Конспекты занятий по правам ребёнка в начальной школе

Конспект занятия «Первое знакомство с Декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка» в подготовительной группе к школе

Программное содержание: Познакомить детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других. Воспитывать уважение к другим людям.

Словарь: Документ, декларация, конвенция.

Материал: Документы “Декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”; карта России, глобус, иллюстрации с изображением людей разной расы, разных национальностей, люди на отдыхе, дети учатся в школе, лечатся у врача. “Цветик – семицветик” для игры. Иллюстрации к сказкам “Волк и семеро козлят”, “Теремок”.

Ход занятия

Воспитатель собирает всех детей около карты России.

– Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне). Наше государство очень большое, посмотрите на карту, и богатое, а богато оно своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете? (Правила поведения за столом, в транспорте, правила дорожного движения). Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны уметь оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила-законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того чтоб человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги – сборники документов. Слово “документ”, означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно или нет, по закону или нет. Давайте повторим, как называется книга – сборник? (Документ).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и показывает им книгу “Декларация прав человека”.

Первый документ, о котором я вам расскажу, — “Декларация прав человека”. Слово “декларация” означает заявление. Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны.

В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование;

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.

Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка. Давайте повторим, как называется документ? (Конвенция).

Воспитатель показывает “Конвенцию о правах ребенка”.

Конвенция – договор, то есть несколько стран договорились защищать права детей и решили:

– каждый ребенок имеет право на имя и гражданство,
– дети имеют право жить с родителями,
– имеют права на здоровье,
– право на обучение,
– право на отдых,
– право не подвергать жестокому и небрежному обращению и другие права.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены права. Дети рассматривают картинки, а воспитатель дает по ним пояснения.

– Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется “Цветик – семицветик”. На каждом лепестке нарисованы “знаки – символы”, нужно собрать цветок и рассказать о выбранном знаке.

Дети играют в игру. Игра может повторяться в зависимости от количества детей.

– А теперь давайте поиграем в игру “Кто нарушил права”. Вспомним сказку “Волк и семеро козлят”, посмотрите на иллюстрации и скажите, кто, и какое право здесь нарушил.

Дети рассматривают иллюстрации и называют нарушенные права. Также проводится игра по сказке “Теремок”.

– Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и что нового узнали.

Дети называют интересные моменты занятия и названия правовых документов.

Учебно-игровой урок в 4 классе по теме «Права ребёнка»

Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровой урок .

1. Вступительная часть.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

  1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
  2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
  3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
  4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
  5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
  6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.

«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
«Красная шапочка»

3. Игра «Разрешается — запрещается».

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди — взрослые и дети — имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается — запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы — находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это…( разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)

  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Зла за зло не воздай.
  • Доброе слово лечит, а худое калечит.
  • Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)

— Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

5. Подведение итогов

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

Конспект занятия «Права ребенка»

Цели:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: шляпа, конверты, схемы прав, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями).

– Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны? Начнём.

II. Основная часть.

1-й конверт.

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?

– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные иена.

Игра « Шляпа знакомств».

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2-й конверт.

– А следующий конверт откроет….

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?

– Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша дедушке?

– Кто Маша бабушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья»

Ребус «7Я».

– Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

– Правильно, это слово семья.

3-й конверт.

– А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)

– О каком праве пойдёт речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Ти поросёнка, Рукавичка).

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

4-й конверт.

– А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Физминутка.

– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5-й конверт.

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

– Послушайте стихотворение К.И. Чуковского «Барабек».

– Почему у Робина Бобина заболел живот?

– Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

– Кто из вас нуждается в скорой помощи?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).

6-й конверт.

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь кассета, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

7-й конверт.

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

III. Итог.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришло её одно письмо)

– Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №4. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Конспект занятия для школьников «Права и обязанности детей»

Ирина Солнцева
Конспект занятия для школьников «Права и обязанности детей»

Конспект занятия «Права и обязанности детей»

Задачи: Закрепить знания детей об основных правах ребенка; воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать воспитанникам единство прав и обязанностей. Воспитывать уважения к высказываниям товарищей.

