения между понятиями «боксёр» (Б), «негр» (Н) и «человек» (Ч) изображаются следующей схемой Эйлера (рис. 7).

Взаимное расположение кругов показывает, что понятия «боксёр» и «негр» находятся в отношении пересечения: боксёр может быть негром и может им не быть, а негр также может быть боксёром и может им не быть, а понятия «боксёр» и «человек», так же как понятия «негр» и «человек», находятся в отношении подчинения: любой боксёр и любой негр – это обязательно человек, но человек может не быть ни боксёром, ни негром.

Рассмотрим отношения между понятиями «дедушка» (Д), «отец» (О), «мужчина» (М), «человек» (Ч) с помощью схемы Эйлера (рис. 8).

Указанные четыре понятия находятся в отношении последовательного подчинения: дедушка – это обязательно отец, а отец – не обязательно дедушка; любой отец – это обязательно мужчина, однако не всякий мужчина является отцом; наконец, мужчина – это обязательно человек, но человеком может быть не только мужчина.

Отношения между понятиями «хищник» (Х), «рыба» (Р), «акула» (А), «пиранья» (П), «щука» (Щ), «живое существо» изображаются следующей схемой Эйлера (рис. 9).

Попробуйте самостоятельно прокомментировать эту схему, установив все имеющиеся на ней виды отношений между понятиями.

Подытоживая всё сказанное, отметим, что отношения между понятиями – это отношения между их объёмами. Значит, для того чтобы можно было установить отношения между понятиями, их объём должен быть резким, а содержание, соответственно, ясным, т. е. эти понятия должны быть определёнными.

Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Уважаемые студенты! Изучить логику, читая только теорию, нельзя. К каждой теме необходимо самостоятельно выполнить ряд упражнений. Только в этом случае студент на семинарском занятии сможет проявить себя с положительной стороны.

К каждой теме вам будут предлагаться упражнения. Не ленитесь выполнять их! Только таким путем вы сможете закрепить теорию учебного курса.

С возникающими вопросами можно обращаться на мою электронную почту.

Семинар №1. ПОНЯТИЕ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Понятия делятсяна следующие виды: 1) единичные и общие, 2) конкретные и абстрактные, 3) положительные и отрицательные, 4) безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

В особую группу выделяютсясобирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Дать полную логическую характеристику понятию(упражнение 6) — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая характеристика помогает уточнить содержание и объем понятия, выработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие — нере­гистрирующими; выделите собирательные понятия.

1. «Московский юридический институт» — единичное понятие.

2. «Высшее учебное заведение» — общее (нерегистрирующее) понятие.

3. «Балтийский флот РФ» единичное (собирательное) понятие.1.1. Юридическое лицо. 1.2. Ивановская область. 1.3. Преступное деяние. 1.4. Депутат. 1.5. Русская правда». 1.6. Бригада морской пехоты. 1.7. Рабочий класс. 1.8. Источник права. 1.9. Организация Объединенных Наций.. 1.10. Правовая норма. 1.11. Наука. 1.12. Радар. 1.13. Молодежь. 1.14. Реплика. 1.15. Москворецкий мост. 1.16. Участник обороны Одессы. 1.17. Студент МЮИ. 1.18. Следователь Степанов. 1.19. Декабрист. 1.20. Воздушный флот.

Упражнение 2. Установите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.

1.«Граждане Российской Федерации имеют право на образова­ние» — понятие употребляется в разделительном смысле.

2.«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн кв. км» — понятие употребляется в собирательном смысле.

2.1. Человек осваивает космос. 2.2. Человек имеет право на граж­данство. 2.3. Искусство принадлежит народу. 2.4. Искусство — форма общественного сознания. 2.5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 2.6. Ничто не возвышает человека больше,’ чем знания. 2.7. Полноводны и могучи реки Сибири. 2.8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. 2.9. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. 2.10. Все функции государства органически взаимодействуют между собой. 2.11. Книга — лучший подарок. 2.12. Закон состав­ляет основу системы права государства. 2.13. Республики бывшего СССР стали суверенными государствами. 2.14. Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами (Паустовский). 2.15. Мыс­лящий и работающий человек есть мера всему (Вернадский).

Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. «Юридический закон» — конкретное понятие.

2. «Невменяемость» — абстрактное понятие.

3.1. Политическая система. 3.2. Преступность. 3.3. Стратегия. 3.4. Диктатура. 3.5. Двуличие. 3.6. Трезвость. 3.7. Адвокат. 3.8. Ра­венство. 3.9. Космический корабль. 3.10. Бескорыстие. 3.11. Родина. 3.12. Гражданское мужество. 3.13. Противоречие. 3.14. Спутник. 3.15. Зазнайство. 3.16. Самоотверженность. 3.17. Взаимодействие.

Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. «Законный» — положительное понятие.

2. «Незаконный» — отрицательное понятие.

4.1. Верность. 4.2. Безволие. 4.3. Беспорядок. 4.4. Гуманизм. 4.5. Произвол. 4.6. Ненависть. 4.7. Контроль. 4.8. Антифашист. 4.9. Антиквар. 4.10. Анархия. 4.11. Ананас. 4.12. Аноним. 4.13. Недееспособность. 4.14. Принципиальность. 4.15. Антипатия. 4.16. Компетентность. 4.17. Халатность.

Упражнение 5. Выясните, являются ли данные понятия безотноси­тельными или соотносительными.

1. «Народный суд» — безотносительное.

2. «Начало» — соотносительное понятие.

5.1. Причина. 5.2. Рабочий. 5.3. Верх. 5.4. Политика. 5.5. Истец. 5.6. Ускорение. 5.7. Копия. 5.8. Положение. 5.9. Проблема. 5.10. Опасность. 5.11. Взяткодатель. 5.12. Форма. 5.13. Право. 5.14. Племянник. 5.15. Практика.

Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику поня­тиям.

Пример: «Юрист» — понятие общее (нерсгистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

6.1. Государство. 6.2. Западная граница государства. 6.3. Невиновность. 6.,4. Учитель. 6.5. Демонтаж. 6.6. Законность. 6.7. Кража. 6.8. Бескорыстие. 6.9. Отечество. 6.10. Министерство юстиции. 6.11. Подвиг. 6.12. Мужество космонавта Леонова. 6.13. Социальная справедливость. 6.14. Судимость. 6.15. Созвездие Большой Медведицы. 6.16. Рота. 6.17. Случайность. 6.18. Атеист. 6.19. Невменяемость. 6.20. Сонет. 6.21. Фронт.

Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и нес­равнимые .

В логических отношениях могут находиться только срав­нимыепонятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости : 1) равнообъем-ность, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субординация) и

три вида отношений несовместимости : 1) соподчи­нение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем(кругов Эйлера).

Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равнообъемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).

7.1. Высшее учебное заведение, университет. 7.2. Юрист, депутат парламента. 7.3. Конница, кавалерия. 7.4. Орган государственного управления, министерство. 7.5^ Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий Дон». 7.6. Премьер-министр, глава правительства. 7.7. Республика, форма правления. 7.8. Военный корабль, эсминец. 7.9. Президент, президент США-, глава государства. 7.10. Живописец, художник 7.11. Художественная литература, литература, драматургия. 7.12. Офицер, спортсмен, орденоносец. 7.13. Литератор, прозаик, поэт. 7.14. Ученый, сторонник мира, гражданин Российской Федерации. 7.15. Студент, москвич, спортсмен, отличник. 7.16. Мать, дочь, родители.

Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.

8.1. Квадрат. 8.2. Конституция. 8.3. Первая общественно-экономическая формация. 8.4. Высшая стадия развития. 8.5. Феодализм. 8.6. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 8.7. Первая скрипка в оркестре. 8.8. Изваяние. 8.9. Рука. 8.10. Разумное существо. 8.11. Полдень. 8.12. Верховный суд Российской Федерации. 8.13. Арест. 8.14. Первый космонавт. 8.15. Декрет.

Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

9.1. Студент. 9.2. Военнослужащий. 9.3. Народный судья. 9.4. Арендатор. 9.5. Рекордсмен. 9.6. Браконьер. 9.7. Инженер. 9.8. Нормативный акт. 9.9. Академия. 9.10. Киноактер. 9.11. Депутат. 9.12. Акция. 9.13. Апелляция. 9.14. Закон. 9.15. Первопроходец.

Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

10.1. Учебник. 10.2. Повесть. 10.3. Озеро. 10.4. Форма правления. 10.5. Мичман. 10.6. Завод. 10.7. Дипломат. 10.8. Понятие. 10.9. Награда. 10.10. Писатель. 10.11. Прокурор. 10.12. Унитарное госу­дарство. 10.13. Химический элемент. 10.14. Комедия. 10.15. Хозяйственное преступление.

Упражнение 11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

11.1. Образное выражение, поговорка.

11.2. Система права, гражданское право.
11.3. Элементарная частица, позитрон.

11.4. Батальон, рота.

11.6.Учебное заведение, лицей.

11.7. Военно-морской флот, линкор.

11.8. Драматическое произведение, комедия.

11.9. Галактика, созвездие.

11.10. Институт, факультет.

11.12. Преступление, умышленное преступление.

11.14.Политическая структура, партия.

11.15.Государственная власть, парламент.

Упражнение 12. Определите вид отношения между несов­местимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). Соподчинение (координация).

12.1. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 12.2. Известность, неизвестность. 12.3. Прямая линия, кривая линия. 12.4. Партийность, беспартийность. 12.5. Революционер, контрреволюционер. 12.6. Виновность, невиновность. 12.7.Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 2.8.Правда, ложь. 12.9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат.12.10. Сильный, слабый. 12.11. Истина, заблуждение. 12.12.Честь, бесчестье. 12.13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание. 12.14. Зависимость, независимость. 12.15. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.

Упражнение 13. Подберите понятия, находящиеся в отношении со­подчинения к данным (родовым) понятиям.

13.1. Преступление. 13.2. Наказание. 13.3. Налог. 13.4. Городской транспорт. 13.5. Высшее учебное заведение. 13.6. Офицер. 13.7. Приговор. 13.8. Спортивная игра. 13.9. Сделка. 13.10. Смычковый инструмент. 13.11. Художественная литература. 13.12. Хищение. 13.13. Право. 13.14. Ученое звание. 13.15. Форма государственного устройства.

Упражнение 14. Подберите понятия, противоположные и противо­речащие данным.

14.1. Большой. 14.2. Научный. 14.3. Бедный. 14.4. Холодный климат. 14.5. Легкая работа. 14.6. Верность. 14.7. Законный. 14.8. Красивый поступок. 14.9. Гармоничный. 14.10. Смелый. 14.11. Глубокий. 14.12. Друг. 14.13. Наличный расчет. 14.14. Правда. 14.15. Истина.

Упражнение 15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

15.1. Государство, федерация, унитарное государство. 15.2. Уче­ный, юрист, общественный деятель. 15.3. Участник Великой Оте­чественной войны, полковник, генерал. 15.4. Насилие, принуж­дение. 15.5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 15.6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 15.7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 15.8. Верующий, атеист. 15.9. Еженедельник, периодическое издание. 15.10. Должностное преступление, халатность, взяточни­чество. 15.11. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. 15.12. Брак, супружество. 15.13. Сын, отец. 15.14. Свободный, несвободный. 15.15. Эрудиция, невежество.

Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчинения, схема 4.

16.1. Противоречие, конфликт. 16.2. Действие, бездействие. 16.3. Пролог, эпилог. 16.4. Гуманный, негуманный. 16.5. Коммерсант, делец. 16.6. Народный, антинародный. 16.7. Артиллерист, комендор. 16.8. Судебный исполнитель, филателист. 16.9. Крестьянское поселение, село. 16.10. Воздушный флот, авиация. 16.11. Налог, оброк. 16.12. Дипломат, посол, консул. 16.13. Договор, сделка. 16.14. Гармония, дисгармония. 16.15. Судебное решение, приговор, судебное определение.

