Образец рапорта на расширение служебного жилья

Как написать рапорт командованию на улучшение жилищных условий?

Я военнослужащий, учусь в академии, живу в общежитии, помогите написать рапорт командованию на улучшение жилищных условий и подскажите на какой приказ я могу сослаться?

Ответы юристов (1)

Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений»

Данный приказ содержит перечень необходимых документов, а также (в виде приложений) — все образцы рапортов для признания нуждающимся и включения в реестр.

В других ведомствах (не в Миноброне РФ) — свои приказы

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Право на расширение служебного жилья военнослужащим

Здравствуйте! Я офицер, выслуга 20 лет (в ВС с 1994 года), увольняюсь в 2014 году из ВС РФ по состоянию здоровья. Состав семьи 2 человека, на момент увольнения обеспечен жилым помещением общей площадью 36,3 м2.(жилой 18 м2).

В 2008 году данная квартира получена как служебная, но в июле 2008 года статус жилого помещения изменился (согласно моего рапорта, ходатайства командира части и вынесенного постановления администрации города) статус служебной квартиры отменен. В июле 2009 года данная квартира была мною приватизирована (передана в собственность).

Я случайно услышал по телевидению в военной программе, что согласно нового закона, минимальная норма жилого помещения на состав семьи из 2 человек составляет 42 м2. и если жилье находится в собственности, то это не является помехой для расширения.

Подскажите пожалуйста, как я должен поступить в данной ситуации, имею ли я на это право ? Могут ли меня уволить из ВС РФ так как я не обеспечен жилым помещением по нормам?

Ответы юристов (9)

Здравствуйте. Вы фактически своё право на получение жилья использовали приватизировав служебное жилью и изменений по квадратуре в законе вроде бы не было, если не прав то коллеги поправят.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

27. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Есть вопрос к юристу?

У Вас верная информация.

СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2003 г. N 91

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЛОЩАДИ

ЖИЛЬЯ В Г. СЫЗРАНИ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 N 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг», Законом Самарской области от 19.01.1999 N 5-ГД «О жилище», Постановлением Главы Администрации от 24.12.2003 N 450 «О согласовании социальных норм площади жилья в г. Сызрани», руководствуясь Уставом города, Сызранская городская Дума постановляет:

1. Утвердить социальные нормы площади жилья в г. Сызрани (Приложение N 1).

2. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в газете «Волжские вести».

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на планово-бюджетную комиссию Сызранской городской Думы (Кистанов И.В.).

Глава города, Председатель

Сызранской городской Думы

Сызранской городской Думы

от 30 декабря 2003 г. N 91

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ

НА 1 ЧЕЛОВЕКА

Одинокие ¦Квартира общей площадью не более 33 кв.м, жилой не более 18 кв.м. Комната в коммунальной квартире жилой площадью не более 18 кв.м.

Семьи из 2-х ¦Квартира общей площадью не более 42 кв.м, человек жилой не более 24 кв.м. Комната (комнаты) в коммунальной квартире жилой площадью не более 24 кв.м.

Семьи из 3-х Квартира общей площадью не более 54 кв.м, человек жилой не более 36 кв.м. Комната (комнаты) в коммунальной квартире жилой площадью не более 36 кв.м.

Семьи из 4-х Квартира общей площадью не более 72 кв.м, человек жилой не более 48 кв.м. Комната (комнаты) в коммунальной квартире жилой площадью не более 48 кв.м.

Семьи из 5-ти Квартира общей площадью не более 18 кв.м и более человек на одного человека, жилой не более 12 кв.м Комната (комнаты) в коммунальной квартире жилой площадью не более 12 кв.м на одногочеловека

ПРАВИЛА УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В ИЗБРАННОМ ПОСТОЯННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778, от 06.10.2011 N 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФот 14.04.2009 N 2н-9/09)

6. Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств — участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

7. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел — приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Таким образом, да Вы можете быть признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения
(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
1. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Есть Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 N 76
«Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом „О статусе военнослужащих“ где сказано, что:

1. Настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее — военнослужащие), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом „О статусе военнослужащих“ (далее — субсидия).

3. Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере:

33 кв. метра общей площади жилого помещения — на одиноко проживающего военнослужащего;

42 кв. метра общей площади жилого помещения — на семью из 2 человек;

Исходя из этих правил, если Вы признаны нуждающимся в улучшении жил.условий, то можете претендовать на доп.квадратуру до 42 кв. м.

Могут ли меня уволить из ВС РФ так как я не обеспечен жилым помещением по нормам?

Согласно ст. 15 ФЗ О Статусе военнослужащих уволить Вас могут, Вас с учёта на жильё снять не могут.

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Вам нужно собираться бумаги и становиться на учёт на получение доп.метров.

Добрый день.Вы обеспечены по нормам, установленным органами местного самоуправления

ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕот 27 апреля 2011 г. № 30
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯВ ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯВ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГОПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕСЫЗРАНЬ, ОПРЕДЕЛЕНИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТАГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХВ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ СЫЗРАНЬ
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области от 05.07.2005 № 139-ГД «О жилище», Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 15.02.2011 № 313, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа, Дума городского округа Сызрань решила:

1. Установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе Сызрань в размере 12 квадратных метровобщей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Сызрань на одного гражданина в размере 16 квадратных метров общей площади жилого помещения.3. Определить Администрацию городского округа Сызрань уполномоченным органом по:- ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городском округе Сызрань;- предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Сызрань;- установлению ежегодно размера дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимого для признания граждан малоимущими в городском округе Сызрань;- установлению стоимости одного квадратного метра жилья по городскому округу Сызрань для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.4. Отменить следующие правовые акты Думы городского округа Сызрань:- Постановление Сызранской городской Думы от 28.09.2005 № 103 «Об утверждении Положения „О правилах ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Сызрань“;- Решение Думы городского округа Сызрань от 20.12.2010 № 147 „О внесении изменений в Положение “О правилах ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Сызрань».5. Главе городского округа Сызрань Хлыстову В.В. опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации.

Глава городского округа СызраньВ.В.ХЛЫСТОВ

У Вас на человека приходится более 12 метров. так что к сожалению права на другое жилое помещение Вы не имеете

Исходя из этих правил, если Вы признаны нуждающимся в улучшении жил.условий, то можете претендовать на доп.квадратуру до 42 кв. м.

Постановка в очередь военнослужащих на получение жилья

Подскажите, какие сроки постановки в очередь военнослужащего нуждающегося в жилье, выслуга более 20 лет, увольнение по окончанию контракта

Ответы юристов (12)

Здравствуйте!

Из абз. 12 п. 1 ст. 15
Федерального закона № 76-ФЗ следует, что военнослужащим — гражданам,
обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и
признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51
Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе предоставляются жилые
помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных
граждан:

— в собственность
бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в
котором предусмотрена военная служба;

— по договору
социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания
указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых
помещений в собственность бесплатно утверждены Постановлением
Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «Правила учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в
запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и
сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства».

Согласно данному
постановлению военнослужащие подают рапорт по команде не
более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с
просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими
постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых
помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:

заявление на имя
главы муниципального образования;

выписка из личного
дела о составе семьи;

выписка из домовой
книги;

копия финансового
лицевого счета;

выписка из личного
дела о дате и месте призыва;

документы, подтверждающие
право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

На основе рапорта и представленных в
соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир
(начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом
местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение
жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим
постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий
орган местного самоуправления.

Военный комиссариат
включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или
улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган
местного самоуправления.

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений
или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним
документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст. 52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5)

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем ( часть 6)

Уточнение клиента

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

13 Мая 2014, 13:07

. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с ОШМ обеспечиваются жилыми помещениями.

При желании получить квартиру не по месту службы они обеспечиваются ею по избранному месту жительства, такая возможность предусмотрена п. 14 ст. 15 ФЗ.

