Насилие в семье защита детей

В Украине дети из каждой второй семьи страдают от насилия дома

Полицейские призывают украинцев не быть равнодушными и сообщать о случаях издевательства над самым незащищенным слоем населения.

В Украине в каждой второй семье практикуют насильственные методы воспитания детей, хотя закон это запрещает.

Об этом рассказала сотрудница патрульной полиции Одессы, основательница сообщества «Защита прав детей» Зоя Мельник, говорится в сюжете «Снінадку з 1+1».

«К сожалению, детей в обществе считают «собственностью» родителей, забывая о том, что это личность. Мало кто задумывается, что у них также есть права, и что государство должно защищать эти права. Это равноценная личность. Даже был случай, когда ребенка похищали на улице, и он кричал, никто не обратил внимания, потому что думали, что это родители воспитывают. Это же норма у нас — бить детей, когда дети кричат», — возмущается она.

Насилие над детьми: полицейский рассказала, как защитить самых маленьких

Зоя Мельник — сотрудник патрульной полиции Одессы. За три года своей службы она стала свидетелем множества случаев насилия над детьми. Детей бьют, морят голодом, издеваются и даже убивают собственные родители. Женщина создала сообщество, чтобы помогать маленьким украинцам и защищать их права.

По словам полицейского, она мечтает изменить ситуацию в украинском обществе, чтобы люди не отворачивались от матерей, которые бьют своих детей на улице, не закрывали уши, когда слышат крики ребенка за стенкой, а защищали, предупреждали и помогали.

«Есть закон, который защищает жертв семейного насилия. Закон не различает: ребенок это, женщина или мужчина, закон должен защищать любого человека, который подвергается семейному насилию. Конечно, ребенок является наиболее незащищенным, потому что не может самостоятельно обратиться. Обязанностью каждого взрослого сознательного человека является обращаться в полицию в таких случаях и сообщать о таких фактах», — отметила Мельник.

Отметим, в США провели интересное исследование и выяснили, что у детей, которых бьют, хуже развивается речь, они становятся более агрессивными и впоследствии эти дети являются склонными к преступлениям.

«В Швеции в школах психологи следят за тем, чтобы на ребенка никто не кричал, за его психологическим развитием, за его настроением. Это тоже психологическое насилие. У нас тоже в законе прописано, что насилие бывает психологическим и физическим, сексуальным», — добавила женщина-коп.

Отдельно в полиции советуют, если человек стал очевидцем насилия над детьми, необходимо позвонить на горячую линию для детей — 116111, звонок является бесплатным для всех операторов, работает в будни с 12:00 до 20:00, в субботу с 12:00 до 16:00.

Напомним, в последнее время к ТСН.ua начало обращаться много родителей, чьи дети жалуются на проявления насилия в школах и детсадах. Речь идет об избиении, нападения и травли как со стороны воспитателей и учителей, так и со стороны других детей.

Так, на Ивано-Франковщине родители обвинили воспитательницу детсада в избиении детей. В детсаду настаивают, что в известных случаях администрации дети получили повреждения сами, в частности, во время игр.

Служба защиты детей и социальные службы

Если ребенок или семья нуждается в поддержке, то целью социальных служб является оказание необходимой помощи. Помощь и поддержку службы стараются предложить как можно раньше – еще до возникновения проблем.

Принятие дела о защите детей к рассмотрению и начало клиентских отношений

Начало взаимоотношений со службой защиты детей или социальными службами (зачисление в клиенты) зачастую начинается с того, что ребенок или родители обращаются в эти службы с просьбой о помощи. Возможны также случаи, когда персонал школы или детского сада вместе с родителями обращаются к социальному работнику для проведения оценки необходимости оказания помощи.

Поступившее в службу защиты детей заявление также может положить начало взаимоотношениям между службами и семьей. Заявление о благосостоянии ребенка может быть сделано любым человеком, обеспокоенным положением ребенка. Заявление может быть сделано анонимно.

Многие специалисты, работающие с детьми и семьями, обязаны сообщать в службу защиты детей о возможных нарушениях. Например, работники детских садов или школ должны обратиться с заявлением в службу защиты детей, если у них возникло подозрение относительно того, что ребенок нуждается в помощи. Как правило, специалисты сначала обсуждают вопрос с семьей. Заявление может сделать и полиция, если несовершеннолетний уличен в совершении преступления, употреблял наркотики или алкоголь, или присутствовал при сценах семейного насилия.

Каковы могут быть причины обращения в службу?

  • в жизни семьи происходит серьезное изменение, затрагивающее всех ее членов
  • родители страдают от усталости, болезней, депрессии, психических заболеваний
  • родители часто и в больших количествах употребляют наркотики и алкоголь
  • случаи насилия в семье
  • ребенок или подросток совершает поступки, опасные или вредные для него самого, например, употребляет алкоголь или наркотики, нарушает закон или не посещает школу
  • у ребенка психологические проблемы
  • ребенок несет слишком большую для его возраста ответственность за жизнь семьи, например, вследствие болезни родителей.

Что следует за заявлением или уведомлением?

Социальный работник тщательно оценивает каждое уведомление и заявление, после чего, в большинстве случаев, начинает процесс оценки положения ребенка и семьи. В зависимости от положения ребенка и семьи оценка может заключаться в определении необходимости социальной помощи или в выяснении необходимости защиты ребенка.

