Характеристика судебная власть

Характеристика судебная власть

116 Судебная власть в Украине: общая характеристика

Необходимость реформирования судебной власти возникла со времени провозглашения суверенитета и независимости украинского государства, начала процесса реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, утверждения рдження верховенства права в общественной жизни. Именно на это ориентирована. Концепция судебно-правовой реформы, одобренная. Верховной. Радой Украины 28 апреля 1992 г.. Этот процесс углубляется и развивается. Конс титуциею Украине. Так, уже в ст бы. Конституции Украины использованы категорию»судебная власть», которая является частью доктрины разделения властей в правовом государстве. Это ведет к реальному разделения властей на законодательную, просмотр онавчу и судебную, а по последней признается самостоятельность и независимость, невозможность для других государственных органов и должностных лиц выполнять функции и полномочия, которые являются компетенцией органов право судьямисуддя.

Еще один чрезвычайно важный аспект этой проблемы видится в том, что хоть основу судебной власти в Украине составляют судебные органы, которые различаются по компетенции и юрисдикции, но все имеют одно при изначення — защита прав и свобод граждан, конституционного строя, национальной безопасности, территориальной целостности, соблюдения законности и справедливости в обществе. При этом обеспечение реализации предусмотренных. Конституцией Украины прав и свобод человека и гражданина составляет главное содержание деятельности органов судебной власти. Конституция гарантирует право на обжалование в суде решений, действий или бездействующих ости органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных осиіб.

Проблемы судебной власти в значительной мере урегулированы в разделе VIII. Конституции Украины. Согласно. Конституции Украины, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. А это озна ачае, что судебной защите подлежат все права, свободы и обязанности граждан, а также то, что все общественные отношения, урегулированные нормами права, в случае возникновения спора могут быть предметом судовог в рассмотрениеду.

Конституционный. Суд Украины входит в судебной власти как ее самостоятельный субъект, является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов. К. Конституции Украины, дает официальное толкование. Конституции Украины и законов Украины.

Конституционный. Суд Украины состоит из 18 судей. Конституционного. Суда. Президент Украины,. Верховная. Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей. Конституционного. Суда Украины

Судьей. Конституционного. Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг 40-летнего веху, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживает в Украин ни в течение последних 20 лет и владеющий государственным языком. Судья. Конституционного. Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным на повторный строк.

Председатель. Конституционного. Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании. Конституционного. Суда Украины из состава судей. Конституционного. Суда Украины тайным голосованием только на один трехлетний ный стро.

К полномочиям. Конституционного. Суда относится решение вопросов о соответствии. Конституции Украины (конституционности): законов и других правовых актов. Верховной. Рады Украины, актов. Президента Украины и, актов. Кабинета. Министров Украины; правовых актов. Верховной. Рады. Автономной. Республики. Кри.

Эти вопросы рассматриваются по обращениям:. Президента Украины; не менее 45 народных депутатов Украины;. Верховного. Суда Украины;. Уполномоченного. Верховной. Рады Украины по правам человека;. Верховной. Рады. Авто ономнои. Республики. Кри.

Конституционный. Суд также полномочия официально толковать. Конституцию Украины и законы Украины

Решение. Конституционного. Суда является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и что не может быть обжаловано

соответствии с. Законом Украины»О судоустройстве Украины»от 7 февраля 2002 систему судов общей юрисдикции составляют: а) местные суды б) апелляционные суды,. Апелляционный суд Украины в) высшие специализированные. Ован суды г). Верховный суд Украиныи.

Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является. Верховный. Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды

Согласно. Конституции Украины в системе судов общей юрисдикции создаются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций. Военные суды принадлежат к общим судам и осуществляют пр равосуддя в. Вооруженных. Силах Украины и других военных формированиях, созданных в соответствии с законом. Специализированными судами являются хозяйственные, административные и другие суды, определенные как специализированные судди.

Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются. Президентом Украины в соответствии с упомянутым. Законом по представлению. Министра юстиции Украины, согласованному с. Председателем. Верховного. Суда Украины или председателем в соответствующего высшего специализированного суд.

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и городские районные суды, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами е хозяйственные суды. Автономной. Республики. Крымблики. Крым м, областей, городов. Киева и. Севастополя, а местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах в соответствии с указом. Президента Украиныи,

Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. Местные общие суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела об админ нистративного правонарушения. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности. Местные ад нистративного суды рассматривают административные дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юрисдикции), кроме дел администратором ивнои юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют военные судуди.