Данным военнослужащим в последний год военной службы может выдаваться ГЖС для приобретения жилого помещения.

В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или в связи с ОШМ при перемене места жительства осуществляется Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи ГЖС. Право на обеспечение жильем на данных условиях предоставляется один раз.

Согласно п.п. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений военнослужащие в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате купли-продажи ранее полученного от государства жилья.
Срок подачи рапорта не более чем 3 года до дня предельной выслуги лет.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»,

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Затем командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства. После чего военкомат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений и направляет копию списка и подлинники документов в орган местного самоуправления (п. 14 того же постановления).

Органы местного самоуправления (жилищный отдел администрации населенного пункта) в месячный срок с момента получения документов из военкомата ставит в очередь и извещает военнослужащего об этом через командира в трехмесячный срок (п. 16 рассматриваемого постановления).

Итого выйдет пару месяцев с момента рапорта до постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье. Но срок уведомления об этом будет отстоять от момента включения в список на три месяца.

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

Это не имеет значения.

Уточнение клиента

Мне довевели что если до принятия решения о постановке на учет нуждающимся произошло увольнение то возможно остаться без жилого помещения

13 Мая 2014, 13:14

Уважаемый Владимир, вот нашел хорошую статью Сергея Коноплева, содержащую ответ на Ваш вопрос.

О сроках постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений при увольнении с военной службы по различным основаниям

У некоторых возникает резонный вопрос: а когда уже можно становиться на очередь для получения постоянного жилья? Когда подавать заявление (рапорт)?

Ранее данный вопрос чётко регулировался постановлением Правительства РФ 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы… нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»:

9. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Видно, что сроки были оговорены более-менее понятно. Но на сегодня возникает вопрос о правомерности применения данного постановления в связи с фактической утратой им своей актуальности. Чем же руководствоваться сейчас?

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и приказ Министра обороны РФ 2010 года № 1280 не дают указания на точную дату, когда можно подавать документы для постановки на учёт. Однако эта дата является очень важной, т.к. от неё зависит очерёдность предоставления жилья, что следует из пунктов 8, 10-11 приказа МО 2010 года № 1280.

Пункт 1 приказа МО 2010 года № 1280 определяет, что «для признания военнослужащих . имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях… они подают заявление[1]. ».

Таким образом, видно, что срок, когда возникает право на подачу заявления о признании нуждающимся, возникает не ранее возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. (В настоящей статье право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо право на получение жилого помещения в собственность не оговариваются отдельно, а используется для упрощения единый термин «право на получение ЖП по ДСН»).

Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», право на получение ЖП по ДСН возникает у военнослужащего, заключившего контракт о прохождении военной службы до 1998 года, после 5 лет службы по контракту (не считая времени учёбы). Для других военнослужащих – с даты возникновения права на увольнение по одному из трёх льготных оснований (возраст/болезнь/ОШМ) и при выслуге 10 и более лет.

Для увольняющихся по состоянию здоровья

Для военнослужащих, увольняющихся по болезни, право на увольнение по этому основанию возникнет с даты написания ими рапорта об увольнении по болезни и при наличии соответствующего медицинского заключения. Это означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Для увольняющихся по организационно-штатным мероприятиям

Право на увольнение по ОШМ возникает с даты написания военнослужащим рапорта о таком увольнении и при наличии в воинской части соответствующей директивы о проведении ОШМ. Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Если же военнослужащий принципиально не хочет писать рапорт об увольнении по ОШМ (например, не согласен с основанием для увольнения, или просто хочет служить дальше), то считать его увольняющимся по ОШМ можно не ранее истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, т.е. того срока, в течение которого командование должно было решить вопрос о прохождении им дальнейшей службы. Если этот срок истёк, а необходимые и достаточные мероприятия по назначению на другую должность не выполнены, то военнослужащий, вне зависимости от нежелания увольняться по ОШМ, может считаться увольняющимся по этому основанию. Это означает, что при отсутствии рапорта об увольнении по ОШМ и после истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, заявление о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН также может быть подано.