В большинстве случаев работник связывается с семьей и приглашает родителей и детей для обсуждения ситуации. В ходе процесса оценки возможно проведение нескольких встреч, которые могут быть организованы как в офисе социальной службы, так и в детском саду, школе или в доме у семьи. Для полной ясности происходящего для обеих сторон возможно использование переводчика. На встречах обсуждаются причины поступившего заявления и возможные способы оказания помощи ребенку и семье. Во время процесса оценки работник нередко встречается с ребенком и без присутствия родителей.

Положение ребенка и семьи оценивается настолько широко, насколько это необходимо. По желанию семьи, сотрудничество может быть предложено другим близким ребенка или родственникам.

Оценка положения семьи и ребенка может стать поводом для принятия семьи на учет в качестве клиента социальной службы или службы защиты детей

Если ребенок и семья планируют воспользоваться услугами и поддержкой социальной службы, и им не требуется помощь службы защиты детей, то для них на время статуса клиента социальной службы выделяется собственный куратор – ответственный работник. Статус клиента социальной службы является добровольным.

Если положение семьи и ребенка требует поддержки службы защиты детей, ребенок становится клиентом службы защиты детей. В этом случае за ведение дела ребенка отвечает специально назначенный социальный работник, курирующий дело ребенка. Если на основе оценки необходимости получения социальной помощи или необходимости защиты ребенка у работников служб возникает обеспокоенность относительно состояния или положения ребенка, то он может быть зачислен в клиенты службы защиты детей также и в такой ситуации, когда он и его родители не считают это необходимым.

Статус клиента социальной службы или службы защиты детей не присваивается, если по результатам оценки нет причин для беспокойства, и ребенок, а также семья не нуждаются в поддержке.

Если ребенок или семья нуждаются в поддержке, то составляется клиентский план

Если в результате оценки выясняется, что ребенок и семья нуждаются в помощи, то составляется план с указанием, в каких именно областях жизни необходима помощь, и какая именно помощь будет оказана. План создается в письменном виде, и он носит название «клиентского плана службы защиты детей».

Клиентский план всегда создается вместе с ребенком и семьей. При необходимости план обновляется не реже одного раза в год. Во время внесения обновлений рассматриваются указанные в плане моменты, и оценивается действенность помощи.

Наше право на защиту от насилия

Глава 3. Насилие дома и в семье

Какие виды насилия совершаются дома и в семье?

  • Насилие в отношении грудных детей. Это может вызвать серьезные проблемы со здоровьем и даже привести к смерти. Например, люди могут не осознавать, что трясти ребенка нельзя, так как это может стать причиной мозговой травмы или привести к смерти.
  • Физическое насилие. В большинстве случаев физическое насилие в отношении детей не влечет за собой тяжелых травм или смерти. Зачастую его применяют, чтобы заставить детей вести себя хорошо. Жестокое обращение и наказание применяются во всем мире. Но дети, естественно, предпочитают, чтобы дисциплина поддерживалась без применения физического наказания.
  • Эмоциональное насилие. Зачастую для наказания детей в семье, наряду с физическим насилием, прибегают и к эмоциональному насилию. Оскорбления, брань, угрозы, изоляция или отторжение — все это формы насилия.
  • Оставление без надзора. Это проявляется в том, что семьи не следят за тем, чтобы у детей было все необходимое для безопасного и здорового роста, и не защищают их от опасностей. Девочки и дети-инвалиды наиболее подвержены данному виду насилия.
  • Сексуальное насилие. Детей принуждают заниматься сексом или подвергают сексуальным домогательствами. Такие действия совершаются главным образом мужчинами и мальчиками в своих семьях.
  • Ранний брак. Во всем мире 82 миллиона девочек выходят замуж до достижения 18 лет. Многие из них гораздо моложе, и их принуждают выходить замуж за старших по возрасту мужчин. В связи с этим они могут столкнуться с насилием, включая принудительный секс.
  • Пагубная традиционная практика. Некоторые традиционные обряды в отношении детей связаны с насилием, например:
    • проведение калечащих операций на женских половых органах (женское обрезание);
    • нанесение шрамов, клеймение, нанесение ожогов и другие такого рода методы украшения тела;
    • обряды инициации с применением насилия, в ходе которых мальчиков или девочек заставляют совершать насильственные действия или применяют насилие по отношению к ним с тем, чтобы их можно было признать взрослыми;
    • убийства чести, при которых мужчины убивают девочек во имя «чести» семьи, например за внебрачный секс или отказ от принудительного вступления в брак;
    • некоторых детей обвиняют в колдовстве, и вследствие этого за ними перестают ухаживать, их подвергают жестокому обращению или даже убивают; некоторых используют в качестве жертв в колдовских целях.
  • Домашнее насилие. Многие дети сталкиваются с домашним насилием в своем доме, обычно с насилием в отношениях между родителями. Подобное насилие может сказаться на чувствах детей, на их развитии и отношениях с другими людьми на протяжении всей дальнейшей жизни. Когда в семье применяется насилие в отношении женщины, зачастую оно совершается и в отношении детей.

Родители, мачехи/отчимы, приемные родители, братья и сестры, родственники и другие лица, присматривающие за детьми, могут нести ответственность за насилие в отношении детей дома.

Рассказывают дети

«Мой отец привязал меня к дереву и избил на глазах у всех соседей за то, что я играл в карты с двоюродным братом. Теперь все соседи дразнят меня, и от этого я чувствую себя еще хуже, чем когда меня били».

