Наемничество уголовный кодекс

Уголовный кодекс Украины
Статья 447. Наемничество

1. Вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах, военных или насильственных действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя, захвата государственной власти, препятствование деятельности органов государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в вооруженных конфликтах, военных или насильственных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие гибель человека, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

4. Участие наемника в вооруженном конфликте, военных или насильственных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

5. Наемник освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, если он до привлечения к уголовной ответственности добровольно прекратил участие в вооруженном конфликте, военных или насильственных действиях и сообщил о своем участии в конфликте, военных или насильственных действиях или иным образом способствовал прекращению или раскрытию преступлений, предусмотренных частями первой — третьей настоящей статьи, если в его действиях нет состава другого преступления.

Примечание. Под наемником в настоящей статье следует понимать лицо, которое:

1) специально завербована в Украине или за ее пределами для того, чтобы принимать на территории Украины или территории других государств в вооруженном конфликте, военных или насильственных действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя, захвата государственной власти, препятствование деятельности органов государственной власти или нарушение территориальной целостности;

2) участвует в военных или насильственных действиях с целью получения какой-либо личной выгоды;

3) не является ни гражданином (подданным) стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно на законных основаниях проживает на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого осуществляются такие действия;

5) не послана государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Статья 359 УК РФ. Наемничество

Новая редакция Ст. 359 УК РФ

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к Статье 359 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что некоторые люди в качестве источника средств жизни выбирают по своей инициативе или в результате вербовки участие в военных действиях либо в вооруженных конфликтах на стороне государства, гражданами которого они не являются и в котором не проживают постоянно. Наемничество опасно и безнравственно потому, что среди населения той или иной страны появляются люди, профессией которых являются убийства, другие тяжкие преступления.

2. Объектом преступного посягательства является безопасность государств и народов.

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а также использовании его в военных действиях или вооруженном конфликте; его вербовке и обучении.

4. Международное право, в частности ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) , дает определение наемника. В соответствии с этими документами в примеч. к коммент. статье наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 812 — 819.

5. Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежным довольствием. Под иным материальным обеспечением понимается обеспечение наемников соответствующими видами боевого оружия, средствами связи, автомобилями и др., облегчающими выполнение поставленных перед ними задач.

6. Обучение наемников предполагает проведение с ними учебных тренировок и иных занятий по овладению навыками наиболее целесообразного и эффективного применения оружия, боеприпасов, тактики ведения боя.

7. Использование наемника в военных действиях или вооруженном конфликте предполагает привлечение его непосредственно к боевым действиям.

8. Преступление окончено (составами, закрепленными в ч. 1, 2) в момент осуществления виновным хотя бы одного из указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

9. С субъективной стороны наемничество, предусмотренное ч. 1, может совершаться с прямым умыслом. Мотивами преступления являются корыстные, патриотические и иные побуждения.

10. Субъектом преступного посягательства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

11. УО за действия, предусмотренные ч. 1, усиливается, если они совершены с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего (ч. 2).

Понятие «использование своего служебного положения» см. в коммент. к ч. 2 ст. 136, понятие «несовершеннолетний» — в коммент. к ст. 87.

12. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрен самостоятельный состав участия наемника в военных действиях либо вооруженном конфликте.

12.1. Объективная сторона состава преступления (ч. 3) проявляется в непосредственном участии наемника в боевых операциях или акциях в ходе военных действий либо военного конфликта. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 3) в момент начала реального участия наемника в военной операции (в вооруженном нападении, засаде и т.п.).

12.2. Субъективная сторона состава преступления (ч. 3) характеризуется прямым умыслом. Мотив, как правило, корыстный.

12.3. Субъектом посягательства, связанного с участием наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, является любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.

13. В соответствии с нормами международного права наемник не имеет правового статуса комбатанта или военнопленного. Комбатанты в международном праве — это лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвовавшие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых других лиц), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

14. Деяния, предусмотренные ч. 1 и 3, относятся к категории тяжких преступлений, а ч. 2 — особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятие наемника, воспринятое из ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., от 8 июня 1977 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, содержится в примечании к ст. 359 УК РФ.

2. Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

Вербовка наемника представляет собой деятельность по его привлечению к участию в вооруженном конфликте и может состоять в агитации, записи желающих и т.п. действиях.

Обучение наемника предполагает подготовку уже завербованного наемника к участию в военных действиях или вооруженном конфликте путем передачи ему определенных знаний: о способах и приемах ведения военных действий, ведении диверсионной, разведывательной деятельности и др.

Финансирование наемника состоит в его материальном обеспечении денежными средствами, выплате ему вознаграждения, а также в создании материальной базы для вербовки, обучения, содержания и использования наемников в военных действиях или вооруженном конфликте.

Иное материальное обеспечение наемника может выражаться в предоставлении ему обмундирования, боеприпасов, вооружения, военной техники и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — это его непосредственное привлечение к участию в боевых операциях и акциях военного характера.

3. Деяние признается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

4. В ч. 3 установлена ответственность за самостоятельное преступление — участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона участия предполагает непосредственное осуществление наемником действий, направленных на подготовку, планирование или проведение боевых действий или военных операций.

Деяние признается оконченным с момента участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к статье 359 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 359 УК, может выражаться в одном из следующих действий:

а) вербовка наемников;

б) организация обучения наемников;

в) финансирование наемников;

г) иное материальное обеспечение наемников;

д) использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях.

2. Содержание понятия наемника впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I «О международном вооруженном конфликте» к Женевским конвенциям о защите жертв войны. В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Она расширила понятие наемников и отнесла к ним лиц, не только непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. В соответствии с примечанием к комментируемой статье (воспринявшим международно-правовое определение наемника) для того, чтобы считаться наемником, лицо должно характеризоваться следующими признаками:

а) должно действовать в целях получения материального вознаграждения;

б) не должно являться гражданином страны, участвующей в конфликте;

в) не должно постоянно проживать на территории такой страны;

г) не может быть отнесено к лицам, направленным для выполнения официальных обязанностей государством, которое не является конфликтующей стороной.

3. Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою деятельность любых материальных ценностей (в денежном или ином выражении).

4. Постоянно проживающим на территории страны — участницы конфликта считается лицо, имеющее в этой стране жилье, работу, семью, а равно вид на жительство и легально находящееся на ее территории.

5. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных для выполнения официальных обязанностей (военные инструкторы, советники, направляемые в другие государства на основе двусторонних соглашений об оказании помощи в подготовке военных кадров, и т.д.).

6. К вербовке относится деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в вооруженном конфликте в качестве наемника. Она может выражаться в записи желающих, агитации, направлении к месту обучения, дислокации и т.п.

7. Обучение представляет собой деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях. Она может выражаться в обучении приемам обращения с оружием, методам ведения военных действий, обучении способам ведения диверсионной работы, организации специальных школ, лагерей, баз и т.д.

8. Финансирование наемников — это создание материальной базы для обучения, вербовки и использования наемников в вооруженном конфликте или военных действиях путем обеспечения наемников денежными средствами (открытие счетов в банках на лиц, являющихся наемниками, выплата им денежного или иного вознаграждения, выделение средств на содержание наемников и т.д.).

9. Иное материальное обеспечение наемников может выражаться в предоставлении им военного или иного имущества, вооружения, техники, боеприпасов, обмундирования и др.

10. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера, как в районе военных действий, так и за его пределами (направление к месту ведения военных действий, руководство действиями формирований, их подразделений или отдельных наемников и т.д.).

11. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции статьи действий.

12. Ответственность по ч. 1 ст. 359 УК может нести лицо, достигшее возраста 16 лет, которое действовало умышленно.