Отношения между понятиями;

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и не­сравнимые. В логических отношениях могут находиться только срав­нимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ностъ, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субордина­ция) и три вида отношений несовместимости (внеположности): 1) со­подчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторностъ).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера) (см. учебник, гл. II, § 4).

Упражнение 7

Определите вид отношения. между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Образцы:

1. Преступление [А], Уголовное правонарушение (В). — Равнообъемность

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). — Пересече­ние (перекрещивание) (схема 2).Глава 1. Понятие

3. Наказание (А). Ограничение свободы (В). — Подчинение (субординация) (схема 3).

7.1. Высшее учебное заведение. Университет.

7.2. Юрист. Депутат парламента.

7.3. Тайное хищение чужого имущества. Кража.

7.4. Орган государственного управления. Министерство.

7.5. Писатель. Русский писатель.

7.6. Премьер-министр. Глава правительства.

7.7. Военный корабль. Эсминец.

7.8. Языкознание. Лингвистика.

7.9. Художественная литература. Литература.

7.10. Сотрудник милиции. Студент.

7.11. Президент. Президент Франции. Глава государства.

7.12. Офицер. Спортсмен. Орденоносец.

7.13. Сын. Внук. Читатель газеты «Московский комсомолец».

7.14. Мать. Дочь. Родители.

7.15. Студент. Москвич. Отличник. Староста группы.

Упражнение 8

К данным понятиям подберите равиообъемиые понятия.

.6. Автор поэмы «Кому на

Руси жить хорошо».

8.10. Разумное существо.

8.13. Открытое хищение чужо­го имущества.

1.2. Отношения между понятиями

Упражнение 9

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к дан-

Определите вид отношения между понятиями юрист военнослужащий

Поскольку предметы находятся в определœенных отношениях между друг другом, то и обозначаемые их понятия находятся в определœенных отношениях. Понятия, которые близки по своему содержанию и их можно сравнить, называются сравнимыми. К примеру, ʼʼельʼʼ и ʼʼберезуʼʼ можно сравнить поскольку они являются ʼʼдеревьямиʼʼ, а понятие ʼʼкрасный помидорʼʼ и ʼʼслонʼʼ не имеют общих признаков, их нельзя сравнить.

Понятия, по характеру отношений между их объёмами делятся на две группы: совместимые, когда элементы объёма одного понятия частично или полностью принадлежат объёму другого понятия, и несовместимые, когда ни один элемент объёма одного понятия не принадлежит объёму другого понятия.

Совместимые понятия могут находиться в отношениях: равнозначности, или тождества, пересечения, или перекрещивания, и подчинœения, или субординации; несовместимые — в отношениях: соподчинœения, или координации, противоположности, или контрарности, и противоречия, или контрадикторности.

Для иллюстрации отношений между объёмами понятий применяются круговые схемы Эйлера. Принцип применения их таков: каждый круг обозначает объём какого-либо понятия, а каждая точка круга — элемент этого объёма. Пример изображения кругов Эйлера для сравнимых понятий:

К примеру: Равнозначные понятия: А – первый космонавт, В – Ю.А. Гагарин

Подчинœение: А – юрист, В – адвокат. Пересечение: А – преступник, В – спортсмен.

Соподчинœение: А – следователь, В – прокурор, С – участковый милиционер, Д – работники правоохранительных органов. Противоположность: А – истина, В – ложь. Противоречие: А – черный, В – не-черный (синий, красный)

Сравнивать можно группу понятий, тогда отношения между ними будут изображаться несколькими кругами Эйлера.

Упражнение 12. Определите вид отношений между понятиями, изобразите эти отношения

с помощью круговых схем:

дом, кирпичный дом, строение

1. Автомобиль, человек, игрушка, 2. Мужчина, женщина, ребенок, 3. Растение, дерево, человек, 4. Год, месяц, январь. 5. Отец, сын, дед. 6. Красивый, безобразный, сильный. 7. Женщина, домохозяйка, преступник,

Упражнение 13. Приведите примеры понятий равнозначных данным:

Мельчайшая частица, столица России, Конституция, самое большое озеро мира, самая глубокая морская впадина, животное меняющее цвет кожи, приспосабливаясь к окружению, человек, совершивший преступление.