Мальчик, Южная Азия

«Я ненавижу ранние браки. Я вышла замуж в раннем возрасте, и родители моего мужа заставляли меня спать с ним. Он мучил меня ночами напролет. В результате подобного обращения каждый вечер я начинаю страдать от того, что все повторится. Вот это ощущение я ненавижу больше всего».

Девочка 11 лет, вышла замуж в 5 лет, Юго-Восточная Африка

«Когда мне было около 12 лет, я подумала, что забеременела от своего отца. Я хотела убить себя, потому что все время твердила себе: «Как я объясню это людям? Подумайте сами, мне было 12 лет. Никто бы мне не поверил».

Девочка, Северная Америка

«В некоторых семьях родители дерутся в присутствии своих детей, тем самым причиняя им боль. В некоторых семьях родители всегда приходят домой пьяными и не думают о том, что у детей есть какие-то физические, эмоциональные и биологические потребности. Некоторые дети сами ухаживают за своими родителями и родственниками, потому что их родители ведут себя безответственно».

Молодой человек, Юго-Восточная Африка

Задание 3: Дом — Ребенок — Улица

Для чего это делается?

  • Это активное задание. Участники смогут подвигаться.
  • Задание можно использовать для того, чтобы начать обсуждение проблемы насилия дома.

Что понадобится:

  • Открытое пространство
  • Время: 10–15 минут (дополнительное время для обсуждения)

Что нужно делать:

  1. Предложите участникам рассчитаться на «первый, второй, третий».
  2. Объявите, что все первые и вторые номера будут «домами»: попросите их повернуться друг к другу и взяться за руки так, чтобы получился «домик». Третьи номера — дети. Каждый ребенок должен выбрать себе «домик» (встать под руками любой из пар).
  3. Объясните, что когда вы скажете «Домик», все «домики» должны выбрать себе другого ребенка. Когда вы скажете «Ребенок», все дети должны выбрать себе другие «домики». Когда вы скажете «Улица», все начинают двигаться.
  4. Дайте детям на это задание 3–5 минут, или продолжайте выполнять его до тех пор, пока все не оживятся.

Следующие шаги:

  • Это задание-активизатор, но его также можно использовать для того, чтобы в группе началось обсуждение проблемы насилия дома и в семье. Например, вы можете спросить: Как вы себя чувствовали, когда у вас был «домик»? Когда вы не могли найти себе «домик»? Если обратиться к реальной жизни, по каким причинам дети могут уйти из дома? Каким образом ребенку может быть нанесен вред дома и в семье?
  • Кратко изложите в группе некоторые соображения по вопросам насилия в отношении детей дома, содержащиеся в «Докладе об исследовании по вопросам насилия (версия для молодежи») или в начале настоящей главы.

Задание 4: Почему так происходит?

Для чего это делается?

  • Чтобы члены группы могли поделиться идеями относительно причин насилия дома.
  • Чтобы они осознали необходимость уважать переживания и мнения других людей.

Что понадобится:

  • Флипчарт или доска и маркеры или мел
  • Листы ватмана с вопросами о насилии дома, скотч
  • Время: 30 минут для частей 1–2, 45 минут для частей 3–6

Что нужно делать:

  1. Предложите ученикам подобрать партнера, с которым они себя будут комфортно чувствовать. Пусть обсудят в парах, что они знают о насилии в отношении детей дома. Возможно, они сами пережили подобное или слышали о чем-то похожем. Партнеры должны договориться о неразглашении личной информации, если они этого хотят. Для начала обсуждения можно привести цитаты.

Для сведения лидера группы: некоторые молодые люди, возможно, будут говорить о насилии, которому они подвергаются в данный момент. Рекомендации в отношении того, как поступать в таких случаях, см. в Главе 1, часть С.

  • Спросите, хочет ли кто-либо рассказать о своем личном опыте. Запишите информацию на флипчарте или на доске.
  • Предложите парам объединиться в группы по четыре человека. Дайте каждой группе ватман с вопросом о насилии в семье. (Используйте примеры из таблицы или придумайте такие, которые подойдут вашей группе.) Предложите каждой группе записать одну-две причины, которые, на их взгляд, вызывают подобное насилие. (Объясните группе, что единственного правильного ответа не существует; причины этого могут быть самые разные.)
  • После того, как группы закончат писать, они должны передать свой лист другой группе. Каждая группа знакомится с записанными идеями, отмечает те, с которыми они согласны, и при желании добавляет новые идеи. Продолжайте до тех пор, пока каждая группа не напишет что-нибудь на каждом листе.
  • Развесьте листы ватмана в аудитории. Дайте время для того, чтобы все с ними ознакомились.
  • Обсуждение:
    • Все ли согласны с причинами насилия дома и в семье? Почему согласны или почему не согласны?
    • Возникли ли новые идеи о том, как искоренить насилие дома?
  • В чем, возможно, заключаются причины, по которым…

    • … родители могут применять к детям физические наказания?
    • … некоторые взрослые обзывают или унижают детей?
    • … некоторые взрослые насилуют детей?
    • … некоторые родители заставляют своих детей выходить замуж в раннем возрасте?
    • … некоторые родители не заботятся о своих детях?

