Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/u184830/uspehliko.ru/www/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Кризис появления второго ребенка — Успех

Кризис появления второго ребенка

Кризис в семье после рождения второго ребенка

Если в семье происходит появление второго ребёнка, возникают новые связи: отношения между детьми, взаимоотношения родителей с каждым из детей, отношения детей, которые проецируют отношения мамы и папы. Отношения после рождения второго ребёнка усложняются тем, что после рождения первенца муж и жена становятся родителями, а появление второго малыша образовывает новую семейную группу, после появления которой, отношения между родителями как между парой могут подвергнуться серьёзным изменениям либо вообще исчезнуть.

Помимо собственных сложностей во взаимоотношениях на атмосферу в семье накладываются резкие и эмоциональные отношения между детьми, старший ребёнок может начать ревновать к младшему и предпринимать активные попытки обратить внимание родителей в свою сторону любыми способами. Довольно часто появление второго ребёнка вызывает появление самых серьёзных кризисов в отношениях между супругами [2,с.102].

С рождением ребенка жизнь в семье кардинально меняется. Основная часть внимания переключается на малыша, внешность жены заметно ухудшается, в отношениях часто исчезает секс. Муж при этом чувствует себя брошенным, невостребованным как мужчина.

Как решать? Вовлекать мужа в процесс: сперва в беременность, а после рождения ребенка – в заботу о нем. Доверять мужчине уход за малышом, позволять им проводить время только вдвоем. Это важно, потому что у женщины присутствует биологическое (гормональное) чувство близости к ребенку, а у мужчины такого нет. Чтобы наладить контакт, ему надо эмоционально привязаться.

Кризис возникает из-за целого комплекса проблем: мало того, что дети требуют еще больше внимания, так у первого ребенка начинаются эмоциональные проблемы, потому что он перестает быть центром вселенной. Заботы удваиваются, утомляемость растет, у супругов все меньше времени, которое можно посвятить только себе.

Как решать? Схема действий аналогична предыдущему случаю, только необходимо еще вовлекать первого ребенка в заботу о втором. Нужно старайтеся хоть иногда оставлять детей под присмотром бабушки или няни, чтобы побыть вдвоем с партнером [3,с.119].

Далее рассмотрим страхи возникающие, в связи с рождением второго ребенка:

1. Страх не справиться с воспитанием двоих детей.

Конечно, двое детей требуют больших забот, чем один. Но в первую очередь это касается физических усилий – накормить, одеть на прогулку, выкупать теперь нужно будет двух малышей. Необходимо привлекать к уходу за детьми мужа, сестру или бабушку. Да и старший ребенок, подрастая, будет все больше помогать маме. А если говорить именно о воспитании детей в семье, то как раз наличие двоих деток облегчает воспитание каждого из них. Дети учатся заботиться друг о друге, делиться игрушками с братом или сестрой, общаться и играть. Главная же задача супругов – сформировать в семье гармоничные детско-родительские отношения, основанные на любви и взаимоуважении.

2.Страх того, что первенец будет ревновать к новорожденному.

Действительно в семьях с двумя детьми иногда наблюдается ревность ребенка к младшему братику или сестричке. Это происходит в случаях, когда супруги не уделяет старшему малышу достаточно внимания, чтобы он по-прежнему чувствовал себя любимым. Чтобы такого не произошло, заранее необходимо заранее подготовить старшего ребенка к появлению нового члена семьи. Рассказывать ему, о ребенке еще будучи беременной. Когда младенец появится на свет, привлекать старшего ребенка к посильной помощи маме, чаще хвалить его и говорить о любви к нему.

3.Страх, что не хватит любви на обоих детей.

Это достаточно распространенный страх, который, к счастью, относится к категории мифов. Любовь такое чувство, которое не уменьшается от того, что объектов ее приложения становится больше. Например, с появление мужа, не уменьшается любовь к родителям. А когда рождается первенец, также любовь к мужу как правило остается.

4.Страх превратиться в домохозяйку.

Иногда женщина, задумываясь о втором ребенке, опасается, что очередной декретный отпуск может слишком уж ее «одомашнить», сконцентрировав все интересы вокруг семьи. Появляется страх, что трудно будет занять прежнюю позицию на работе, утратятся навыки и квалификация. На самом деле, занимаясь воспитанием маленьких детей вполне можно успевать читать литературу по своей специальности, общаться с коллегами и даже брать небольшие подработки на дом. Но в любом случае, нужно, определится с приоритетами. Иногда действительно успешно развивающаяся карьера может приостановиться из-за перерыва, вызванного беременностью и отпуском по уходу за ребенком [1,с.89].