Упражнение 14. Приведите примеры понятий соответствующим отношениям

1) 2) 3)

Виды несовместимости понятий

Противоречие.Понятия S и P находятся в отношении противоречия, если выполняются следующие условия:

– Никакой элемент объема понятия S не входит в объем понятия P, и наоборот.

– Объемы понятий S и P исчерпывают объем родового по отношению к ним понятия Q.

Примеры: «трезвый человек» (S) и «нетрезвый человек» (P), родовое понятие (Q) – «человек»; проволочная связь» (S) и «беспроволочная связь» (P), «инфекционное заболевание» (S) и «неинфекционное заболевание» (P). Схематически:

Противоположность.Понятия S и P находятся в отношении противоположности, если выполняются следующие условия:

– Никакой элемент объемапонятия S не входит в объем понятия P, и наоборот.

– Видовые отличия понятий S и P таковы, что они характеризуют крайние степени различия одного и того же признака родового понятия Q.

– Объемы понятий S и P не «покрывают» всего объема родового понятия Q.

Примеры: «мизантроп» (S) и «филантроп» (Р), родовое понятие (Q) – «человек в его отношении к другим людям»; «защитник» (S) и «лицо, поддерживающее государственное обвинение в уголовном процессе» (P), родовое понятие – «юрист, участвующий в судебном разбирательстве уголовного дела»; «старик» (S) и «ребенок» (P), родовое понятие – «человек». Схематически:

Противоположность понятий S и P на схеме представлена тем, что их объемы расположены на разных «полюсах» круга, символизирующего объем родового понятия, причем объемы понятий S и P не «покрывают» всего объема родового понятия Q.

Соподчинение.Понятия S и P находятся в отношении соподчинения, если они не являются ни противоречащими, ни противоположными, находясь в то же время в логическом подчинении у одного и того же родового понятия Q.

Примеры: «дерево» (S) и «трава» (P)подчиняются понятию «растение»; «судья» (S) и «нотариус» (P) подчиняются понятию «юрист». Схематически:

Примечание. Для правильного решения вопросов об отношении понятий полезно уточнить их содержание по словарю (или энциклопедии) той области знаний, из которых взяты данные понятия.

1. Определите при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями: а) человек, герой, Герой России, герой детективного романа; б) преступление, наказание в соответствии с УК, месть; в) президент, глава государства, президент США; г) студент, москвич, спортсмен, отличник; д) оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие.

*Рассмотрим пример: офицер, спортсмен, военнослужащий, рядовой

Наиболее общими понятиями являются понятия «военнослужащий» – Р, и «спортсмен» – S. Они находятся в отношении перекрещивания, так как не все военнослужащие являются спортсменами (но такие тоже есть) и не все спортсмены – военнослужащие (а только некоторые). Понятие «офицер» (Q) как и понятие «рядовой» (F) подчинены понятию Р, поскольку все офицеры и все рядовые являются военнослужащими. Между понятиями
Q и F – отношение соподчинения, так как ни один офицер не является рядовым, и ни один рядовой – не офицер. Прежде чем вписать круговые схемы отношений между объемами понятий Q и F в объем понятия P, выясним, каковы отношения между Q и S, а также F и S. Некоторые офицеры – спортсмены, а некоторые спортсмены являются офицерами. Значит, между Q и S отношение перекрещивания. Аналогично, F и S тоже находятся в отношении перекрещивания. В итоге получаем вышеприведенную схему.

2. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным: рекордсмен; чиновник; киноактер; следователь.

3. К каждому из нижеприведенных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия: школьник; завод; конституция; награда; писатель; ученый; учебник.

4. Определите виды отношений между несовместимыми понятиями и изобразите эти отношения с помощью круговых схем:

1. Известность, неизвестность. 2. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. 3. Сильный, слабый. 4. Истина, заблуждение. 5. Декан, студент, ректор. 6. Синий (цвет), зеленый, красный.