13. Под использованием виновным служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) понимается деяние, совершенное вопреки интересам службы как должностным лицом, так и не являющимся таковым государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации, направленное на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

14. Личное участие в вооруженном конфликте или военных действиях лица, завербованного в качестве наемника, означает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Статья 359 УК РФ. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарии к ст. 359 УК РФ

1. Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1949 г. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к ним отнесла и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности. В Конвенции к преступлениям были отнесены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.

2. В комментируемой статье содержатся два состава преступления: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1); 2) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 2).

3. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника.

Вербовка означает достижение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и др. в разнообразных климатических условиях в обстановке вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов. Иное материальное обеспечение наемников включает снабжение их необходимым довольствием, обмундированием, военной техникой, транспортом и т.д. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте.

Обязательный признак состава преступления — обстановка в виде вооруженного конфликта или военных действий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение: 1) с использованием служебного положения; 2) в отношении несовершеннолетнего.

8. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность наемника за его участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

9. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Обязательным признаком является обстановка вооруженного конфликта или военных действий. Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательный признак преступления — цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

11. Субъект преступления специальный — лицо, завербованное как наемник, достигшее возраста 16 лет. Согласно примечанию к ст. 359 наемником признается лицо, действующее в целях материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военную службу по контракту могут проходить иностранные граждане (см. комментарий к ст. 331). В рассматриваемое примечание необходимо внести дополнение об исключении из числа наемников иностранных лиц, входящих в личный состав вооруженных сил воюющей стороны и проходящих военную службу по контракту. В противном случае военнослужащие иностранцы, проходящие службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, при буквальном толковании положения, содержащегося в рассматриваемом примечании, будут считаться наемниками.

Статья 359 УК РФ. Наемничество (действующая редакция)

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 359 УК РФ

1. Понятие наемника дано в примечании к комментируемой статье. Кроме того, о его характеристике см. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.).

2. Вербовка может выражаться в возбуждении у лица решимости стать наемником (специальный случай подстрекательства к участию в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях) или являться самостоятельной формой преступной деятельности: человеку, уже выбравшему ремесло «солдата удачи», делают соответствующие предложения, помогают реализовать принятое решение. Рассматриваемое преступление считается оконченным, когда лицо согласилось вступить в ряды наемников и предприняло действия для осуществления этого намерения.

Обучение предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его наиболее эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях, приемах выживания. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.

Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.

Материальное обеспечение состоит в передаче наемнику иного, кроме денег, имущества: оружия, обмундирования, продуктов питания, медикаментов и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает распоряжение посредством приказов силами наемника в указанных обстоятельствах в военных целях.

Обучение, финансирование, материальное обеспечение и использование наемника окончены с начала совершения соответствующих действий.

3. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.

4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующими признаками преступления выступают его совершение лицом с использованием служебного положения и в отношении несовершеннолетнего.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает наказание за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Данное преступление считается оконченным с начала активного поведения наемника, принимающего участие в конфликте.

Современное наемничество: буква закона

Одно из наиболее известных определений государства гласит, что это организация, монополизирующая право на применение легитимного физического насилия на контролируемой им территории. Сегодня это определение находится под сомнением ввиду наличия частных структур, на законных основаниях эффективно осуществляющих военную функцию там, где государство не считает необходимым или возможным собственное вмешательство. Существование таких структур создаёт условия для размывания самих основ государственного суверенитета, причем одновременно как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Каков же правовой статус наёмников и частных военных компаний в современном мире?

Война и государственный суверенитет

C началом эпохи модерна, проявившейся в том числе в виде образования государств-наций, сложилась прямая связь между понятием государственного суверенитета и определением войны. Классическую форму эта связь обрела в определении Карла Клаузевица, согласно которому «война является продолжением политики». Война отныне являлась монополией государства. Одно лишь государство имело право объявлять войну и вести ее силами регулярной армии. Причем его соперником могло быть только другое государство и его армия.