В системе судов общей юрисдикции в Украине действуют общие и специализированные апелляционные суды. Апелляционными общими судами являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов. Киева и. Севастополя,. А. Апелляционный суд. Автономной. Республики. Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд. Военно-Морских. Сил Украины, а также. Апелляционный суд Украины. При необходимости вместо апелляционно го суда области могут образовываться апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области. Апелляционными специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом. Президента Украинїни.

Апелляционный суд Украины действует в составе: а) судебной палаты по гражданским делам б) судебной палаты по уголовным делам в) военной судебной палаты

Высшими судебными органами специализированных судов является. Высший хозяйственный суд Украины,. Высший административный суд Украины, а также другие соответствующие высшие специализированные суды, которые образуются. Президентом. Укра ны в порядке, установленном указанным законом. Высшие специализированные суды состоят из судей, избранных на должность бессрочно, председателя суда и его заместителейв.

Верховный. Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Верховный. Суд Украины осуществляет правосудие, обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей ю юрисдикцийї.

Верховный. Суд Украины:

а) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов по делам, отнесенным к его подсудности процессуальным законом; пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела, рассмотренные судами по агальнои юрисдикции в кассационном порядке; в случаях, предусмотренных законом, рассматривает другие дела, связанные с исключительными обстоятельствами

б) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, в случае необходимости признает не действующим разъяснения. Пленума высшего спе ециализованого суда

в) дает заключение о наличии или отсутствии в действиях, в которых обвиняется. Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; предоставляет по обращению. Верховной. Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения. Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья

г) обращается в. Конституционный. Суд Украины в случаях возникновения у судов общей юрисдикции при осуществлении ими правосудия сомнений относительно конституционности заковив, иных правовых актов, а также щ относительно официального толкования. Конституции Украины и законов тощ.

В составе. Верховного. Суда Украины действуют: а). Судебная палата по гражданским делам б). Судебная палата по уголовным делам в). Судебная палата по хозяйственным делам г). Судебная палата по административным спра авах г). Военная судебная коллеги.

Для решения внутренних организационных вопросов деятельности. Верховного. Суда Украины действует. Президиум. Верховного. Суда Украины в составе и порядке, определенных законодательством. В. Верховном. Суде Украины действует. Плен нум. Верховного. Суда Украины для решения вопросов, определенных. Конституцией и законодательством Украини.

Для решения вопросов внутренней деятельности судов в Украине действует судейское самоуправление, т.е. самостоятельное коллективное решение указанных вопросов профессиональными судьями. К вопросам внутренней деятельности и судов относятся вопросы организационного обеспечения судов и деятельности судей, социальной защите судей и их семей, а также другие вопросы, которые непосредственно не связаны с осуществлением правосудия. Ри ния по указанным вопросам органы судейского самоуправления принимаются в соответствии с законну.

Конституцией и законами Украины гарантируется независимость и неприкосновенность судей. Независимость судей означает, что они подчиняются только законам и любое воздействие на судей запрещен недотрогу каннисть судей распространяется на переписку, средства связи, документы, служебные и частные помещения. Судьи всех уровней без согласия. Верховной. Рады Украины не могут быть задержанными и арестованными в вынесения обвинительного приговора судодом.

В. Конституции Украины дается исчерпывающий перечень оснований увольнения судьи с должности. Она устанавливает, что судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:

а) истечение срока избрания или назначения (этот пункт касается судей. Конституционного. Суда Украины и судей, впервые назначаются на должность);

б) достижение судьей 65-летнего возраста (независимо от пола);

в) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья (длительная болезнь, увечье, недееспособность);

г) нарушения судьей требований относительно несовместимости. Здесь следует заметить, что в 127. Конституции устанавливает:»Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой полет тической деятельности, иметь представительский мандат, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой»»;

г) нарушения судьей присяги (ее текст формулируется в ст 10. Закона Украины»О статусе судей»);

д) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него. Это означает совершения судьей преступления и поэтому исключает дальнейшую его участие в осуществлении правосудия;

е) прекращения его гражданства, что может быть следствием выхода из гражданства или утраты его;

есть) признание судьи безвестно отсутствующим или объявления умершим (только по решению суда);

ж) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные. На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин. Ук страны не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком судей специализированных их судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судьидів.

Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, который будет установлен в отдельном законе. Но государство согласно. Конституции Украины обеспечивает личную безопасность судей и их семей

Судопроизводство в Украине осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. Основными его принципами являются: законность, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; обеспечь ния доказанности вины; состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду их доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; поддержание государственного обвинения в суде прокурором; обеспечения ния обвиняемому права на защиту; гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установл ених законом; обязательность решений суду.

За неуважение к суду и судье виновные лица привлекаются к юридической ответственности

Согласно. Конституции Украины, в государстве действует. Высший совет юстиции. Она состоит из 20 членов. Верховная. Рада Украины,. Президент Украины, съезд судей Украины»съезд адвокатов Украины, съезд представителей ей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в. Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры по двва.

По должности в состав. Высшего совета юстиции входят. Председатель. Верховного. Суда Украины,. Министр юстиции Украины,. Генеральный прокурор Украины

К ведению. Высшего совета юстиции относятся:

а) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

б) вынесения решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;

в) осуществление дисциплинарного производства относительно судей. Верховного. Суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности су уддив апелляционных и местных судов, а также прокуроре.

Итак,. Высший совет юстиции формируется из компетентных юристов и теоретиков и полномочная не допускать нарушений со стороны судей и прокуроров», а также гарантировать их независимость при осуществлении ния правосудия, в том числе со стороны представителей исполнительной и законодательной ветвей государственной власти при назначении судьи.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Характеристика судебной власти в России

Главная > Реферат >Государство и право

1. Общая характеристика судебной власти………………………4

1.1. Роль судов в демократическом государстве………………. 5

1.2. Место судебной власти в системе органов государственной власти РФ…………………………………………………………………………..7

1.3. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти……………………………………………………………………….9

2. Судебная система РФ ………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………17

В любом правовом демократическом государстве имеет место разделение властей как гарантия от возможной узурпации власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или отдельным лицом. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из ветвей власти имеет свое назначение, задачи и полномочия, необходимые для решения этих задач. Каждая из властей не должна подменять другую, осуществлять ее функции. Таким образом, судебная власть — одна из трех властей, самостоятельная и независимая от законодательной и исполнительной властей.

Осуществляют судебную власть специально созданные и специфические органы — суды. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров. Гражданам предоставлено право обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц и органов, прокурору — обращаться в суд с протестом на незаконные акты, принимаемые местными органами власти и управления. Рассмотрение хозяйственных споров также отнесено к компетенции судов — с этой целью образованы специализированные арбитражные суды.

Образован также Конституционный Суд для рассмотрения дел о конституционности нормативных актов и международных договоров, правоприменительной практики. В некоторых субъектах Федерации также образованы Конституционные Суды. Компетенция суда будет расширяться и в дальнейшем.

1. Общая характеристика судебной власти

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях, так, можно говорить, что судебная власть — это система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. В частности энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Советский энциклопедический словарь — М; 1979 с. 1295 Конституция РФ, содержит специальную главу «Судебная власть», статьи которой определяют не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть — это вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (власть общественного мнения, власть средств массовой информации, «власть толпы»), судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленных Конституцией и другими законами. В то же время власть, это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, а также осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо» Словарь русского языка — М, 1989 Т.1. с. 184.

Анализируя понятие «судебная власть», авторы учебника »Правоохранительные органы», отмечают: «Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу … властью является, то что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не ее исполнитель»./ Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник- М: «Спарк» 2004.с. 33 В.И. Швецов считает, что, «исходя из семантики слова, »власть» следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий». Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник /Под ред. В.И. Швецова — М.; 2004. С 24

1.1. Роль судов в демократическом государстве

В каждом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и отдельные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов и различное понимание права порождает неизбежные правовые конфликты. Задача предотвращения таких конфликтов возложена на правоохранительные органы и, прежде всего суды, как независимое звено государственной власти, призванное своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищать права и свободы людей, утверждать законность и справедливость.

Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, постоянно расширяет сферу действия судов. Судебная власть приобретает универсальный характер, поскольку становится участником осуществления всех функций государства и в то же время она приобретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Независимая судебная власть является центром правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие обеспечивает обществу разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже представляет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, и при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений, пользоваться демократическими процессуальными правами.

Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Демократическое устройство судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или хотя бы ослабить политическое давление на судебную власть/Баглай М.В. Конституционное право РФ. М. 2003. с.635. Этому служит непартийный характер судебного корпуса и подлинная независимость любого суда. Суды разрешают социальные и политические конфликты только в строго юридических формах.

Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой и постепенно возрастает. Наряду с судами общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция, конституционные суды. Функции судебной власти помогают становлению институтов демократии и свободы.