    Следующие шаги:

    • Проведите ролевую игру на основе этих ситуаций и вашей возможной реакции на них; (подсказки для ролевой игры)
    • Выясните, какие организации в вашей общине занимаются предотвращением насилия в семье или оказания помощи семьям, пострадавшим от насилия. Некоторые из этих организаций могут специализироваться на оказании помощи женщинам. Пригласите взрослого сотрудника одной из таких организаций выступить в вашей группе.
    • Проведите исследование: Есть ли в вашей стране законы, которые защищают детей от насилия в семье? Если нет, как вы можете добиться их принятия? Если есть, как их можно улучшить? Кто несет ответственность за их применение? Сделайте сообщение в группе.

    Задание 5: Новые окончания

    Для чего это делается?

    • Это позволяет порисовать и развлечься!
    • Это заставляет людей задуматься о том, как бороться с насилием.

    Что понадобится:

    • Листы бумаги А4, по возможности, с таблицей в стиле «комикса»
    • Ручки или карандаши
    • Время: 45–60 минут

    Что нужно делать:

    1. Обсудите виды насилия в отношении детей, которые могут совершаться дома и в семье. (Если вы выполняли задание 4, просто заново обратитесь к тому списку.)
    2. Предложите молодым людям, работая в парах или в составе небольших групп, изобразить насилие в отношении детей дома, где каждое действие будет расположено в отдельной части «комикса». Затем, используя второй лист бумаги, покажите другое окончание, в котором ребенок получает помощь и находится в безопасности или происходит предотвращение насилия.

    Другой способ выполнения задания: Одна группа может нарисовать пример и затем передать другой группе свою часть «комикса», чтобы те его продолжили. Когда «комикс» завершен, он возвращается к его первоначальным авторам. Так все смогут увидеть идеи, которые, возможно, не пришли бы им в голову!

  • Распределите получившиеся «комиксы» в аудитории. Или используйте ситуации для проведения ролевой игры или кукольного представления.
  • Обсуждение
    • Какие новые идеи в отношении борьбы с насилием у вас возникли в ходе выполнения данного задания?
    • С какими видами насилия дети могут справляться сами?
    • При каких видах насилия им понадобится помощь взрослых?
  • Следующие шаги:

    • Как можно поделиться этими идеями в отношении насилия с другими людьми? Можно ли опубликовать сделанные «комиксы» в виде книги, чтобы повысить уровень осведомленности общественности? Можно ли показать в общине ролевые игры?

    Внесите свой вклад!
    Примите меры против насилия в отношении детей дома и в семье

    Молодежь во всем мире принимает меры против насилия в отношении детей дома и в семье — вы тоже можете принять в этом участие. Вот некоторые полезные материалы. Необязательно использовать все: выберите те из них, которые наиболее соответствуют возрастному уровню и интересам вашей группы.

    • Вопросы «Планирование действий» в Главе 1, помогут вам разработать проект.
    • В таблице «Варианты мер: Насилие в отношении детей дома и в семье», содержащейся во вставке ниже, предлагаются способы участия. Дополнительную информацию можно найти в Главе 8.
    • В коротких историях «Принятие мер во всем мире» рассказывается о том, чего добились другие молодые люди.
    • После коротких историй помещена более длинная история под названием «Насилие в отношении детей дома и в семье: Принятие мер в Намибии». Она может быть использована молодыми людьми, которые хотят получить более детальную информацию о том, как реализуется проект осуществления мер.

    Предоставьте группе достаточно времени на планирование действий! Для выполнения этого задания может понадобиться больше времени, чем для любого другого, предусмотренного в настоящей книге. Правильным было бы отвести на планирование более чем одно занятие в течение нескольких дней или недель. Это позволило бы обдумать проблемы, которые могут возникнуть, и пути их решения.

    Идеи для выработки мер: насилие в отношении детей дома и в семье

    • Проведите опрос среди молодых людей в целях выяснения, какому насилию они подвергались дома. Расскажите о том, что вам удалось выяснить.
    • Подготовьте для местных лидеров (религиозных лидеров, медицинских работников, представителей власти), которые имеют влияние на родителей, презентации по вопросам насилия дома. Они могут повысить уровень осведомленности родителей о проблеме насилия.
    • Подумайте о том, каким образом родители могут приучать к дисциплине детей, не прибегая к насилию. Составьте небольшую брошюру, напишите пьесу или нарисуйте «комикс» на эту тему. Раздайте это родителям.
    • Найдите организацию, которая может организовать для родителей (или будущих родителей) занятия по вопросам ненасильственного воспитания, разрешения конфликтов и борьбы с домашним насилием.
    • Добивайтесь принятия законов, направленных на прекращение традиционной практики, от которой страдают девочки, и на защиту детей от домашнего насилия.
    • Покажите миниатюру, рассказывающую о гендерных стереотипах и о том, как равенство дома может предотвратить насилие.

    Принятие мер во всем мире: насилие в отношении детей дома и в семье

    Ниже приводятся некоторые примеры мер борьбы с насилием в отношении детей дома и в семье, которые осуществляются молодыми людьми во всем мире.