Для увольняющихся по достижении предельного возраста пребывания на военной службе

Право военнослужащего на увольнение по возрасту возникает с достижением им такого возраста.

Согласно пункта 20 приказа Министра обороны 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы. », командир воинской части обязан за 6 месяцев до достижения предельного возраста уточнить желание военнослужащего заключить новый контракт, а за 3 месяца довести своё решение о дальнейшей службе. (На сегодняшний день, если в/с не обеспечен жильём и не желает увольняться без жилья, то отказать ему в дальнейшей службе невозможно. При этом не имеет значение желание самого в/с исполнять обязанности военной службы, а также желание командира на заключение нового контракта).

Если военнослужащий желает продолжить в/службу безотносительно к вопросу о получении жилья (случай редкий, но вполне реальный), то он обязан за 6 месяцев написать рапорт о заключении с ним нового контракта. Если командование согласно на заключение нового контракта, то такого военнослужащего нельзя считать увольняющимся по достижении предельного возраста, и, значит, нельзя считать имеющим право быть принятым на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН.

Если в/с проходит службу сверх предельного возраста по заключённому новому контракту, то считать его увольняющимся по возрасту можно лишь после написания рапорта об увольнении (который можно написать в любое время в период действия такого нового контракта). Из этого же следует, что до написания такого рапорта об увольнении военнослужащего нельзя было считать увольняющимся по возрасту, и, следовательно, у него не возникало права на признание его нуждающимся в получении ЖП по ДСН (подавать заявление о признании нуждающимся было нельзя).

Если же в/с желает продолжить военную службу лишь по причине невозможности уволиться без жилого помещения, то он должен заявить рапортом об увольнении его по возрасту. Одновременно с написанием этого рапорта у в/с возникает право на увольнение по возрасту, и он считается увольняющимся по возрасту.Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

В связи с приведёнными доводами я рекомендовал бы военнослужащим, стоящим перед выбором о необходимости заключать новый «сверхпредельный» контракт лишь для получения жилья, не заключать такой контракт, а, наоборот, настаивать на увольнении по возрасту и писать об этом соответствующий рапорт, чтобы возникло право на получение жилья. Как только такой в/с по его заявлению будет принят на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН, он может смело заключать новый контракт, если это ему зачем-нибудь требуется. Такой контракт не будет влиять на уже возникшее право на получение ЖП по ДСН, а принятый на учёт нуждающихся в/с не может быть снять с этого учёта в связи с заключением им нового контракта, т.к. это не является законным основанием для снятия с учёта. Также нужно помнить, что заключение нового контракта в такой ситуации целиком зависит от желания в/с, и обусловлено следующими правовыми нюансами:

его нельзя заставить заключить такой контракт;

он и без такого контракта по всему спектру прав и обязанностей считается военнослужащим, проходящим службу по контракту;

его нельзя уволить по причине окончания предыдущего контракта и отсутствия нового контракта.

Немного о постановлении Правительства РФ 1998 года № 1054

Что же касается приведённого вначале статьи постановления Правительства РФ 1998 года № 1054, то следует отметить следующее.

Пункт 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит категоричное положение: «Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации». Это означает, 1) что приказ МО не должен определять порядок признания нуждающимися, и 2) до тех пор, пока не будет принято постановление Правительства, отменяющее № 1054 от 6 сентября 1998 г., либо другое взамен его, то действует это постановление, но в части, не противоречащей нормам высшей юридической силы, либо равной силы, но принятыми позже его. До настоящего времени никакого другого постановления не принято, а значит, применяется это.