Итак, подводя итог, отметим, что кризис же взаимоотношений может появиться практически в любой семье. Универсального средства от ухудшения отношений между супругами после появления детей не существует. Но разговоры по душам между мужем и женой, попытки найти время, чтобы уделить внимание друг другу, искреннее желание помочь привыкнуть к новому образу жизни и активное участие отца в жизни ребёнка могут ощутимо повлиять на укрепление взаимоотношений и предотвратить семейные кризисы. Сложности, которые были преодолены совместными усилиями, заметно укрепят семью и сделают отношения более доверительными.

1. Карабанова О.А., Захарова Е.И., Чурбанова С.М. (ред.) Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов — Москва — Звенигород, 30 сентября — 4 октября 2015 г. — 1387 с.

2. Просекова В.М. Психология семейных отношений Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. — 196 с.

3. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 256 с.

появление второго ребенка (реакция старшего)?

Дочке сейчас 1,5, через 3 месяца у нас появится второй малыш. я даже не знаю чего ожидать. Дочка очень любит детей, её возраста и старше, играется, делится игрушками, деток младше 6и месяцев не видела. Иногда гуляем с подругой, сыну примерно 8 месяцев, дочка проявляет к нему интерес, щупает) дает игрушки. Но если почти все мое внимание будет уделено младшему, будет часто у меня на руках, то даже не знаю как поведет себя дочка. Как отреагировали ваши детки примерно в таком возрасте на появление второго малыша?

за то мама рассказывала мою реакцию на брата) у нас разница 1.2. постоянно соску забирала, чепчик снимала и на себя одевала и грудью по началу не давала кормить кричала моё!!)

охотно верю))) потому я максимально потерпела со 2ым) а у Ваших так вообще классная разница (у меня возраст поджимал))))

меня тоже такое ждет)

потому и не рискнула. 2 родили, когда сын тоже изьявил желание)

А чего сейчас будет, даже боюсь представить. Младшая очень ревнивая. Даже к старшей ревнует. Я ей как-то пыталась сказать, что скоро ляля у нас появится, но она явно не поняла ничего. Еще боюсь, что она вновь грудь начнет просить, как увидит, что я лялю кормлю. Я ж ее зимой отлучила от груди, и она похоже не забыла еще.

Я тоже пытаюсь объяснить, спрашиваю «где ляля?» она мне на живот показывает, гладит) но я думаю что не осознает. У подруги ситуация один в один, у нее дочка старшая к 1,8 говорила уже, понимала что ляля будет, подруга звонила с роддома, она спрашивала — когда сестренку домой привезешь, но когда с роддома привезли, все сама на руки лезла, и плакала, хорошо хоть младшая них спала по 20 часов в сутки)

ну у нас примерно тож самое вот ждемс… а так я спрашивала у невропатолога как сделать так чтоб старший перенес это легче на что мне сказали (скажу чесн врач очень хороший и я ей верю)

1. младшему времени по минимуму потому что в первое время спит и ест… а старшему по максимуму потому что у него идет активное развитие.

2. по приезду с рд подарить подарок типа от младшего

3. не в коем случае не ругать даже если полезет пальцем в глаза просто спокойно объяснить что это малыш так нельзя вот он подрастет тогда поизучаешь и тд.

4. и приготовиться к тому что объяснять это придется не раз и не два)

я оч надеюсь что будет спать и есть) а то дочка у меня только на руках спала, без меня никак. Потом напишите как у вас прошло знакомство)))

оо у меня сын на полном серьезе ел и спал… руки ненавидел… как и сейчас впринципе… )) конечно ) если что прошу милости в друзья чтоб не потеряться)

тоже переживаю.читаю статьи на эту тему.старшему больше времени уделять, держать на руках почаще.полгода без груди, но все еще проявляет интерес.вот обижаться будет что ему не дадут.

Тоже переживала по этому поводу, как дочка отреагирует на малыша. Но восприняла малыша очень хорошо, даже не ожидала. Так как будто он всегда с нами жил. Постоянно его целует, гладит. он начинает плакать она самая первая к нему бежит. Правда первое время предлагала ему печеньки, и давала ему свои игрушки.