Военные действия, не подпадающие под это определение, соответственно, не могут быть классифицированы в качестве войны. Для их обозначения применяются такие эвфемизмы, как «контртеррористическая операция», «конфликт низкой интенсивности» и т.д. Этот принцип также стал основополагающим для международного права и оказался зафиксирован в I Женевской конвенции 1864 года и Гаагской конвенции 1899 года, а также в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года.

После II мировой войны принцип государственной монополии на ведение войны был подтвержден во многих документах. В их числе – Статья 2 Устава ООН, Нюрнбергское соглашение, договор 1998 года, известный как Римский Устав Международного уголовного Суда, который требует универсальной юрисдикции и разграничивает законную и «незаконную» форму войны, ряд постановлений Международного суда ООН и другие.

Появление частных военных компаний и рост их значения в современных войнах привели к проблематизации этого явления и попыткам ввести его в рамки принятых ранее правовых определений.

Правовой статус наемника

Наемничество долго находилось вне поля зрения международного права и только широкий размах, который это явление приобрело в ходе войн, сопровождавших процесс деколонизации на африканском континенте, способствовал его правовой проблематизации. Наиболее известное определение наемничества содержится в Статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году:

«Наемник – это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях; принимающее участие в военных действиях с целью получения личной выгоды, материальное содержание которого значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства; не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории; не входящее в личный состав вооруженных сил стран, находящихся в конфликте; не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».

Существующее определение рассматривает наемничество в качестве формы преступной деятельности граждан одного государства на территории другого. Категорический запрет на подобного рода деятельность содержался уже в III и IV Женевских конвенциях, принятых, соответственно, в 1929 и 1949 годах.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая резолюцией ООН 4 декабря 1987 года, определила, что действия наемника направлены на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года категорически запрещает государствам – членам ООН поддерживать действия наемников:

«Каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».

Международным правом наемники признаются уголовными преступниками и должны нести ответственность перед судом. То есть они являются международными преступниками.

На практике, когда дело доходит до конкретных обвинений, квалифицировать то или иное лицо в качестве наемника – весьма сложная задача. Чтобы быть признанным судом в этом качестве, обвиняемый должен полностью удовлетворять сразу всем вышеперечисленным критериям. В результате суд на основе предоставленных обвинителем материалов должен доказать, что обвиняемый

  • был специально завербован в третьей стране, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  • принимал участие в военных действиях в целях получения личной выгоды;
  • получал материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам такого же ранга;
  • не входил в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.

Помимо технической стороны вопроса, связанной со сложностью поиска и обнаружения доказательств в столь щекотливом вопросе, вышеперечисленные условия сами по себе являются столь ограничительными, что удовлетворить им практически невозможно. Лишь очень незначительная часть лиц, действительно участвующих в международных военных конфликтах, по факту соответствия всем этим формальным признакам может быть признана наемниками.

Практическим доказательством этого тезиса является незначительное число осужденных по соответствующему обвинению лиц. Лучше всего о сложившемся положении сказал один из «солдат удачи»:

«наемник, который не может опровергнуть свою принадлежность к этой профессии в суде, достоин того, чтобы быть расстрелянным на месте вместе со своим адвокатом!»

Следует также добавить, что действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от самих Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны. В частности, его не ратифицировали США.

На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наемников. В России, например, это статья 359 Уголовного кодекса. Согласно ей, вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Участие в вооруженном конфликте в качестве наемника влечет за собой лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Проблема статуса частных военных компаний

Особенное значение определение правового статуса наемника имеет применительно к ситуации с частными военными компаниями. Современными исследователями было предложено пять специфической особенностей ЧВК, которые отличают эти структуры от других участников вооруженных конфликтов.