    • Бангладеш: Советы по вопросам детей в Бангладеш провели исследования по проблеме раннего вступления в брак и рассказали о подобных случаях в газетах и в телепрограммах. В сотрудничестве с местными организациями и австралийским отделением организации «Спасем детей» они привлекли религиозных и общинных лидеров к борьбе с ранними браками. Только члены Совета по вопросам детей сами предотвратили пять браков с детьми.
    • Эфиопия: Шведское отделение организации «Спасем детей» приступило к осуществлению новой программы, имеющей своей целью помочь мальчикам и молодым мужчинам установить более честные и справедливые отношения с девочками и женщинами. Их просвещают по вопросам полового здоровья и ВИЧ/СПИДа, прав и обязанностей в отношениях, тому, как лучше общаться и как выстраивать доверительные и уважительные отношения с девушками. В школах и общинах созданы группы и клубы, где занятия проводят сверстники.
    • Гонконг: Советы по вопросам детей в Гонконге предоставляют молодежи возможность высказать свое мнение по тем вопросам, которые их касаются. Один из таких Советов провел обследование с целью выяснить, какое число детей подвергается физическому наказанию взрослыми дома или является свидетелем насилия взрослых по отношению друг к другу дома. Результаты обследования были опубликованы и разосланы в школы, библиотеки, чиновникам и в местные организации.
    • Намибия: Скауты Намибии поставили перед собой цель в 95 процентах своих групп подготовить по меньшей мере по одному скауту, который бы специализировался по проблеме насилия дома. Их занятия позволяют повысить уровень осведомленности о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми, обучить ненасильственным методам разрешения конфликтов и оказать содействие в принятии мер. Прошедшие подготовку скауты впоследствии сами будут обучать этому других (Подробнее >>).

    Если вам известны примеры молодых людей из вашей страны, которые принимают меры по борьбе с насилием в отношении детей дома и в семье, поделитесь этой информацией с группой.

    Насилие в отношении детей дома и в семье: принятие мер в Намибии

    Насилие дома или «домашнее насилие» не является редкостью в Намибии. Мужчины — богатые и бедные, из всех этнических групп — используют физическое, психологическое и сексуальное насилие в отношении женщин и детей. Дети, которые растут в семьях, где совершается насилие, могут страдать от эмоциональных проблем. Они сами могут прибегать к насилию, потому что считают, что это «нормальный» способ решения проблем.

    В 2002 году парламент Намибии объявил все формы домашнего насилия противоправными. В законе также говорится, что дети не должны подвергаться подобному насилию, видеть сцены насилия или слышать сопровождающий их шум.

    Скауты Намибии приступили к осуществлению проекта, предусматривающего просвещение молодых людей сверстниками по проблеме домашнего насилия. Их цель заключается в том, чтобы в 95 процентах групп скаутов имелся как минимум один человек, прошедший подготовку. Скауты сотрудничают с местными организациями в сфере подготовки для целей повышения уровня осведомленности по проблеме домашнего насилия и жестокого обращения с детьми, привития навыков жизни без насилия (воспитания умения слушать, реагировать и разрешать конфликты) и оказания молодым людям помощи в осуществлении мер в защиту прав жертв домашнего насилия.

    В ходе занятий Национальный театр Намибии помогает наставникам из числа сверстников использовать театральные возможности для распространения идеи отказа от насилия дома. Они осваивают также другие способы повышения уровня осведомленности такие как:

    • написание стихов на тему отказа от насилия
    • проведение дебатов и разыгрывание сценок, которые показывают, как без применения насилия воспитывать детей, разрешать конфликты, побеждать гнев и вести переговоры
    • организация фотовыставок в целях демонстрации позитивных аспектов отказа от насилия
    • содействие реализации идеи создания «гаваней мира» в школах и общинах
    • поощрение детей к составлению карт тех мест, где они чувствуют себя в безопасности/опасности.

    Наставники из числа сверстников получат также буклеты и видеофильмы на тему домашнего насилия на местных языках. По завершении подготовки им будет вручен план действий по борьбе с домашним насилием в их общинах.

    Выскажете свое мнение

    В чем возможные преимущества того, что молодые люди, а не взрослые просвещают своих сверстников по вопросам домашнего насилия?

    С какими проблемами могут столкнуться наставники из числа сверстников?

    Семья как «камера пыток»: почему дети становятся жертвами домашнего насилия

    Бить детей нельзя. Впрочем, как и подвергать другим видам насилия — от психологического до сексуального… Увы, многих взрослых, ввиду разных причин, эти знания не останавливают. А ужаснее всего, что, в большинстве случаев, дети становятся жертвами не «маньяков из подворотни», а близких людей.

    Вопреки, расхожему мнению, что опасность подстерегает детей, преимущественно, вне дома – в темных подворотнях или даже в школе (хулиганов никто не отменял) — реальное положение дел выглядит несколько иначе. Так, руководитель отдела разработки тренинговых программ «Международного центра развития и лидерства» (Центр занимается внедрением лучших практик в сфере защиты прав детей посредством создания системы обучения, основанной на компетентностном подходе) Полина Клыкова отмечает: в большинстве случаев ответственность за насилие над ребенком несут люди из его близкого окружения. Дома (теоретически, в самом безопасном для себя месте), ребенок может запросто страдать от физического, сексуального, психологического (запугивание, оскорбления и т.д.) и экономического (умышленное лишение еды, одежды, права на учебу и т.д.) насилия.