Старший немного ревновал когда я была в больнице и когда выписывались он с удивлением увидел что малыша берут домой))намекал что в больнице его надо оставить)))Дома как приехали первые 2 или 3 дня косо посматривал на младшего а потом и печенюшки приносит маленькому и музыку ставит типа давай братишка вместе потанцуем(удивляется почему тот не хочет танцевать)Первое что старший делает когда встаёт утром бежит смотреть где братишка)))обнимает его всё время и хочет и покормить его(он на ИВ) и одежду на нём поправляет и целует))Любит братика)))А младший со старшего глаз не сводит прям любуется на него .

))) я как раз недавно смотрела в своих подругах, кто на последних сроках, не родили ли) второго, чтобы посоветоваться) У вас чуть помладше «старший». Через месяц-два обязательно напишу)

ревность у нас ого-го! истерики, капризы — до родов ничего не было

У нас 2.1 разница. Очень любит сестренку, просит на руках подержать — это она в маму играет, ждет, чтобы младшая проснулась, целует ее, гладит, обнимает. Руки в кровать просовывает и тормошит. Одежду на себя мереет, особенно чепчики. в пеленки кукол своих заворачивает, выделила подгуз для них))) пустышки таскает, жует, причем у нее своих — 4шт, но эти интереснее))) По началу очень пугалась, когда маленькая плакала, аж до истерики. Сейчас видно, что нервничает, но не плачет, пустышку дает, гладит, чтоб не плакала, кроватку качает. Кормлю лежа на диване, когда не в настроении может и шлепнуть и тут же гладит. глазки показывает тыча в них, носик, и т.д. придвигается вплотную, рядом лежит. Просит положить на коврик развивающий и чего-то там ей рассказывает, игрушки показывает, первое время отнимала. В шезлонге вначале сама лежала. Все прибомбасы вначале проходят тест-драйв у старшей. С коляской отдельная история, летом на улице кормила, только маленькую на руки — старшая с молниеносной скоростью в коляску(люльку), ловила за ноги и снимала обувь, лежит, ногами машет))) потом прошло. После прогулки едет сверху на люльке — восторгу нет предела. нужна подножка)))

Второй ребенок в семье: как избежать ревности

Еще 8 статей на тему: Братья и сестры: как избежать детской ревности и научить дружить

Второй ребенок в семье: как избежать ревности

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Рождение второго ребенка: как подготовить первенца

В семье новорожденный. Что чувствует старший ребенок?

Рождение второго ребенка — важное событие не только для родителей, но и для их первенца. Нужно ли готовить ребенка к появлению младенца? Когда рассказать о беременности и что должен знать старший ребенок?

Некоторые родители не уделяют особого внимания этим вопросам. «Он еще маленький, все равно не поймет», «Зачем говорить, и так будет все ясно», «Пусть это будет сюрпризом».

Но дети, независимо от возраста, чувствуют изменения в жизни семьи, улавливают перепады в настроении, реагируют на ссоры. С возникшими переменами у них может нарушиться режим дня, появиться плаксивость, беспокойство или отказ от еды. Маленький ребенок не может задать вопрос, сказать о своих переживаниях, но он хорошо интерпретирует состояние родителей.

Поэтому важно говорить о предстоящих изменениях. Тогда, как правило, дети лучше адаптируются к новой ситуации и новому ритму жизни семьи.

Поговорим об этом

В раннем возрасте ребенок начинает познавать мир и чувствует себя в нем еще не очень уверенно. Для малышей важен покой и стабильная обстановка, поэтому слишком долгое ожидание может вызвать беспокойство и тревогу. За 2-3 месяца до родов скажите о том, что у вас скоро появится еще один малыш. «Мама с папой тебя очень любят. У мамы и папы скоро будет еще один малыш».

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста не стоит подробно и слишком заблаговременно обсуждать тему предстоящего появления младенца, они не любят долгого ожидания, оно может смениться раздражением и недовольством: «Ну, когда же он появится?» Подготовку лучше начать за 3-4 месяца, действуя тактично и аккуратно. Бывает, что ребенок, услышав новость, не расспрашивает родителей про будущего малыша. В этом случае проявите понимание, не давите на ребенка — ему просто нужно время на то, чтобы справиться со своими чувствами.

Ожидание второго ребенка — хороший период для того, чтобы укрепить эмоциональную связь с первенцем. Старайтесь проводить больше времени вместе. Во время бесед о будущем малыше вспоминайте то время, когда ваш старший ребенок был крохотным младенцем. Можно всем вместе посмотреть фотографии первенца, где он еще маленький. «Здесь ты совсем маленький, ты умел только спать, сосать грудь и кричать. А сейчас ты умеешь ходить, говорить, играть, прыгать» (перечисляйте достижения ребенка). «Когда появится братик, он тоже будет таким маленьким, каким был ты. Он не сможет сразу играть с тобой, сначала он будет спать, просить есть или смотреть на тебя».

Навещайте друзей, у которых есть новорожденный, чтобы старший ребенок мог изучить младенца, рассмотреть, подарить ему игрушку.

Старший ребенок может поучаствовать в оформлении детской или уголка для будущего малыша. Нарисовать рисунок и повесить его над кроваткой, выбрать плакат или повесить свою фотографию.

Предоставьте старшему возможность открывать подарки, которые принесут новорожденному. Приготовьте подарок своему первенцу от будущего малыша и не забудьте вручить его при знакомстве детей друг с другом.

Подростковый период имеет свои особенности. Подростку не нужно объяснять, что такое младенец и откуда он берется. Но важно сохранить с ребенком доверительные отношения и не утаивать информацию, дожидаясь, когда старший «сам поймет». Не ждите, когда ребенок догадается, или случайно услышит ваш разговор, или узнает от друзей или знакомых. В этом случае он может подумать, что вы с ним не считаетесь или вам неловко сообщать о беременности.

Новость о беременности матери влечет за собой внимание к сексуальной жизни родителей. Об этом стоит говорить спокойно, тактично и без смущения. Девочек часто беспокоит физиологический аспект беременности и родов. «Маме будет больно, это страшно, а вдруг с ней что-то случится?» Отнеситесь с пониманием к чувствам и переживаниям дочери. Используйте книги, детские энциклопедии, видеоматериалы (соответствующие возрасту) и развейте страхи ребенка. Поощряйте вопросы и старайтесь искренне отвечать на них.

Как снизить тревогу ребенка перед родами?

Чтобы снизить тревожность и страхи ребенка накануне рождения малыша, можно использовать следующие приемы:

  • Расскажите ребенку, что вас не будет несколько дней. Пусть он поможет вам собрать необходимые вещи.
  • Не изолируйте ребенка накануне рождения малыша, отправляя его погостить к бабушке или к родственникам без объяснения причин. Не стоит предъявлять младенца в качестве «сюрприза». Для старшего ребенка очень важно быть с вами в этот период.
  • Пока вы будете в роддоме, близкие могут организовать досуг ребенка (поход в кино или в парк).
  • Дайте ребенку на хранение какой-нибудь предмет, который имеет для вас ценность (любимая книга, игрушка, предмет одежды, украшение). Ребенок будет знать, что вы его не бросили и обязательно вернетесь.
  • Поручите старшему несколько своих обязанностей на время, пока вас не будет (кормить кошку, поливать любимый цветок, проверять почту). Пусть он ощущает себя важным человеком.
  • Договоритесь о том, как вы будете общаться во время вашего отсутствия дома (телефон, электронные письма).

Запретные или «плохие» чувства

Настал долгожданный момент, вы в предвкушении. Не спешите строить идеальный сценарий. Бывает, что старший ребенок, приходя встречать вас в роддом, не обращает никакого внимания на новорожденного младенца. Дайте ему время — сейчас он пришел к маме, по которой сильно скучал. Обнимите и поцелуйте старшего, поговорите с ним, а потом покажите младенца.

Не проецируйте на старшего ребенка свои чувства и надежды: «Ты обязательно полюбишь малыша, вы сможете вместе играть, ты станешь о нем заботиться. « Будьте готовы к тому, что старший ребенок может испытывать и негативные эмоции: раздражение, гнев, обиду, ревность и т.д.: «Я его не хочу, давай его выбросим. Пусть его заберут. Он плохой, без него было лучше». Не ругайте его за это. Пусть ребенок поделится своими переживаниями, расскажет о том, что его тревожит.