В Российской Федерации граждане еще не имеют доверия к судебной власти, не рассматривают суд, как защитника. Этому способствует неукомплектованность судейского корпуса, недостаточное финансирование судов и юридическая подготовка многих судей. До сих пор в стране не завершена судебная реформа, не приняты многие необходимые законы в области судопроизводства. Но в целом судебная власть приобрела демократическую направленность и формы, способствуя становлению правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.

1.2. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации

Включение в Конституцию РФ концепции разделения властей привело к появлению в курсе российского конституционного права специальной темы о судебной власти. Судебной власти посвящена 7 глава Конституции РФ, принято несколько федеральных конституционных законов:

§ О судебной системе РФ СЗ РФ. 1997. №1.Ст.1.;

§ Об арбитражных судах СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1599.;

§ О военных судах СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.;

§ О Конституционном Суде РФ СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.;

§ О мировых судьях СЗ РФ. 1998. № 51.Ст. 6270.;

§ О народных заседателях;

§ О статусе судей;

§ Об органах судейского сообщества № 30-ФЗ 2002. и другие.

Главы о судебной власти имеются в конституциях и уставах некоторых субъектов РФ. В них принимаются также законы, относящиеся к судебной деятельности, но такое регулирование иногда выходит за сферу предметов ведения субъекта РФ. Конституции закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Это обусловлено необходимостью исключения возможного судебного произвола по отношению к гражданам, закрепления гарантии правосудия, создания иерархической структуры, способной обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать высокий статус и независимость деятелей юстиции.

Одна из статей главы «Судебная власть» посвящена прокуратуре, но прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и обладают различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти.

Судебная власть выступает как разновидность государственной власти наряду с исполнительной и законодательной, и ее органы пользуются самостоятельностью. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает правом фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут признаны ею неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Таким образом, функции и полномочия судебной власти служат противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними составляют единую государственную власть.

Конституция РФ распространяет принцип разделения властей также на субъекты РФ, которые вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны природа судебной власти предполагает функционирование только при своеобразной существовании вертикали судебных органов снизу доверху, и Конституция РФ отдает предпочтение именно такому подходу. В России судебный федерализм признается не соответствующим ее конкретным условиям, с чем не согласны некоторые субъекты РФ. В 1996 году Президент РФ издал Указ о приведении судебного законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством о судах общей юрисдикции, включая военные и арбитражные суды.

В 90-е годы произошла значительная демократизация судебной системы, получившая название судебной реформы, которая при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

1.3. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти

Единство судебной системы РФ проявляется в том, что:

— она устанавливается только федеральными конституционными законами;

— существует единый статус судей на всей территории РФ;

— все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, а также субъектов РФ при условии верховенства федерального права;

— все суды, включая мировых судей, действуют по единым правилам судопроизводства;

— исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ;

— федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

Законом установлен порядок создания и упразднения судов: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются и упраздняются в соответствии с Конституцией РФ, другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) Конституционная юстиция. Это Конституционный Суд РФ, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уставами и законами. Конституционная юстиция не составляет единой системы — конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны.

2) Суды общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москва и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения, мировые судьи, военные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений.

3) Арбитражные суды. Это Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел. Примером служат третейские суды, создающиеся для разрешения конкретного спора соглашениями сторон.

Создание чрезвычайных судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом запрещено. Такие суды не могут создаваться даже при самых экстремальных условиях.

2.Судебная система РФ.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.

Учреждение системы судов государства традиционно является предметом конституционного регулирования, так как речь идет об обеспечении судебных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом под судебной системой понимается совокупность судебных органов, построенная на основе разграничения их компетенции (пределов власти, выражающихся в подведомственности и подсудности дел), деления на звенья в зависимости от административно — территориального деления и организационных связей между отдельными судами, установления процессуальных связей между судебными инстанциями и внутренними структурами самих судебных органов.

Основа построения судебной системы — Конституция Российской Федерации. Но Конституция РФ не устанавливает структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации » //»Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1, который устанавливает соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.

Важно отметить, что в соответствии с Конституцией создание чрезвычайных судов не допускается. Как известно из истории нашего государства чрезвычайные суды создавались за пределами конституционной судебной системы, игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имела ничего общего с правосудием. Вместе с тем Конституция не исключает возможности создания судов специальной юрисдикции (специализированных судов), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды).

Прошло почти 16 лет со дня принятия Конституции, поэтому структура судебной системы в настоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальных норм Конституции, федеральными конституционными законами о судебной системе, о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о военных судах.

В статьях Конституции РФ сформулированы положения о Конституционном Суде РФ (ст. 125), о судах общей юрисдикции (ст. 126), арбитражных судах (ст. 127). Все они относятся к федеральным судам. Но ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации” расширил этот список, в п. 2 ст. 4 Закона указано, что в РФ «действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ». В п. 3 ст. 4 приведен исчерпывающий перечень федеральных судов: «Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов».

Анализ норм ст. 4 данного Закона позволяет сделать следующие выводы:

— судебная система представляет собой сложно организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем;

— судебная система представлена тремя подсистемами — федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;

— конституционные (уставные) суды и мировые судьи образуют подсистему судов субъектов РФ;

— система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный Суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

— подсистемы федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов построены в соответствии с федеративным устройством РФ и ее административно-территориальным делением (ст.5, 65,66,67 Конституции РФ).

Эффективное функционирование судебной системы предполагает создание автономной инфраструктуры организационного и материального обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений и приговоров. В частности, деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества обеспечивает созданный Судебный департамент при Верховном Суде РФ, о чем сказано в ст. 31 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации”. Состав, полномочия данного органа урегулированы в ФЗ РФ от 19.12.1997 г. “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”.

Систему Судебного департамента образуют: Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые судебным департаментом учреждения. Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

Высшим звеном системы является Судебный департамент, который состоит из следующих структурных подразделений: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финансово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел учебных и образовательных учреждений; отдел международно-правового сотрудничества.

Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы РФ: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший Арбитражный, Верховный суды РФ, военные суды. Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня.

Система судов, которым Конституция доверяет осуществление судебной власти, должна быть организована и действовать так, чтобы гарантировать: соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ по реализации функций государственной власти; самостоятельность органов судебной власти и независимую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов; доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан; рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом; быструю и действенную защиту органами судебной власти прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке; право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом; право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Таким образом, судебная система — это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

В Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены. Вместе с органами законодательной и исполнительной власти иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей. Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных началах — товарищеские, третейские суды. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Суды, действующие на общественных началах, не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются государственным принуждением.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, он осуществляет государственную власть в форме правосудия. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров. Суд призван разрешать конфликты в обществе используя государственную власть.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, признав ее незаконной. Однако на практике судебная власть в России еще слаба. «Судебная реформа» призвана для укрепления судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду и соответствующее правосознание граждан воспитывается многими десятилетиями.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ. М. , «Юридическая литература», 1993.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2003

4. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. М. 2002.

5. Смоленский М.Б. Правоохранительные органы РФ. Р на Д. 2004

6. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник /Под ред. В.И. Швецова — М.; «Спарк»2004.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М. 2003.

47. Характеристика судебной власти.

1. Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4.Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

5. Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

6.Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

48. Суд как орган судебной власти.

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Смотрите еще:

  • Глава доверенность в гк рф Статья 185. Общие положения о доверенности 1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. 2. Доверенности […]
  • Доля ребенка в квартире опека Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать […]
  • П179 гк рф Порядок использования тары Вопрос-ответ по теме Является ли пустая тара, которая является собственностью покупателя и возвращающаяся поставщику для новой поставки оформляться м-15 или торг-12? Можно оформить […]
  • Договор на оказание платных услуг в школе Договор на оказание платных услуг в школе Договор об оказании платных образовательных услуг об оказании платных образовательных услуг г. Саратов «____»_________20 […]
  • Выписка из единого госреестра прав на недвижимое имущество Выписка из единого госреестра прав на недвижимое имущество Информация из Государственного реестра прав предоставляется государственным регистратором прав на недвижимое имущество органа государственной […]
  • Отпуск по тк рф сколько дней На сколько оплачиваемых дней отпуска в году может рассчитывать работник Ежегодный оплачиваемый отпуск — это право на отдых, которое гарантирует Конституция РФ каждому гражданину. О том, что право отдохнуть […]
  • Судебная практика по ч 1 ст327 ук рф Судебная практика по ч 1 ст327 ук рф по результатам изучения судебной практики по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных […]
  • Купить гражданский кодекс рф с комментариями Гражданский кодекс РФ на 28.10.2018 г. Аннотация к книге "Гражданский кодекс РФ на 28.10.2018 г" Настоящее издание содержит текст Гражданского кодекса Российской Федерации (первая, вторая, третья и четвертая […]