    Подтверждением этих слов могут служить криминальные сводки. К примеру, совсем недавно, в конце марта текущего года украинцев ужаснула новость: в селе Мыльники на Черниговщине произошло жуткое убийство двухлетней девочки Вероники, которую отчим забил до смерти прямо на глазах у ее матери. Девочка была не единственным ребенком в семье, у Вероники осталась пятилетняя сестричка, которую тоже регулярно избивали. Открыто уголовное дело, теперь грядут судебные разбирательства.

    Конечно, в этой истории речь идет об объективно садистских преступных издевательствах над ребенком. Но когда кажется, что у «нормальных» родителей такого бы не случилось, это только кажется. Поскольку, по словам Клыковой, в большинстве случаев домашнего насилия (за исключением сексуального) у родителей нет изначальной цели навредить ребенку. Но в итоге они это делают, что объясняется конкретными факторами.

    Не хотел, но навредил

    Одним из самых распространенных факторов, который рискует привести к домашнему насилию, считается стресс. «Двое родителей вернулись с работы, устали, а ребенок кричит, машет им ручками, он-то им рад. Но у них нет сил вместе порадоваться. И вот звучит: «Прекрати кричать, заткнись, сиди молча». То есть совершается психологическое насилие. В отдельных случаях, поднимается рука на ребенка», – объясняет Полина Клыкова.

    По ее словам, за рубежом уже давно практикуют программы поддержки родительства, которые считаются программами профилактики насилия. У нас подобные инициативы появились только недавно на уровне негосударственных коммерческих программ («Отцовство в радость», «Ответственное отцовство» и другие). Любопытно, что в Концепции Государственной социальной программы «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка на 2017-2021 годы» имеется пункт про «укрепление института семьи и формирование ответственного отцовства». Но будут ли реализованы какие-то программы – время покажет.

    Эксперт отмечает, что внедрять такие инициативы на государственном уровне довольно сложно. Во-первых, это стоит денег. Во-вторых, не так просто доказать их эффективность: «Описание результатов можно увидеть через 5-10 лет, да и сложно зафиксировать, что именно программы повлияли на уменьшение насилия над детьми».

    Еще одним фактором риска принято считать финансовое неблагополучие в семье, и, соответственно, потенциально повышенный уровень стресса. Хотя, естественно, прямой зависимости между бедностью и насилием нет. «Люди с хорошим достатком вполне могут устраивать дебоши. Папа «при должности», а ребенок и жена – избиты. Синяки закрывают шарфиками», – рассуждает Клыкова.

    Известный, ярко-выраженный фактор риска – это если в семье кто-то злоупотребляет психоактивными веществами, наркотиками или алкоголем, имеет психиатрические заболевания. Однако, опять-таки, фактор – еще не закономерность. «Я знаю случай, когда ребенку туго затянули ремень вокруг шеи и привязали к ножке стола, фактически, как собаку. Но официально у родителей психических расстройств не было», – сетует она.

    Ввиду недостатка элементарных знаний о детском развитии, может произойти непредвиденное насилие по отношению к ребенку. К примеру, если молодые родители сильно трясут новорожденного при укачивании, это может привести к мозговым дисфункциям младенца. Клыкова рассказывает, что за рубежом специально практикуют проведение специальных инструктажей, чтобы предупредить случаи насилия из-за низкой культуры родительства. К примеру, в США врачи проводят обучающий инструктаж всем молодым родителям перед выпиской из больницы. «В Украине такого нет. Все решается на месте, если в каком-то учреждении найдется группа врачей, которые по собственной инициативе проведут беседу», – добавляет эксперт.

    Между тем, несправедливо будет утверждать, что в нашей стране профилактикой домашнего насилия совсем не занимаются. Полина Клыкова рассказывает о трех существующих уровнях профилактики.

    Первичная профилактика касается всего населения. Это видеоролики на телевидении, социальная реклама, билборды с текстом определенного посыла.

    Второй уровень профилактики направлен конкретно на тех, кто вероятнее других может совершить домашнее насилие над ребенком (берутся во внимание вышеупомянутые факторы риска). Вторичной профилактикой занимаются работники социальных служб, которые посещают семьи из групп риска или семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и проводят профилактические беседы.

    Последний уровень профилактики касается рецидивов. «Когда в семье уже произошло насилие, центры социальных служб или полицейские обязаны заниматься такой профилактикой. Где-то это реально работает, а где-то — только на бумаге», – подчеркивает Полина Клыкова.

    Иллюзорная статистика

    Эксперт рассказывает, что в ответе на ее запрос в Департамент семейной, гендерной политики и противодействия торговли людьми, приводятся такие цифры: в 2016 году 10 923 украинские семьи стояли на учете социальных служб как те, в которых произошло насилие по отношению к ребенку (без градации по видам насилия). Однако имеются все основания считать, что такие данные – намного ниже реального положения дел.

    Во-первых, потому что далеко не все случаи домашнего насилия в Украине фиксируются. К примеру, если врач увидел синяк на внутренней части руки ребенка (а это должно быть подозрительно), но родитель сказал, что ребенок упал, врач, скорее всего, поверит родителям. Да и соцработник может не заметить таких «звоночков», поскольку – так уж повелось – посещает семьи только тогда, если в них происходила явная уголовщина. «В результате, вопрос о неспособности родителей позаботиться о ребенке поднимается уже только если речь идет о громком случае. Когда у ребенка, условно, уже куча переломов, сотрясений, ожоги, которые невозможно не замечать», – сетует Клыкова.