4. К данным круговым схемам подберите подходящие понятия:

2.4. Закон обратного отношения
между объемами и содержаниями понятий

Рассмотрим два понятия, объем одного из которых составляет часть объема другого: P – студент; S – студент юридического факультета. Каждый предмет типа S является элементом объема понятия P, но не каждый предмет типа P входит в объем понятия S. Сравним теперь понятия P и S по их содержанию. В содержание понятия S, кроме признаков, характеризующих человека как студента, содержится еще один – «быть в числе тех, кто учится на юридическом факультете». Это означает, что содержание понятия P составляет часть содержания понятия S.

Сформулируем теперь зависимость, которая называется в логике законом обратного отношения: когда объем одного понятия составляет правильную часть объема другого, содержание второго понятия менее информативно, т.е. составляет часть содержания первого.Зная, что некто является студентом, мы знаем о нем меньше, чем, если бы мы знали, что он является студентом юридического факультета: все, что отличает студента от того, кто не является им, содержится и в понятии «студент юридического факультета», но в последнем содержится еще указание на факультет, на котором обучается студент. Таким образом, понятие «студент юридического факультета» более информативно, чем понятие «студент», хотя последнее шире по объему первого.

В содержание понятия «студент юридического факультета» можно ввести еще один признак – «входить в число спортсменов», и тогда мы будем иметь уже другое понятие – «студент юридического факультета, занимающийся спортом» (обозначим его символом Q). Объем последнего будет составлять часть объема предыдущего понятия («студент юридического факультета»). В итоге получаем следующую схему:

Понятие Р является родовым и по отношению к понятию S, и по отношению к понятию Q; понятие Q – видовым и по отношению к понятию S, и по отношению к понятию Р. Понятие S называется ближайшим родом по отношению к понятию Q. Из сравнения трех понятий P, S и Q по объему мы можем заключить, что наиболее информативным из них, то есть богатым по содержанию, является понятие Q, затем идет понятие S, а наиболее «бедным» по содержанию является понятие P. Таким образом, закон обратного отношения устанавливает, что увеличение содержания исходного понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

1. Укажите, какое из понятий в следующих парах богаче по содержанию, т. е. содержит большее число независимых друг от друга существенных признаков: Четное число – число. Логика – наука. Правонарушение – преступление. Норма – правила дорожного движения. Равнобедренный треугольник – равносторонний треугольник.

2. Укажите ближайший род для каждого из следующих понятий: Демократия. Арест. Треугольник. Студент юридического факультета. Любовь.

3. Укажите ближайшие видовые понятия для каждого из следующих понятий: Деяние. Университет. Монархия. Преступление. Ошибка. Наука.

4. Укажите, между какими взятыми попарно понятиями существует отношение рода и вида, а между какими – отношение целого и части: право – гражданское право; предложение – простое предложение; университет – факультет; государственная власть – парламент.

*Следует помнить, что отличительной характеристикой отношения рода и вида является необходимость для видового понятия иметь все признаки рода, в то время как часть какого-либо объекта не обладает всеми признаками целого.

5. Охарактеризуйте объем и содержание понятий «норма»и «правовая норма». Чем отличаются эти понятия: а) по объему (какое из них шире, а какое уже)?; б) по содержанию (какое из них «богаче», а какое «беднее» по содержащейся в них информации)?

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 379 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

При образовании понятий часто бывает важно не только указывать их вид, но и выяснять, в каком отношении находятся эти понятия к другим понятиям. Высказывания типа “это понятие близко такому-то понятию” только запутывают суть дела. Нужно точно указать вид отношения данного понятия к другим понятиям. Сделать это помогает логика.

Между понятиями, имеющими общий род, можно устанавливать отношения по содержаниям. Последним соответствуют определенные отношения по объемам, кроме случая, когда понятия находятся в отношении независимости по содержаниям (это отношение описывается ниже).Отношениям между понятиями по объемам не всегда соответствуют определенные отношения по содержаниям.

По содержаниям между понятиями существуют отношения, аналогичные отношениям между высказываниями. Сначала рассмотрим отношения по логическим содержаниям. Пусть даны два понятия: (1) и (2). Понятие (1) шире понятия (2) по содержанию (содержание понятия (1) больше содержания понятия (2)), если и только если из первого содержания следует второе, а обратное не имеет места. Если понятие (1) шире понятия (2) по содержанию, то в силу закона обратного отношения объем понятия (1) меньше объема понятия (2).