Оборудование: Презентация к занятию, рисунок дерева, карточки – картинки, ладошки по количеству детей.

Организационный момент «Дерево желаний»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Желтый лист — будут настойчивы.

Красный лист – проявят активность.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Гаснет свет. На экране появляются слайды (слайд 2). Голос за кадром:

— Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы: (слайд 3)

Что люди могут делать и что не могут?

На что люди имеют право и на что не имеют?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах.

И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека. (слайд 4) А есть ли права у детей?

Соцпедагог: Как у всех других людей

Есть права и у детей.

Права у детей, конечно же, есть. Ребята, вы живете в стране, где взрослые заботятся о том, чтобы соблюдались ваши права. Но каждый, даже самый маленький гражданин страны, кроме прав имеет еще и обязанности. Наше занятие называется «Права и обязанности детей»

(слайд 5). Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

Часто в разговоре между людьми можно услышать фразу: «Я имею на это право». Как вы понимаете, что такое право? … (дети высказываются) А теперь сравним ваш ответ с определением в словаре. (зачитывает) (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) т. е. «Право — возможность что-нибудь делать, осуществлять» (слайд 6).

Соцпедагог: Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами. Права детей всего мира записаны в специальном документе. Как он называется? (Конвенция о правах ребенка) (слайд 7). Правильно, Конвенция о правах ребенка принята в 1989 году Организацией Объединенных наций. Ежегодно 20 ноября во всем мире отмечается день прав ребенка. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Соцпедагог: Какие же права есть у детей? Сегодня мы вспомним некоторые из них. Но прежде я хотела бы вам предложить задание: перед вами карточки — картинки, в которых спрятались права, подумайте и обсудите, какие права есть у вас.

Соцпедагог: (слайд 8) (нажимаем) карточка №1 – (нажимаем) право на медицинское обслуживание. (нажимаем) 2- (нажимаем) право на образование, (нажимаем) 3 — (нажимаем) право иметь жилище и личное имущество, (нажимаем) 4 — (нажимаем) право на свободу, (нажимаем) 5 — (нажимаем) право на любовь и заботу.

Соцпедагог: Ребята, вы назвали ваши основные права, которыми вы пользуетесь в нашем центре. А умеете ли вы ими пользоваться? Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Ответьте литературному герою, пользуясь статьями Конвенции прав ребенка.

• Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества)

• Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Не имеешь права лишать меня права на любовь и заботу)

• Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

• Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Воспитатель: Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – у нас в центре, в школе, на улице, в общественных местах. Как вы думаете, в чем отличие между правами и обязанностями? (права – это то, что может делать каждый, обязанности — это то, что должен делать каждый). Каждому праву соответствует обязанность. Вы назвали ваши права, которые строго соблюдаются в нашем центре. Давайте попробуем сформулировать ваши основные обязанности.

1. Вы имеете право на медицинское обслуживание. (слайд 9) Какая ваша обязанность соответствует этому праву? (обязанность заботиться о своем здоровье) (слайд 9 нажимаем)

Упражнение «Закончи предложение»

Закончите фразу «Я забочусь о своем здоровье и поэтому я…»

Физминутка для глаз (слайд 10 – 23)

Воспитатель: Все вы учитесь в школе, а значит пользуетесь правом на образование. (слайд 24 нажимаем) Как в центре «Зина» обеспечивается это ваше право? (помогают готовить уроки, у нас есть место для приготовления уроков, предоставляют необходимую литературу).

Упражнение «Права и обязанности»

Какие у вас есть обязанности, связанные с правом на образование мы сейчас узнаем. Из предложений подчеркните только те, которые относятся к вашим обязанностям.

Так какие обязанности есть у школьников? Теперь давайте запишем ваши основные обязанности. (хорошо учиться, посещать все уроки, делать домашние задания) (слайд 24 нажимаем)

Соцпедагог: Ребята у вас есть право иметь жилище и личное имущество. (слайд 24 нажимаем)

Вы живете в светлых, уютных, чистых комнатах. Каждый день вы дежурите в группе. Как вы думаете, обязаны ли вы это делать? (да, мы обязаны соблюдать свое жилище в чистоте). (слайд 24 нажимаем)

У вас есть личные вещи. Представьте такую ситуацию.