    Во-вторых, нередко факт домашнего насилия не получает дальнейшего хода в соответствующих службах. «В своей практике я встречала случаи, когда информация о насилии над ребенком попросту не регистрировали в службе по делам детей», – говорит эксперт.

    В-третьих, нельзя забывать, что в Украине все еще сохраняется традиция физических наказаний в «воспитательных целях». Из поколения в поколение передается модель семейного насилия, в которой строгое наказание с рукоприкладством принято считать едва ли не «семейной традицией».

    Все эти факторы заставляют задуматься: действительно ли официальная статистика не врет? Особенно, если учесть страшную проблему сексуального домашнего насилия над детьми. Ведь, по информации Национальной полиции Украины, в прошлом году от сексуального насилия пострадало более 4,5 тысяч украинских детей. И где-то 70% пострадавших детей стали жертвами людей именно из своего близкого окружения.

    К сожалению, в этом Украина не одинока – фактически каждый пятый ребенок на европейском континенте становится жертвой или свидетелем какой-то формы сексуального насилия (и по различным оценкам, в 70% — 85% случаях преступник действительно входит в «круг доверия»). Такие данные нашли отражение в отчете Лансаротского Комитета Совета Европы 2015 года, посвященного защите детей от сексуального насилия в «круге доверия». Анализировалась ситуация в 26 странах, на тот момент ратифицировавших Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Конвенция Лансароте), в том числе и в Украине.

    В этом отчете также сообщается, что поскольку дети боятся говорить о случившемся, уполномоченные органы узнают лишь о части случаев насилия, а еще реже – преступников наказывают. И, да, это общее положение дел для всех стран. Правда, у нас в этом аспекте, если верить информации Нацполиции Украины, сегодня наблюдаются положительные тенденции – пострадавшие дети стали к ним чаще обращаться. Заместитель начальника НПУ Константин Бушуев отмечает, что в 2017 году от детей поступило 1 200 заявлений о фактах сексуального насилия. «И это положительная динамика, ведь 1 200 заявлений – это, фактически, 10% от общего количества сообщений о насилии в отношении детей. Тогда как в 2016 году было около 6% от общего количества», – подчеркивает Бушуев.

    В отчете Лансаротского Комитета Совета Европы сообщалось, что всем странам Конвенции Лансароте не хватает эффективных инструментов для сбора данных о случаях насилия. Чтобы в странах была достоверная информация о случаях насилия, а не только неподтвержденная социология. А, стало быть, нужно такие инструменты разработать.

    Революционные положения нового закона о домашнем насилии

    В Украине этот вопрос совсем недавно сдвинулся с мертвой точки – новый закон о предотвращении и противодействии домашнему насилию, вступивший в силу в этом году, предусматривает создание абсолютно уникального механизма – единого государственного реестра случаев домашнего насилия и насилия по признаку пола. Естественно, в такой реестр будут включаться и случаи насилия по отношению к детям. Причем, вносить информацию в реестр могут все, кто столкнулся с насилием или просто узнал о таком случае. В отношении детей это могут быть, к примеру, сотрудники учреждений образования или здравоохранения.

    Законом предусматривается, что каждый случай насилия будет проверяться уполномоченными органами, а потом можно будет увидеть, какие именно меры были приняты. «Конечно, вопросов у нас сегодня больше, чем ответов. Как такую базу создать, протестировать, устранить технические проблемы, обеспечить неразглашение информации и защиту персональных данных – это огромный вызов», – отмечает юрист Анна Христова, которая участвовала в процессе разработки и многочисленных обсуждений данного закона как эксперт и, позже, координатор Проекта Совета Европы по предупреждению и противодействию насилия в семье и насилия в отношении женщин.

    Христова утверждает, что множество положений в законе соответствуют стандартам Совета Европы, отражая лучшие европейские практики. И, в любом случае, закон защищает интересы ребенка. К примеру, документ определяет, что жертвой может быть даже ребенок, который стал свидетелем насилия. Еще один момент – в законе сказано, что фактор домашнего насилия обязательно должен учитываться судами при определении дальнейшего места проживания ребенка при разводе родителей, при рассмотрении вопроса о лишении родительских прав и т.п..

    Также закон вводит новые защитные средства реагирования на домашнее насилие – срочное запретительное предписание и ограничительное предписание относительно обидчика. Христова напоминает, что за внедрение этих инструментов боролись еще в 1998-1999 годах, когда выписывали проект закона о предупреждении насилия в семье. Тогда подобные предписания уже действовали в других странах, а теперь вот появились у нас.

    Срочное запретительное предписание выносит обидчику полицейский. Это может быть требование покинуть место жительства пострадавшего, запрет любым способом контактировать с жертвой. А ограничительное предписание выдает суд.

    Работает это так: к примеру, пострадавшая женщина с ребенком обращается в суд, просит вынести ограничительное предписание обидчику – ограничить общение с ребенком на три месяца. В это время, по словам Христовой, с семьей работают социальные службы, делают все, чтобы установить нормальные отношения. «Это еще не лишение родительских прав, но радикальная мера, направленная на спасение семьи», – говорит Христова.

    Могут быть и другие варианты ограничительного предписания: запрет на пребывание в совместном жилье, общение по телефону, приближение на определенное расстояние.