Понятия (1) и (2) эквивалентны по содержаниям, если и только если из содержания первого понятия следует содержание второго, а из содержания второго — содержание первого. Объемы таких понятий равны. Например, “человек такой, что если он студент, то он отличник” и “человек такой, что он не студент или отличник”.

Понятия (1) и (2) находятся в отношении противоречия (контра-дикторности) по содержаниям, если и только если их содержания несовместимы по истинности и несовместимы по ложности. Пример: “студент, который сдал все экзамены”, “студент, который не сдал некоторых экзаменов”. Объемы этих понятий не имеют общих элементов и исчерпывают весь универсум. Графически:

Понятия (1) и (2) находятся в отношении контрарности по содержаниям, если и только если их содержания несовместимы по истинности, но совместимы по ложности. Пример: “студент, который сдал все экзамены на отлично”, “студент, который не сдал ни одного экзамена на отлично”.

Графически это отношение может быть представлено схемой:

Понятия (1) и (2) находятся в отношении субконтрарности по содержаниям, если и только если их содержания совместимы по истинности, но несовместимы по ложности. Пример: “студент, сдавший некоторые экзамены на отлично” и “студент, не сдавший некоторых экзаменов на отлично”. Графически:

Понятия (1) и (2) находятся в отношении логической независимости по содержаниям, если и только если их содержания логически независимы, то есть совместимы по истинности и ложности и между ними нет отношения логического следования. Пример: “человек, который побывал в Москве”, “человек, который побывал в Архангельске”. Отношение по объемам между этими понятиями не определено.

Указанные отношения имеют место между логическими содержаниями понятий. Аналогичные отношения можно устанавливать между фактическими содержаниями.

Поскольку определенным отношениям между понятиями по объемам не всегда соответствуют определенные отношения по содержаниям, рассмотрим особо отношения между понятиями по объемам.

По характеру отношений между объемами понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимыми называются понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Совместимыми являются понятия “слушатель” и “спортсмен”, “юрист” и “следователь” и т.д. Несовместимыми называются понятия, не имеющие общих элементов объемов. Понятия “собственник» и “неимущий” являются несовместимыми.

Совместимые понятия могут находиться в отношениях:

1) равнозначности; 2) подчинения и 3) перекрещивания.

Охарактеризуем виды отношений между совместимыми понятиями.

В отношении равнозначности находятся понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, понятия “живое существо, имеющее мягкие мочки ушей” и “живое существо, обладающее членораздельной речью”, находятся в отношении равнозначности.

Если объем первого из них представить графически в виде круга А, а второго — в виде круга В, то отношение между этими понятиями по объемам будет представлено схемой:

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но обратное не имеет места. В этом отношении находятся понятия “юрист” (А) и “адвокат” (В). Графически это отношение представляется так:

Понятие большого объема, в данном случае “юрист”, называется подчиняющим, а понятие меньшего объема, в данном случае “адвокат”, называется подчиненным.

В отношении перекрещивания находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого, а объем другого частично входит в объем первого. В отношении перекрещивания находятся, например, понятия “слушатель” (А) и “спортсмен” (В). Графически это отношение изображается так:

Особым видом отношения между понятиями является отношение соподчинения.

В отношении соподчинения к некоторому понятию находятся два несовместимых понятия, каждое из которых является подчиненным по отношению к этому третьему понятию. Иными словами, два понятия находятся в отношении соподчинения к третьему понятию, если они не имеют общих элементов объемов и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них. Например, понятия “получение взятки” (В), “незаконное изготовление спиртных напитков” (С) находятся в отношении соподчинения к понятию “преступление” (А). Отношение соподчинения представляется следующими круговыми схемами:

Если отношение между объемами понятий представляется первой из этих схем, то это еще не означает, что понятия находятся в отношении противоречия по логическим или фактическим содержаниям.