Согласно данного постановления, увольняемые по возрасту в/с могут быть поставлены органами местного самоуправления на учёт за 3 года до увольнения с военной службы. Учитывая явное несоответствие между приказом МО 2010 года № 1280 и данным постановлением Правительства по срокам постановки на учёт нуждающихся увольняемых по возрасту, можно попробовать потребовать поставить себя на учёт за 3 года. Если такое требование будет нарушено, то оспорить нарушение можно будет только в суде. С учётом особенностей сферы действия постановления № 1054 (специально для постановки в ОМС), шансы на судебную перспективу весьма малы. Поэтому более реально ориентироваться на алгоритм, описанный применительно к приказу МО 2010 года № 1280.

Также обращаю внимание, что всё вышесказанное о моменте возникновения права на признание нуждающимися в получении ЖП по ДСН относится лишь к тем военнослужащим, которые не были приняты на такой учёт до даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280. К поставленным на учёт нуждающихся в период действия приказа МО 2000 года № 80 всё вышесказанное отношения не имеет.
———————

[1]С 9 ноября 2010 года – с даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280, писать заявление (не рапорт!) о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН необходимо строго по форме, утверждённой этим приказом.

Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства — рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

(п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.)

Как видите сроками в этом случае Вы не ограничены.

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

Главное, чтобы имелся рапорт, поданный не менее чем за 3 года до увольнения. Ходатайство и документы для постановки на учет в ОМСУ могут быть поданы и в данный срок. Рассматривать будут все равно 3 месяца.

Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно»

3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом
помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке,
устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы),
заявление по форме согласно приложению
с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта
Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта
Российской Федерации (для городов федерального значения наименование
административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не
указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации,
удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих
личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства),
а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении
военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для
военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями, — о планируемом сроке увольнения с
военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются
федеральными органами;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии
финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи
за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление
дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях
военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
(далее — учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет
принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со
дня представления в уполномоченные органы заявления и документов,
предусмотренных пунктом 3
настоящих Правил (далее — документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы,
указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие
возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до
даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Уточнение клиента

Т.е. при несоблюдении сроков подачи документов военнослужащим его не признают нуждающимся в жилье даже если это действительно так

13 Мая 2014, 13:22

Главное, чтобы имелся рапорт, поданный не менее чем за 3 года до увольнения

«не более чем за три года» Вы хотели сказать

Мне довевели что если до принятия решения о постановке на учет нуждающимся произошло увольнение то возможно остаться без жилого помещения

А на какие нормы ссылались, когда говорили об этом?

В любом случае, права на обращение в суд Вас никто лишить не может

Т.е. при несоблюдении сроков подачи документов военнослужащим его не признают нуждающимся в жилье даже если это действительно так

Судебная практика показывает, что не совсем так, хотя случаи отказов в постановке на учет по причине пропуска сроков есть.

Посмотрите прикрепленный файл, это решение Ростовского гарнизонного военного суда.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Смотрите еще:

  • Проблемы квалификации преступления предусмотренного ст 2281 ук рф Преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ: спорные вопросы характеристики (Ролик А.И.) Дата размещения статьи: 25.05.2015 В последние годы в России фиксируется стабильно высокое количество уголовных дел, […]
  • Удочерение ребенка база данных В Интернете открыли полную базу украинских сирот, нуждающихся в семьях Вскоре на специальном сайте можно будет познакомиться со всеми детьми Украины, которые ждут новых родителей. Это около 30 тысяч детей. К […]
  • Стас юрист Александров Станислав Витальевич Родился 11 мая 1989 года в городе Казани. С отличием окончил юридический факультет Казанского (Приволжского) федерального университета (бывший Казанский государственный […]
  • Доля ребенка в квартире опека Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать […]
  • Проект изменений и дополнений в гражданский кодекс Проект изменений и дополнений в гражданский кодекс Публикуемый на настоящем сайте проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской […]
  • Сумма алименты с безработного в 2014 Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине в 2015 году Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине в 2014 году Минимальный […]
  • Первой статьи 24 упк Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела См. комментарии к статье 24 […]
  • Гражданский процессуальный кодекс собрание законодательства Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации" Документ […]