    По словам юриста, закон о домашнем насилии достаточно детализированный, но, чтобы революционные положения не остались на бумаге, необходимы подзаконные акты. К примеру, постановление Кабмина о порядке формирования, ведения и доступа к единому реестру случаев насилия. Приказом МВД следует прописать инструкцию для участковых полицейских о том, как применять срочное запретительное предписание. «Чтобы в ситуациях, когда насилие происходит прямо сейчас, полицейский мог выдворить обидчика из помещения. Знаете, как это в американских фильмах показывают», – говорит Христова и добавляет, что этот проект уже разрабатывается.

    Врачи и учителя VS домашнее насилие

    Помимо прочего, новый закон впервые накладывает четкие обязательства в сфере предотвращения домашнего насилия на учебные заведения и органы здравоохранения. «Теперь, обнаружив какой-то факт, возможно, связанный с домашним насилием, они обязаны в течение суток проинформировать об этом службу по делам детей и органы полиции. То есть уже не могут быть равнодушными», – объясняет Анна Христова.

    Привлечение этих учреждений к предотвращению домашнего насилия юрист считает крайне значимой нормой. Главное только, чтобы она правильно заработала. Для этого учителя и врачи должны получить определенные навыки распознавания, где бытовые травмы, а где – последствия насилия. «Нужно формировать круг профессиональных экспертов, которые могут быть тренерами для педагогов или врачей… Тут же вопрос не только в том, чтобы не бить детей, но и в том, чтобы не причинять психологических страданий ребенку, не превращать его самого в потенциального обидчика», – объясняет Христова.

    Кстати, подобным обучением медработников у нас недавно занялись. «Международный центр развития и лидерства» вместе с Уполномоченным президента по правам ребенка и Министерством здравоохранения Украины начали всеукраинский проект «Детство без насилия».

    Полина Клыкова рассказывает, что изначально проект задумывался, как, в целом, налаживание всей системы реагирования на проблему детского насилия. Но поскольку у сотрудников соцсферы и у полиции данная тема начала потемногу сдвигаться с мертвой точки, а вот медиков никто не обучает, решили сосредоточиться на последних. Именно врачи очень часто первыми замечают, что дети страдают от небрежного отношения или насилия. «Сколько случаев насилия иногда проходит мимо, просто потому, что врач не задал ребенку нужный вопрос», – сетует Клыкова.

    Справедливости ради, стоит отметить, что ни одному обществу в мире, даже самому успешному, не удалось пока полностью справиться с домашним насилием по отношению к детям. По словам Анны Христовой, разница лишь в том, что где-то на насилие обращают внимание, когда речь уже идет о вопиющих последствиях для ребенка, а где-то – уже после первых признаков того, что ребенок страдает, учитель, врач или сосед информирует об этом уполномоченные службы.

    «Это абсолютно не значит, что кого-то сразу наказывают или детей сразу отбирают у родителей. Просто на ребенка и ситуацию [в семье] обращают внимание службы по делам детей. Если нужно, совместно с психологами, работают с этими случаями. И вот эту систему «нулевой толерантности» к насилию, то есть абсолютного непринятия необходимо развивать у нас», – говорит она.

    «Если есть четкая государственная позиция, что мы не будем мириться с домашним насилием, не будем считать, что это право родителей – применять или не применять насильственные методы при воспитании, – то уже дальше на всех уровнях будут разрабатываться и реализовываться программы по повышению осведомленности и неприятию насилия», – добавляет Христова.

    Действительно, мириться с домашним насилием нельзя. Хотя это позорное явление не смогли полностью побороть даже самые цивилизованные государства, пускать все на самотек – худший вариант. Право жить без насилия – неотъемлемое право каждого человека. А насилие по отношению к детям должно вызывать неприятие у любого адекватного человека. Помочь в формировании такого сознания могут как телепередачи и социальные ролики с призывом не скрывать случаи насилия над детьми, так и обычные беседы с маленькими украинцами, которым важно объяснить: если вы страдаете – не молчите.

    Смотрите еще:

    • Частный детский сад оплата материнским капиталом Оплата частного детского сада материнским капиталом Ребенок в семье это не только радость, но и многочисленные финансовые траты. Прекращаешь покупать подгузники и пеленки, приходит черед расходовать средства […]
    • Некоммерческие организации краснодара Гражданский Форум Кубани Государственная регистрация некоммерческих организаций Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и […]
    • Как написать расписку при покупке дома Пишем по образцу расписку о получении задатка при покупке квартиры При покупке квартиры граждане могут так определить порядок расчетов, что покупатель уплатит продавцу часть договорной суммы в виде […]
    • Сдача 3 ндфл на возврат сроки Когда и за какие годы подавать документы на имущественный вычет при покупке жилья? Большая часть вопросов от наших клиентов связана со сроком обращения в налоговые органы для получения имущественного вычета, […]
    • Материнский капитал банки челябинск Какие банки работают с материнским капиталом Каждой семье, которая имеет право на получение помощи от государства, предстоит выбор оптимального варианта финансового учреждения. Информация в данной статье […]
    • Списание основных средств в бюджетных организациях рб Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов […]
    • Права государственного гражданского и муниципального служащего newinspire Права и обязанности государственных и муниципальных служащих Процесс прохождения службы включает в себя реализацию служебных должностных прав и обязанностей, периодическую аттестацию, а также […]
    • Статья 115 средние Как накажут за телесные повреждения средней тяжести ст 122 ч 1 УК Украины Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу): Кратко по теме телесных повреждений средней тяжести: Статья актуальна на […]