Устанавливая отношения между понятиями, важно не отождествлять понятия с общими именами или просто словами, не выражающими понятий. Чтобы избежать такого отождествления, нужно всякий раз выяснять, какие понятия выражают те или иные слова или словосочетания. Пусть, например, требуется установить, в каких отношениях по объемам находятся понятия (1) “стоимость”, (2) “потребительная стоимость”, (3) “меновая стоимость”. На первый взгляд кажется, что объем понятия (1) включает в себя объемы понятий (2) и (3), а понятия (2) и (3) являются несовместимыми между собой, т.е. что два последних понятия находятся в отношении соподчинения к первому. Так ли это на самом деле?

Выявим понятия, вместо которых введены слова “стоимость”, “потребительная стоимость”, “меновая стоимость”. Эти понятия следующие: (1) “Определенное количество общественно необходимого труда, затраченное на производство товара”; (2) “Полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность”; (3) “Количественное соотношение, в котором обмениваются товары как потребительные стоимости”.

Эти понятия несовместимы по объемам. Первое понятие — один из видов стоимости наряду с потребительной и меновой. С логической точки зрения для этого (первого) понятия нужно ввести другое название — какая-то специфическая стоимость — и образовать новое понятие, в объем которого войдут объемы всех трех рассмотренных понятий. Сокращением для словесного выражения понятия (4) целесообразно использовать слово “стоимость”.

Упражнение 7

Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

1. “Деяние”. “Наказуемое деяние”. “Ненаказуемое деяние”.

2. “Предмет, имеющий какой-либо цвет”. “Белый предмет”. “Черный предмет”.

3. “Треугольник”. “Прямоугольный треугольник”. “Непрямоугольный треугольник”.

4. “Орудие преступления”. “Огнестрельное оружие”. “Пистолет”.

5. “Преступление против личности”. “Преступление против жизни”. “Преступление против здоровья”.

6. “Посягательство на честь и достоинство личности”. “Клевета”. “Оскорбление”.

7. “Хозяйственное преступление”. “Обман покупателей”. “Незаконное изготовление спиртных напитков”.

8. “Человек, изучивший все восточные языки”. “Человек, не изучивший японского языка”. “Человек, не изучивший некоторых восточных языков”.

9. “Гражданин России”. “Российский военнослужащий”.

10. “Преступление”. “Терроризм”. “Спекуляция”.

11. “Действие или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого”. “Действие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого, или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого”.

Смотрите еще:

  • Сдача 3 ндфл на возврат сроки Когда и за какие годы подавать документы на имущественный вычет при покупке жилья? Большая часть вопросов от наших клиентов связана со сроком обращения в налоговые органы для получения имущественного вычета, […]
  • Ск рф статья 94 Семейный кодекс Украины (СК Украины) с комментариями к статьям Статья 94. Форма брачного договора 1. Брачный договор заключается в письменной форме и нотариально заверяется. 1. Статья устанавливает […]
  • Договор на оказание услуг по проведению практики Договор о прохождении практики МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАША ЗАДАЧА - ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ Работы МЫ пишем через Биржу akademikz.ru Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок […]
  • Судебная защита прав человека и гражданина Страницы истории Тема 13. Система судебной защиты прав человека Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических […]
  • Как учитывать входящий ндс при усн доходы Как правильно учитывать в расходах входящий НДС при УСН Являясь по своей сути косвенным налогом НДС, когда дело касается специальных режимов, освобожденных от уплаты данного вида налогов, принимается к учету […]
  • Соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество Внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество Внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество упрощает процесс погашения долга для кредитора и избавляет от излишней работы […]
  • Областной материнский капитал брянская область Материнский капитал в Брянске и Брянской области В целом по стране последние несколько лет наблюдается естественный прирост населения, при котором показатели рождаемости превышают величину смертности. Однако […]
  • Как вернуть 13 от покупки квартиры в строящемся доме Возврат налога при покупке квартиры Тема имущественного вычета не теряет актуальности, так как вернуть подоходный налог при покупке квартиры желает любой покупатель. Но далеко не каждый гражданин может […]