— О, Саша сумку свою забыл. Посмотрим, что у него тут лежит. Машинка. Пока Саши нет поиграю. Ой, сломалась. Ну и что, не будет вещи свои оставлять.

Соцпедагог: какое право нарушил мальчик? (Право на личную собственность). Какая ваша обязанность связана с этим правом? (Не брать без разрешения чужие вещи, не портить чужие вещи) (слайд 24 нажимаем)

Перед занятием мы попросили вас сдать ваши сотовые телефоны. Не нарушили ли мы ваши права? (нет. во время занятий может прийти СМС или звонок, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний).

Воспитатель: У каждого человека, взрослого и маленького есть право на свободу (слайд 24 нажимаем, т. е. право свободно выражать свое мнение, иметь свободу мысли. Но часто так случается, что некоторые дети понимают это неправильно. По их мнению, пользоваться правом на свободу мнения, значит говорить неправду и вещи, унижающие другого человека. Какие обязанности вы можете назвать, связанные с этим правом? (не говорить неправду, не оскорблять других) (слайд 24 нажимаем)

У каждого из вас ладошка с вашим именем, по моей команде вы передаете ладошку соседу справа. Получив ладошку с именем вашего соседа, вы должны сказать то, что вам нравится в этом человеке. Упражнение выполняется до тех пор, пока ваша ладошка не окажется у вас.

Воспитатель: Приятно вам было слышать, как отзываются о вас ваши друзья? Давайте чаще говорить добрые слова другим и добро вернется к вам.

Соцпедагог: Каждый из вас имеет право на любовь и заботу. (слайд 24 нажимаем) Вы живете в нашем замечательном центре. Кто здесь заботится о вас? С вами рядом столько людей готовых прийти к вам на помощь. А нуждается ли кто-то в вашей помощи? (взрослые, младшие дети)

Какая ваша обязанность связана с этим правом? (помогать младшим, помогать и уважать старших).

Упражнение «Лучики добра»

Соцпедагог: Сегодня у вас есть замечательная возможность. Расскажите нам о том, как вы помогаете, как проявляете заботу о других. (слайд 25)

Соцпедагог: Ребята, от вашего тепла и заботы даже солнышко стало светить ярче.

Воспитатель: Легко или трудно было найти обязанности, соответствующие каждому праву? Какой вывод каждый из вас сделал после сегодняшнего занятия? (Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других такие же права. Кроме прав у каждого есть и обязанности) Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. И на память мы бы хотели вручить вам памятку с добрыми советами. Следуйте им, и у вас все будет хорошо.

Конспект занятия на тему: «Наши права» Подготовительная группа Конспект занятия на тему: «Наши права» Подготовительная группа Задачи: закрепить знания детей о Конвенции о правах ребенка, Продолжать развивать.

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей» Большое значение при выполнении задач по социально-личностному развитию детей имеет создание соответствующей возрасту среды в группе: игровые.

Конспект занятия в начальной школе. Права детей

Заметка: занятие ориентировано на младший школьный возраст, но можно адаптировать и для старшего дошкольного возраста.

Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.
2. Развивать аналитическое и критическое мышление.
3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.
Оборудование: набор карандашей, «Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка», жетоны, «Живое право. Книга для преподавателя».

1. Организационный момент.
2. Разминка.

— Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах — капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть — у себя).
— Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.)
— Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).
— Снова играем! ( Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).
— Что вам не понравилось в ходе игры?
— Почему вам показалась игра нечестной?
— Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?
Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. ( На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).
-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?
Что наша жизнь – игра… И на уроках права вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры — законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.
— Составьте словосочетание со словом « право».
— Как называется основной международный документ по правам человека? ( Всеобщая декларация прав человека)
— А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
— Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
— Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.