  • Частные военные компании являются официально зарегистрированными корпоративными структурами, что отличает их от частных лиц сомнительного статуса, подряжавшихся в качестве наемников во время африканских войн 1960-х годов.
  • Эти структуры действуют на международном глобальном рынке, предлагая свои услуги преимущественно иностранным заказчикам, в отличие от охранных агентств, приоритетом которых является поиск заказчика на внутреннем рынке.
  • В своей деятельности они мотивированы скорее соображениями коммерческой прибыли, нежели политического интереса. Это не предполагает, что ЧВК совершенно игнорируют политический фактор и взаимодействуют с любым клиентом, предложившим самую высокую цену за их услуги, однако по своему происхождению они являются прежде всего коммерческими предприятиями.
  • Они ориентированы на военный способ разрешения конфликта путем уничтожения или сдерживания противника, что отличает их от правоохранительных структур, которые вынуждены по возможности избегать ситуаций, связанных с применением насилия.
  • Основным методом работы ЧВК является организованное вооруженное насилие.

Каждый из вышеперечисленных пунктов сам по себе предполагает возможные исключения, но все вместе они предоставляют хороший набор критериев для проверки того, является ли вооруженный негосударственный субъект конфликта частной военной компанией или нет. Представители ЧВК и их адвокаты сходу отметают обвинения в принадлежности своих сотрудников к категории наемников. Правда, их указания на организованный и открытый характер деятельности не выглядит убедительным.

Существует целый ряд препятствий для того, чтобы признать их представителей легальными комбатантами. Будучи зачастую инкорпорированными в состав ведущих военные действия правительственных сил, они, как правило, все же оказываются не в состоянии удовлетворить всем четырем критериям к комбатантам со стороны III Женевской конвенции (ношение формы, подчинение единому командованию и так далее.).

При этом подавляющее большинство современных частных подрядчиков не принимает непосредственного участия в боевых действиях, а лишь осуществляет снабжение и обеспечивают боеспособность армии. И с точки зрения статьи 4 а (4) III Женевской конвенции охранники, строители, шоферы, механики и повара являются «гражданскими лицами, следующими за вооруженными силами, но не входящими в их состав».

Однако многие функции, ушедшие на аутсорсинг частных подрядчиков, носят вполне военный характер. Cотрудники ЧВК управляют беспилотными самолетами Global Hawk и Predator, противотанковыми установками TOW, обслуживают истребители F-117 и бомбардировщики B-2, а также проводят разведывательные операции. Такие действия, безусловно, являются звеньями в цепи событий, связанных с непосредственным осуществлением военных операций. Соответственно, их исполнители были специально наняты для выполнения военных задач, и, таким образом, все же являются наемниками.

ЧВК и национальное законодательство

На сегодняшний день только в США, Великобритании, ЮАР и Израиле действующее законодательство регулирует деятельность частных военных компаний. К примеру, в Соединенных Штатах, начиная с 2000 года, продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом. В случае ее получения деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн. долларов, подлежат одобрению Конгрессом США.

Военные подрядчики, действующие в рамках контракта с государством, как на территории США, так и на территории других стран, по сути являются правительственными агентами, и, таким образом, с точки зрения закона рассматриваются как сотрудников правительственных организаций. Эта точка зрения значительно упрощает правовое регулирование деятельности ЧВК и обеспечивает их взаимодействие с другими правительственными структурами.

Вместе с тем Рабочая группа по услугам индивидуальной защиты в Ираке, созданная при Государственном департаменте США в 2007 году, сообщала о серьезных проблемах в этой сфере, с точки зрения докладчика, являвшихся результатом несовершенства законодательной базы и практик правоприменения. Например, хотя на американские ЧВК, действовавшие в Ираке, формально распространялось законодательство США о зарубежной военной юрисдикции, действенный механизм для успешного судебного преследования сотрудников частных военных компаний, фактически отсутствовал вплоть до 2005 года.

Как следствие прорехи в законодательной базе, самим компаниям и их сотрудникам удавалось избежать ответственности за совершенные ими преступления за пределами территории США. Трехлетний промежуток, пока закон не был пересмотрен для устранения этих недостатков, создал атмосферу «дикого запада», по крайней мере, в восприятии, для охранных компаний в Ираке. В течении этого времени правительственные структуры постепенно стали утрачивать контроль над действиями сотрудников ЧВК, что в итоге привело к череде громких скандалов.