Бывает обратная ситуация, когда старший ребенок стремится быть таким, каким хотят видеть его родители: милым и любящим. «Посмотрите, как он любит свою сестренку», «Он так радуется, когда ее видит». Старший ребенок в это время гладит, целует и обнимает малыша. Казалось бы, о чем беспокоиться? Но не может быть все настолько идеальным. Не исключено, что ребенок подавляет свои негативные чувства по отношению к младенцу. Позвольте малышу выражать негативные эмоции: в беседе с вами, в рисовании или игре.

Если же негативные переживания будут замалчиваться, тогда через какое-то время может появиться невротическая симптоматика (кусание ногтей, сосание пальца, энурез, энкопрез, тики, заикание и др.), и тогда уже не обойтись без помощи специалиста.

Помните, что ребенку нужно примерно полгода, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Постарайтесь, чтобы его режим сильно не изменился. Он так же спит в своей кроватке, у него не забрали игрушки, чтобы отдать малышу, он продолжает ходить в детский сад или школу, он может смотреть любимые мультики или играть на в привычном месте.

Помогите старшему найти место в комнате, где он сможет хранить свои вещи и игрушки, которыми не захочет делиться с малышом. Пусть это будет его личное пространство.

Сейчас старшему ребенку понадобится много тепла, ласки и любви — больше, чем прежде. Ему нужно убедиться в том, что он так же нужен родителям.

Регресс или игра «в младенца»

«Он снова как будто стал маленьким. Просит грудь или бутылочку, писает в штанишки, требует, чтобы его покачали, как младенца. Он стал беспокойным и плаксивым». Что произошло со старшим ребенком, который утратил приобретенные навыки?

Это так называемый временный регресс (ребенок вернулся на предыдущую стадию развития). Это реакция на изменившуюся ситуацию в семье. Ребенку нужно побыть в прошлом — там ему было спокойно и безопасно, мама была рядом. Главное, чтобы этот период не затянулся и ребенок продолжал развиваться дальше.

Если вы столкнулись с регрессом, не пугайтесь и не паникуйте. Пусть лучше ребенок открыто выразит свои чувства, чем спрячет их глубоко внутри. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка за такое поведение, он делает это не специально.

Попробуйте поддержать игру «в младенца» — «запеленайте» старшего ребенка, покачайте его. Играйте по 10-15 минут в день. Пусть ваш первенец снова побудет младенцем. Как только он переварит новые впечатления, проиграет свои чувства, потребность в этой игре отпадет, ему это будет не нужно. Как правило, этот период занимает 2-3 недели.

Если вы видите, что данный период затянулся более чем на 2 месяца, лучше проконсультироваться с психологом. Возможно, переживания ребенка слишком болезненны, тогда период регрессии может затянуться и повлечь за собой осложнения.

Выбираем стратегию поведения

«Как помочь старшему ребенку в этот период? Как лучше себя вести? Просить ли его о помощи?» Подобные вопросы часто задают себе родители.

Прежде всего, обозначьте границы: «Если ты сердишься на малыша, ты можешь нам об этом сказать, но ты не можешь бить его или кричать».

Вы можете просить старшего ребенка о помощи (подать подгузник, сходить в аптеку, принести бутылочку, покачать малыша), но не превращайте его в няньку. Помните, что у старшего есть свои дела и обязанности.

Обращаясь к старшему, используйте просьбу («Ты не мог бы мне помочь?», «Если тебе не трудно, пожалуйста»), а не приказ («Ты должен мне помогать», «Заботиться о маленьком — твоя обязанность»). Не забудьте поблагодарить и похвалить своего первенца.

Не сталкивайте детей между собой, ставя их в пример друг другу. «Посмотри, как малыш хорошо поел, не то, что ты». Вы можете сказать: «Покажи младшему, как нужно кушать, он еще не научился делать это так хорошо, как ты».

Попросите папу или бабушку хотя бы недолго посидеть с младенцем, а сами отправьтесь со старшим в магазин (чтобы купить что-то для него, а не для малыша) или на прогулку.

Не заставляйте старшего играть с младшим. Силовые приемы здесь не помогут. Пусть пройдет немного времени, и старший ребенок сам проявит интерес к малышу.

Избегайте в разговоре таких фраз, как: «Ты старший — ты должен ему уступать», «Ты уже большой, а он маленький и ничего не понимает», «Ты уже взрослый, зачем тебе это?». Это может спровоцировать протестные реакции и негативное отношение к младшему ребенку.

Помните, что от родителей и ближайших родственников зависит, как ребенок адаптируется к своей новой роли. Старайтесь быть нежными, ласковыми и терпеливыми с обоими детьми. Не забывайте и о себе, найдите время для отдыха, расслабления, встреч с друзьями. Если вы будете счастливы сами, то вы сможете сделать счастливыми и своих детей.

Рождение второго ребенка: как подготовить первенца

В семье новорожденный. Что чувствует старший ребенок?

Рождение второго ребенка — важное событие не только для родителей, но и для их первенца. Нужно ли готовить ребенка к появлению младенца? Когда рассказать о беременности и что должен знать старший ребенок?

Некоторые родители не уделяют особого внимания этим вопросам. «Он еще маленький, все равно не поймет», «Зачем говорить, и так будет все ясно», «Пусть это будет сюрпризом».

Но дети, независимо от возраста, чувствуют изменения в жизни семьи, улавливают перепады в настроении, реагируют на ссоры. С возникшими переменами у них может нарушиться режим дня, появиться плаксивость, беспокойство или отказ от еды. Маленький ребенок не может задать вопрос, сказать о своих переживаниях, но он хорошо интерпретирует состояние родителей.

Поэтому важно говорить о предстоящих изменениях. Тогда, как правило, дети лучше адаптируются к новой ситуации и новому ритму жизни семьи.

Поговорим об этом

В раннем возрасте ребенок начинает познавать мир и чувствует себя в нем еще не очень уверенно. Для малышей важен покой и стабильная обстановка, поэтому слишком долгое ожидание может вызвать беспокойство и тревогу. За 2-3 месяца до родов скажите о том, что у вас скоро появится еще один малыш. «Мама с папой тебя очень любят. У мамы и папы скоро будет еще один малыш».

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста не стоит подробно и слишком заблаговременно обсуждать тему предстоящего появления младенца, они не любят долгого ожидания, оно может смениться раздражением и недовольством: «Ну, когда же он появится?» Подготовку лучше начать за 3-4 месяца, действуя тактично и аккуратно. Бывает, что ребенок, услышав новость, не расспрашивает родителей про будущего малыша. В этом случае проявите понимание, не давите на ребенка — ему просто нужно время на то, чтобы справиться со своими чувствами.

Ожидание второго ребенка — хороший период для того, чтобы укрепить эмоциональную связь с первенцем. Старайтесь проводить больше времени вместе. Во время бесед о будущем малыше вспоминайте то время, когда ваш старший ребенок был крохотным младенцем. Можно всем вместе посмотреть фотографии первенца, где он еще маленький. «Здесь ты совсем маленький, ты умел только спать, сосать грудь и кричать. А сейчас ты умеешь ходить, говорить, играть, прыгать» (перечисляйте достижения ребенка). «Когда появится братик, он тоже будет таким маленьким, каким был ты. Он не сможет сразу играть с тобой, сначала он будет спать, просить есть или смотреть на тебя».

Навещайте друзей, у которых есть новорожденный, чтобы старший ребенок мог изучить младенца, рассмотреть, подарить ему игрушку.

Старший ребенок может поучаствовать в оформлении детской или уголка для будущего малыша. Нарисовать рисунок и повесить его над кроваткой, выбрать плакат или повесить свою фотографию.

Предоставьте старшему возможность открывать подарки, которые принесут новорожденному. Приготовьте подарок своему первенцу от будущего малыша и не забудьте вручить его при знакомстве детей друг с другом.

Подростковый период имеет свои особенности. Подростку не нужно объяснять, что такое младенец и откуда он берется. Но важно сохранить с ребенком доверительные отношения и не утаивать информацию, дожидаясь, когда старший «сам поймет». Не ждите, когда ребенок догадается, или случайно услышит ваш разговор, или узнает от друзей или знакомых. В этом случае он может подумать, что вы с ним не считаетесь или вам неловко сообщать о беременности.

Новость о беременности матери влечет за собой внимание к сексуальной жизни родителей. Об этом стоит говорить спокойно, тактично и без смущения. Девочек часто беспокоит физиологический аспект беременности и родов. «Маме будет больно, это страшно, а вдруг с ней что-то случится?» Отнеситесь с пониманием к чувствам и переживаниям дочери. Используйте книги, детские энциклопедии, видеоматериалы (соответствующие возрасту) и развейте страхи ребенка. Поощряйте вопросы и старайтесь искренне отвечать на них.

Как снизить тревогу ребенка перед родами?

Чтобы снизить тревожность и страхи ребенка накануне рождения малыша, можно использовать следующие приемы:

  • Расскажите ребенку, что вас не будет несколько дней. Пусть он поможет вам собрать необходимые вещи.
  • Не изолируйте ребенка накануне рождения малыша, отправляя его погостить к бабушке или к родственникам без объяснения причин. Не стоит предъявлять младенца в качестве «сюрприза». Для старшего ребенка очень важно быть с вами в этот период.
  • Пока вы будете в роддоме, близкие могут организовать досуг ребенка (поход в кино или в парк).
  • Дайте ребенку на хранение какой-нибудь предмет, который имеет для вас ценность (любимая книга, игрушка, предмет одежды, украшение). Ребенок будет знать, что вы его не бросили и обязательно вернетесь.
  • Поручите старшему несколько своих обязанностей на время, пока вас не будет (кормить кошку, поливать любимый цветок, проверять почту). Пусть он ощущает себя важным человеком.
  • Договоритесь о том, как вы будете общаться во время вашего отсутствия дома (телефон, электронные письма).

Запретные или «плохие» чувства

Настал долгожданный момент, вы в предвкушении. Не спешите строить идеальный сценарий. Бывает, что старший ребенок, приходя встречать вас в роддом, не обращает никакого внимания на новорожденного младенца. Дайте ему время — сейчас он пришел к маме, по которой сильно скучал. Обнимите и поцелуйте старшего, поговорите с ним, а потом покажите младенца.

Не проецируйте на старшего ребенка свои чувства и надежды: «Ты обязательно полюбишь малыша, вы сможете вместе играть, ты станешь о нем заботиться. « Будьте готовы к тому, что старший ребенок может испытывать и негативные эмоции: раздражение, гнев, обиду, ревность и т.д.: «Я его не хочу, давай его выбросим. Пусть его заберут. Он плохой, без него было лучше». Не ругайте его за это. Пусть ребенок поделится своими переживаниями, расскажет о том, что его тревожит.

Бывает обратная ситуация, когда старший ребенок стремится быть таким, каким хотят видеть его родители: милым и любящим. «Посмотрите, как он любит свою сестренку», «Он так радуется, когда ее видит». Старший ребенок в это время гладит, целует и обнимает малыша. Казалось бы, о чем беспокоиться? Но не может быть все настолько идеальным. Не исключено, что ребенок подавляет свои негативные чувства по отношению к младенцу. Позвольте малышу выражать негативные эмоции: в беседе с вами, в рисовании или игре.

Если же негативные переживания будут замалчиваться, тогда через какое-то время может появиться невротическая симптоматика (кусание ногтей, сосание пальца, энурез, энкопрез, тики, заикание и др.), и тогда уже не обойтись без помощи специалиста.

Помните, что ребенку нужно примерно полгода, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Постарайтесь, чтобы его режим сильно не изменился. Он так же спит в своей кроватке, у него не забрали игрушки, чтобы отдать малышу, он продолжает ходить в детский сад или школу, он может смотреть любимые мультики или играть на в привычном месте.

Помогите старшему найти место в комнате, где он сможет хранить свои вещи и игрушки, которыми не захочет делиться с малышом. Пусть это будет его личное пространство.

Сейчас старшему ребенку понадобится много тепла, ласки и любви — больше, чем прежде. Ему нужно убедиться в том, что он так же нужен родителям.

Регресс или игра «в младенца»

«Он снова как будто стал маленьким. Просит грудь или бутылочку, писает в штанишки, требует, чтобы его покачали, как младенца. Он стал беспокойным и плаксивым». Что произошло со старшим ребенком, который утратил приобретенные навыки?

Это так называемый временный регресс (ребенок вернулся на предыдущую стадию развития). Это реакция на изменившуюся ситуацию в семье. Ребенку нужно побыть в прошлом — там ему было спокойно и безопасно, мама была рядом. Главное, чтобы этот период не затянулся и ребенок продолжал развиваться дальше.

Если вы столкнулись с регрессом, не пугайтесь и не паникуйте. Пусть лучше ребенок открыто выразит свои чувства, чем спрячет их глубоко внутри. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка за такое поведение, он делает это не специально.

Попробуйте поддержать игру «в младенца» — «запеленайте» старшего ребенка, покачайте его. Играйте по 10-15 минут в день. Пусть ваш первенец снова побудет младенцем. Как только он переварит новые впечатления, проиграет свои чувства, потребность в этой игре отпадет, ему это будет не нужно. Как правило, этот период занимает 2-3 недели.

Если вы видите, что данный период затянулся более чем на 2 месяца, лучше проконсультироваться с психологом. Возможно, переживания ребенка слишком болезненны, тогда период регрессии может затянуться и повлечь за собой осложнения.

Выбираем стратегию поведения

«Как помочь старшему ребенку в этот период? Как лучше себя вести? Просить ли его о помощи?» Подобные вопросы часто задают себе родители.

Прежде всего, обозначьте границы: «Если ты сердишься на малыша, ты можешь нам об этом сказать, но ты не можешь бить его или кричать».

Вы можете просить старшего ребенка о помощи (подать подгузник, сходить в аптеку, принести бутылочку, покачать малыша), но не превращайте его в няньку. Помните, что у старшего есть свои дела и обязанности.

Обращаясь к старшему, используйте просьбу («Ты не мог бы мне помочь?», «Если тебе не трудно, пожалуйста»), а не приказ («Ты должен мне помогать», «Заботиться о маленьком — твоя обязанность»). Не забудьте поблагодарить и похвалить своего первенца.

Не сталкивайте детей между собой, ставя их в пример друг другу. «Посмотри, как малыш хорошо поел, не то, что ты». Вы можете сказать: «Покажи младшему, как нужно кушать, он еще не научился делать это так хорошо, как ты».

Попросите папу или бабушку хотя бы недолго посидеть с младенцем, а сами отправьтесь со старшим в магазин (чтобы купить что-то для него, а не для малыша) или на прогулку.

Не заставляйте старшего играть с младшим. Силовые приемы здесь не помогут. Пусть пройдет немного времени, и старший ребенок сам проявит интерес к малышу.

Избегайте в разговоре таких фраз, как: «Ты старший — ты должен ему уступать», «Ты уже большой, а он маленький и ничего не понимает», «Ты уже взрослый, зачем тебе это?». Это может спровоцировать протестные реакции и негативное отношение к младшему ребенку.

Помните, что от родителей и ближайших родственников зависит, как ребенок адаптируется к своей новой роли. Старайтесь быть нежными, ласковыми и терпеливыми с обоими детьми. Не забывайте и о себе, найдите время для отдыха, расслабления, встреч с друзьями. Если вы будете счастливы сами, то вы сможете сделать счастливыми и своих детей.

Смотрите еще:

  • Ст 1612 коап рф Решение Краснодарского краевого суда от 03 мая 2017 г. по делу N 12-1612/2017 (ключевые темы: перевалка грузов - государственная экологическая экспертиза - экспертная комиссия - морской порт - хозяйственная […]
  • Частный детский сад оплата материнским капиталом Оплата частного детского сада материнским капиталом Ребенок в семье это не только радость, но и многочисленные финансовые траты. Прекращаешь покупать подгузники и пеленки, приходит черед расходовать средства […]
  • Часть 1 статьи 84 тк рф Статья 84 ТК РФ. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора Ст 84 ТК РФ с комментариями и […]
  • Марфино мировой суд Марфино мировой суд Извлечение из "Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" Статья 126. Порядок вынесения судебного приказа 1. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в […]
  • С какого момента наступает лишение прав С какого момента наступает лишение прав Вопрос Здравствуйте! С какого момента считается 1 год по 130ой ? С момента происшествия (именно тогда изъяли физически водительское удостоверение) или со дня […]
  • Как написать расписку при покупке дома Пишем по образцу расписку о получении задатка при покупке квартиры При покупке квартиры граждане могут так определить порядок расчетов, что покупатель уплатит продавцу часть договорной суммы в виде […]
  • Глава доверенность в гк рф Статья 185. Общие положения о доверенности 1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. 2. Доверенности […]
  • Написать письмо герасиму Написать письмо герасиму Герасим: ну погода. 10 градусов, ветер, дождь не перестаёт, октябрьГерасим: я топил сегодня печку. Коняшко: собаки кончились? Что нового я узнала, проверяя сочинения моего 5го […]