3. Сообщение темы урока.
— Мы приступили к изучению нового раздела — «Права детей». Наш первый урок посвящен международным документам о правах детей.
4.Объяснение нового материала.
— Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
1)Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
2) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)
Декларация ( с лат. «провозглашение»),
Конвенция ( с лат. «соглашение»).
— Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию,приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на уроке.
— Итак, Конвенция — очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.
— Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет)
(На доске учитель схематично изображает ребенка)
— Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.)
— Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.
Все права можно разделить на 3 группы:
Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)
— Сейчас вы получите «Сокращенный вариант Конвенции» и будете работать в группе. Вашу работу я буду оценивать по следующим критериям: активность, дисциплинированность, быстрота и правильность ответов. Итак, у вас три минуты, чтобы выяснить, какая из статей является, по вашему мнению, приоритетной.

5. Работа по группам.

6. Проверка работы групп.
Учитель обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

7. Закрепление изученного материала.
— Как вы себя чувствуете? Как температура?
А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.
Шкала оценки:
1-никогда,
2-редко,
3-часто,
4-всегда.
1) В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
2) В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
3) Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4) Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
5) В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
6) Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7) Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8) Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9) Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура -36 градусов «прав человека».
— У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.
— Как вы думаете, почему результат низкий?
— От кого зависит температура прав человека в школе?
— Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
Это и будет вашим домашним заданием.

8. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.

9. Итог занятия
— Назовите основные международные документы по правам ребенка?
— В чем разница Конвенции и Декларации?
— Кого в Конвенции считают ребенком?
— Назови основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право — право знать о своих правах.
— Занятие окончено.

Классный час для учащихся начальной школы «Права и обязанности ребёнка»

Анна Балан
Классный час для учащихся начальной школы «Права и обязанности ребёнка»

Автор: Балан Анна Валентиновна

Учитель начальных классов

МБОУ «Порожская ОШ»

Тема: «Права и обязанности ребёнка»

• Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

• Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

• Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Задачи: Закрепить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.

Планируемый результат: выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни;

1. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

3. В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;

• строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять анализ предлагаемых объектов;

4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• контролировать действия партнёра;

•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Ход занятия

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

У: Радостно от того, что мы собрались снова вместе для серьёзного разговора.

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду! (слайд 1)

У: Как понимать последние слова?

— Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка (слайд 2)

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

У: Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

— Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности ребёнка»)

— Как вы понимаете, что такое право? …

-Из словаря Ожегова: «Право — возможность что-нибудь делать, осуществлять» (слайд 3)

— Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

— Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны — 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН, её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом.

— В Конвенции 54 статьи.

— Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

— Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.

4. Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)

У: Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.

— Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.

(Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые).

Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды /мнение/.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на защиту от эксплуатации и насилия.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на неприкосновенность жилищ.

Право на защиту своих прав (слайд 4)

— Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

5. Практическая часть классного часа

1. Игра «Какими правами пользуются герои вашей книги?».

Чуковский К. «Айболит», Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Крылов И. А. «Стрекоза и муравей» (слайд 5)

2. Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции.

Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята… Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:… Не имеешь права меня эксплуатировать.

Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

Серая Шейка:… Не имеешь права лишать меня жизни.

Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

Герда… Не имеешь права лишать меня имущества (слайд 6)

3. Викторина «Нарушение прав литературных героев».

1) В какой сказке нарушено право на жизнь?

2) У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?

3) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

4) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (слайд 7)

У: Почему же было плохо литературным героям? (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)

— Какой вывод можно сделать? (Нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)

У: Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.

6. Обязанности. Анализ ситуаций

У: Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

У: Кто прав?

Почему Дима должен был выучить стих?

— О чем забыл Дима в сценке? (Об обязанностях)

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

У:Как вы понимаете, что такое обязанности? .

— Обратимся к словарю: «Обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения» (слайд 8)

У: Какие же у вас есть обязанности?

7. Работа в группах.

— Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

Обязанности:

слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание;

соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

соблюдать правила поведения в школе (слайд 9)

У: Давайте повторим некоторые из них:

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5. Береги школьное имущество.

6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет (слайд 10).

У: Давайте подведём итоги:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй)

А ещё? (Уважай чужие права)

— И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

— И всему классу я дарю календарь в наш классный уголок.

— А какое право отмечено в календаре? (Право на отдых)

— Какое ещё право вы приобрели? (Владеть имуществом)

— На этом наш классный час подошел к концу.

— Спасибо за работу и активное участие (слайд 11)

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Памятка каждому ученику:

Обязанности школьника.

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5. Береги школьное имущество.

6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

Будем учиться дружить. Классный час в начальной школе Цель урока: расширить представление о дружбе. Задачи урока: 1. Предметные: а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг».

Конспект мероприятия «Права и обязанности детей и взрослых» для детей старшей группы Конспект мероприятия на тему «Права и обязанности детей и взрослых» Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах.

Новогодний мюзикл для учащихся начальной школы «Мир добрее станет» Звучат новогодние фанфары Открывается занавес Ведущий: Конец декабря. У всех жителей города Тюмени предновогоднее настроение. И все готовы.

Педагогическая гостиная «Знай права и обязанности» Цель: провести гостиную для педагогов ДОУ, знакомя с правами и обязанностями для подготовки детей к достойной жизни в обществе. Задачи:.

Приобщение к социокультурным ценностям. Тема: Права и обязанности ребенка. Ребята, на земле живет большое количество людей. Каждый из них имеет свое мнение, свои желания, поэтому в каждой стране имеется свод законов,.

Проект для учащихся 2 класса «Классный перчик» Название проекта: «Классный перчик». Руководитель проекта: Ковалева А. Г. Помощники проекта: Петрова Е. А. Учебный предмет, в рамках которого.

Родительское собрание в форме вечера вопросов «Права ребенка — обязанности родителей» Вечер вопросов и ответов. Родительское собрание «Права ребенка — обязанности родителей» Цели: познакомить родителей с основными правами.

Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы Цель: напомнить учащимся Правила дорожного движения, убедить в необходимости соблюдения этих правил. Подготовительная работа: попросить.

Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения Лунатиков» для учащихся начальной школы Сценарий «Новогодние приключения Лунатиков» был разработан и поставлен в декабре 2014 года в Центре детского творчества «Аист» с. Туруханск.

Урок мужества для учащихся начальной школы Помнят люди (урок памяти) Цели: 1) познакомить обучающихся с битвой за Сталинград; 2) способствовать воспитанию чувства уважения к людям.

Смотрите еще:

  • Статья коап об осаго Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской […]
  • Взыскание алиментов с мужа Взыскание алиментов в Украине на содержание одного из супругов Взыскание алиментов в Украине на содержание одного из супругов Для заказа юридической услуги при взыскании алиментов, свяжитесь с нами: тел: +38 […]
  • Нужна ли доверенность если есть страховка Отмена доверенности: что нужно для управления чужой машиной Соответствующие изменения прописаны в законе №8397 от 15.04.2011 года (О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно […]
  • Материнский капитал на жилой дом Как купить дом за материнский капитал? В 2018 году самым популярным направлением расходования средств материнского капитала остается улучшение жилищных условий. Многие семьи предпочитают расходовать деньги […]
  • Расписка за получение аванса за земельный участок Расписка о получении задатка Расписка о получении задатка пишется продавцом от руки и отдаётся покупателю. Тот её хранит до окончания сделки купли-продажи квартиры и окончательных расчётов. (паспорт серії __ […]
  • Ходатайство об отложение судебного заседания в связи с отпуском об отложении судебного заседания OБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: […]
  • Как подать исковое заявление в другой город Рекомендации по подаче иска в суд Как оформить исковое заявление в суд Исковое заявление - это основной документ, где излагается суть возникшего спора. Закон не дает какой-либо типовой формы искового […]
  • Хулиганство квалифицирующие признаки Хулиганство. Квалифицирующие признаки этого преступления. Library UA Любые студенческие работы - ДОРОГО! 100 р бонус за первый заказ Преступления, связанные с нарушением общественного порядка. […]