Правовой статус ЧВК

Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была осуществлена в так называемом «Документе Монтрё», принятом 17 сентября 2008 года. Его создание было инициировано правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста. С момента публикации документ подписали представители более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия и Китай. Россия в их число не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает и не регулирует такую деятельность.

Основой Документа Монтрё является тезис, гласящий, что международное гуманитарное право и соблюдение прав человека должны распространяться на деятельность ЧВК. Сам Документ призван устранить правовой вакуум в деятельности таких организаций.

Определение, содержащееся в Документе, гласит, что ЧВК – это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они сами себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест, техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.

Документ Монтрё возлагает ответственность за действия ЧВК на государства, которые заключают с соответствующей компанией договор об оказании услуг, в том числе и в тех случаях, когда такие ЧВК заключают субподряды с другими ЧВК. Государство-наниматель несет ответственность за возможные нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, если такие преступления вменяются ему в вину согласно обычному международному праву.

Государство происхождения, которому принадлежит соответствующая ЧВК или в котором зарегистрирована ее штаб-квартира, обязано при соответствующих обстоятельствах принимать все меры для пресечения и расследования возможных нарушений со стороны ЧВК. На государствах происхождения лежит обязательство принимать законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения норм, установленных Женевскими конвенциями.

То государство, на территории которого действует соответствующая ЧВК, в Документе Монтрё называется государством территориальной юрисдикции. В ситуациях оккупации части территории обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.

Помимо декларативных заявлений о всеобщей обязанности соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия, направленные на их защиту, Документ содержит правила и практические рекомендации для разработки соответствующих нормативных актов. Например, определение круга услуг, которые могут или не могут быть переданы на подряд частных военных компаний, а также критерии при отборе ЧВК и условия заключающихся с ними контрактов.

Вместе с тем, как указано во Введении к документу, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств», а носят рекомендательный характер, являясь своего рода наброском для возможной международной нормативной базы.

Смотрите еще:

  • Написать письмо герасиму Написать письмо герасиму Герасим: ну погода. 10 градусов, ветер, дождь не перестаёт, октябрьГерасим: я топил сегодня печку. Коняшко: собаки кончились? Что нового я узнала, проверяя сочинения моего 5го […]
  • Адвокат монахов Монахов Виктор Егорович Основные данные: При добавлении отзыва на страницу Монахов Виктор Егорович, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, это занимает время. Ваши […]
  • Гпк ст226 Хозяйственный процессуальный кодекс Украины Статья 226. Оставление иска без рассмотрения 1. Суд оставляет иск без рассмотрения, если: 1) иск подан лицом, не имеет процессуальной дееспособности; 2) исковое […]
  • Расценки адвокатов чебоксары Стоимость услуг адвоката В настоящем перечне приведены цены не на все виды услуг. Уточнить информацию по ценам и узнать стоимость интересующих вас услуг адвоката вы можете по указанным на сайте контактным […]
  • Как отложить развод на 3 месяца Как можно отсрочить развод На сколько долгое время можно отсрочить развод при подаче заявления лишь только одним из супругов. Ответы юристов (3) Здравствуйте Галина! Для ответа на Ваш вопрос компетентному […]
  • Оформление документов для выезда на пмж из украины Оформление выезда на ПМЖ из Украины Оформление выезда на ПМЖ из Украины представляет собой подготовку необходимых документов гражданина Украины для переезда на постоянное проживание в другую страну. Про […]
  • Расписка в получении денежных средств за земельный участок с домом Юридический блог Татьяны Скворцовой РАСПИСКА о получении денежных средств Я, ________________________________________________________________________, паспорт серии ________, № __________, выдан […]
  • Военный комиссариат питерского района саратовской области Военный Комиссариат Краснокутского и Питерского Районов Саратовской области информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета […]