Досмотр в населенном пункте

«Это ад». Вокруг ж/д вокзала Екатеринбурга установят пункты досмотра, как в аэропорту

В Екатеринбурге с 28 декабря 2017 года изменится схема движения пешеходов по улицам рядом с железнодорожным вокзалом. Как сообщает пресс-служба управления Свердловской железной дороги, ограничения будут введены из-за того, что в этой зоне появятся пункты досмотра.

Попасть на Привокзальную площадь от станции метро «Уральская», согласно схеме, можно будет со стороны переулка Невьянский и по улице Челюскинцев. Пройти на вокзал можно будет только через два специально оборудованных входа с пунктами досмотра и через вход в западном крыле здания, в который можно попасть со стороны станции метро «Уральская». В пунктах досмотра пассажиров будут проверять на металлодетекторах, а ручную кладь и багаж — с помощью рентгеновских установок.

Сквозной проход по улице Вокзальной (вдоль здания вокзала) будет возможен только с прохождением досмотра багажа и ручной клади, заявили в СвЖД. «Процедура досмотра занимает определенное время, особенно в часы пик. Поэтому мы просит граждан отнестись с пониманием к новому режиму работы системы безопасности и рекомендуем пассажирам прибывать на вокзал заблаговременно», — заявили в ведомстве.

Жители города в соцсетях уже отметили, что новая схема прохождения существенно увеличивает время прохода от метро до вокзала. «Это ад! Непрекращающийся ад. И какой-то террор против граждан со стороны #ржд… Вокзал, который два столетия в любом населенном пункте воспринимается как ворота в город, в Екатеринбурге превращен в зону. Мало того, что здание отделили забором непозволительной высоты от площади и города, так еще и до станции метро надо тащиться минимум 10 минут. А с сумками и по морозу -30 — это особенное удовольствие, конечно. В СвЖД — садисты работают, не иначе», — написал на своей странице в Facebook житель Екатеринбурга Дмитрий Москвин.

В комментариях другие горожане заявили, что готовы обратиться в прокуратуру в связи с такими ограничениями.

© Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Аксана Панова, [email protected]

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 380-81-82, e-mail: [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Когда за природу вступается Государственная инспекция…

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист 12 Март 2013 .

Пользуясь природой, люди очень часто нарушают установленные законом нормы и правила. Происходит это, прежде всего, по той причине, что человек надеется на безнаказанность, полагая, что за природу некому вступиться.

На самом деле на страже защиты природы стоят не только общественники-экологи, но и государственные органы, среди которых важное место занимает Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее — Государственная инспекция, ГИ).

Этот орган был образован соответствующим Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 № 45, им же было утверждено и Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее — Положение).

В соответствии с п. 1 Положения Государственная инспекция является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Объем прав, предоставленных должностным лицам ГИ, определен п. 15 Положения. А п. 15.7 Положения содержит бланкетную норму, согласно которой должностные лица Государственной инспекции пользуются иными правами в соответствии с законодательством. Каким именно? Наряду с Положением, основными нормативными правовыми актами, устанавливающими объем и порядок реализации прав должностных лиц ГИ, являются:

  • Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП);
  • Лесной кодекс Республики Беларусь (далее — ЛК);
  • Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 и действующие сегодня в редакции Указа от 23.07.2010 № 386.

В данной статье мы рассмотрим объем прав должностных лиц Государственной инспекции в отношении физических лиц.

Право останавливать транспортные средства

Это право закреплено за ГИ п. 15.1 Положения.

Стоит также отметить, что и ч. 3 п. 9.1 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, устанавливает обязанность водителя останавливаться по требованию должностного лица Государственной инспекции. При этом последний должен быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Проверка документов

Тем же п. 15.1 Положения за ГИ закреплено и право проверять документы на право использования объектов животного и растительного мира, рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций.

У охотника, находящегося в охотничьих угодьях, должностные лица Государственной инспекции могут проверять документы на право охоты. В соответствии с п. 192 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, граждане могут проводить охоту при наличии:

  • действительного государственного удостоверения на право охоты;
  • разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия при охоте с его использованием;
  • охотничьей путевки либо разового разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьей путевки к нему;
  • разрешения на ношение охотничьего оружия и боеприпасов к нему, полученных во временное пользование на время охоты у пользователя охотничьих угодий.

У рыболова должностные лица ГИ могут проверять документы на право платного любительского рыболовства. В соответствии с п. 100 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, организация платного любительского рыболовства осуществляется путем реализации арендаторами (пользователями) рыболовных угодий гражданам путевок на платное любительское рыболовство. При осуществлении платного любительского рыболовства рыболов обязан иметь при себе путевку на платное любительское рыболовство. Лов рыбы без путевки запрещается.

В соответствии со ст. 40 ЛК право пользования участками лесного фонда возникает на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Таким образом, у физических лиц, осуществляющих заготовку лесной продукции, должностные лица Государственной инспекции могут проверить ордер на заготовку древесины и (или) лесной билет.

В случаях если для транспортировки добытых или заготовленных объектов животного или растительного мира требуются сопроводительные документы, должностные лица Государственной инспекции на основании п. 15.1 Положения имеют право проверить их. Так, например, в соответствии с п. 212 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, транспортировка продукции, не предназначенной для использования ее в экономической деятельности пользователя охотничьих угодий, осуществляется при наличии талона на провоз продукции. Однако в соответствии с этим же пунктом транспортировка добытых охотниками без руководителя охоты бобров и выдр осуществляется на основании закрытого разового разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьей путевки к нему, без дополнительных сопроводительных документов.

Кроме того, с момента начала ведения административного процесса должностные лица Государственной инспекции в соответствии со ст. 6.12 ПИКоАП имеют право требовать представления документов, имеющих значение для дела. В первую очередь к таким документам следует отнести документы, удостоверяющие личность, а именно:

  • паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • вид на жительство в Республике Беларусь;
  • удостоверение беженца.

Досмотр вещей

Согласно той же норме п. 15.1 Положения за ГИ закреплено и право производить досмотр вещей, транспортных средств и судов, орудий охоты и рыболовства, заготовки дикорастущих растений, добытой и заготовленной продукции и других предметов. Однако следует различать процедуру досмотра, предусмотренную п. 15.1. Положения, и процедуру проведения осмотра, предусмотренную ст. 10.13 ПИКоАП.

Независимо от факта совершения административного правонарушения либо наличия достаточных оснований полагать, что оно было совершено, должностные лица Государственной инспекции имеют право производить досмотр вещей, транспортных средств и судов, орудий охоты и рыболовства, заготовки дикорастущих растений, добытой и заготовленной продукции и других предметов. В данном случае не требуется наличия каких-либо оснований либо составления процессуальных документов.

В случае, когда имеет место совершение административного правонарушения и проводится осмотр как процессуальное действие в рамках ведения административного процесса, необходимо соблюдение требований, установленных ст. 10.13 ПИКоАП, а именно:

  • наличие достаточных оснований полагать, что в ходе осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении;
  • осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием не менее двух понятых в отсутствие собственника (владельца);
  • осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присутствии, а при отсутствии согласия — по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием не менее двух понятых. В исключительных случаях — по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее двух понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение 24 часов сообщения о проведенном осмотре с указанием даты, времени проведения осмотра, места, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов;
  • осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых;
  • о проведении осмотра должен быть составлен протокол либо сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания. При этом должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания.

Задержание и доставка правонарушителей

Государственная инспекция также имеет право производить личный досмотр физических лиц, совершивших правонарушения (п. 15.1 Положения), доставлять лиц, совершивших административные правонарушения, протоколы по которым составляют уполномоченные должностные лица ГИ, в органы внутренних дел (п. 15.6 Положения), осуществлять административное задержание физических лиц (абзац 9 ст. 6.3 ПИКоАП).

Статья 8.1 ПИКоАП устанавливает право должностного лица, ведущего административный процесс, проводить личный обыск задержанного, а ст. 8.6 ПИКоАП устанавливает требования при проведении личного обыска: он проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых.

О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Исходя из анализа названных требований, очевидно, что личному обыску предшествует административное задержание физического лица. В соответствии с абзацем 9 ст. 6.3 ПИКоАП должностные лица ГИ уполномочены осуществлять административное задержание физических лиц. Согласно ст. 8.2. ПИКоАП административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 ПИКоАП административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более 3 часов. В исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых содержится в ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП, административное задержание допускается на срок свыше 3 часов, но не более 72. Применительно к деятельности Государственной инспекции это могут быть случаи, когда задержанный совершил одно из правонарушений, предусмотренных ст. 10.5, 23.3, 23.4, 24.4., 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), а именно:

  • мелкое хищение;
  • неповиновение законному требованию должностного лица Государственной инспекции;
  • заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего;
  • уклонение от явки в Государственную инспекцию.

Следует обратить внимание, что п. 15.1 Положения предусматривает право должностных лиц ГИ проводить личный досмотр только тех физических лиц, которые совершили административное правонарушение. В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 ПИКоАП единственным законом, устанавливающим административный процесс на территории Республики Беларусь, является ПИКоАП, однако Кодекс не предусматривает процедуры проведения личного досмотра нарушителей. Следовательно, данное право лежит за рамками административного процесса. Порядок проведения личного досмотра именно должностными лицами Государственной инспекции правонарушителей законодательно не установлен, однако это не значит, что он не урегулирован вообще.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 601 утверждены Правила проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны. Статья 294 Таможенного кодекса Республики Беларусь регламентирует процедуру личного таможенного досмотра. Применяя аналогию закона, можно констатировать, что:

  • перед проведением личного досмотра должностное лицо Государственной инспекции обязано объявить нарушителю о проведении личного досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые предметы;
  • личный досмотр проводится лицом того же пола, что и нарушитель, с участием двух понятых того же пола;
  • личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и ущерба имуществу правонарушителя, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых предметов;
  • при проведении личного досмотра должностное лицо ГИ может требовать предъявить одежду (за исключением нательного белья), производить принудительно снятие необходимых предметов одежды, производить ручное контактное обследование одежды;
  • о проведении личного досмотра составляется соответствующий акт.

При проведении личного досмотра запрещается касаться тела и нательного белья досматриваемого, осуществлять видеозапись личного досмотра.

Составление протоколов

В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП должностные лица Государственной инспекции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении следующих нарушений:

  • нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 10.4 КоАП);
  • мелкое хищение рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций (ст. 10.5 КоАП);
  • нарушение правил торговли озерно-речной рыбой, мясом диких животных, дикорастущими растениями и их частями, в том числе нарушение установленного законодательством порядка их приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки (ст. 12.17 КоАП);
  • нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 15.7 КоАП);
  • нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания (ст. 15.8 КоАП);
  • нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, если в этом нет состава преступления (ст. 15.9 КоАП);
  • нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст. 15.21 КоАП);
  • незаконное уничтожение или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности, за исключением расположенных на землях населенных пунктов (ст. 15.22 КоАП);
  • осуществление лесных пользований в нарушение требований, предусмотренных в лесорубочном билете (ордере) и (или) лесном билете (ст. 15.23 КоАП);
  • нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей (ст. 15.26 КоАП);
  • самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова (ст. 15.28 КоАП);
  • нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение (ст. 15.29 КоАП);
  • загрязнение леса отходами либо сточными водами (ст. 15.30 КоАП);
  • разрушение муравейников, гнезд, нор или других жилищ диких животных, сбор яиц, личинок и куколок муравьев, яиц птиц или добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, а также нарушение иных требований законодательства об охране и использовании животного мира (ст. 15.32 КоАП);
  • добыча рыбы или других водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями и способами, а также иное нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35 КоАП);
  • незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных, принципы которых основаны на использовании электромагнитного поля, звука и других физических эффектов, оказывающих на них воздействие (ст. 15.36 КоАП);
  • охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами, а также иное нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37 КоАП);
  • загрязнение либо засорение вод (ст. 15.51 КоАП);
  • нарушение правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним (ст. 15.52–15.54 КоАП);
  • незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков (ст. 15.57 КоАП);
  • разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП);
  • невыполнение требования, предписания либо представления Государственной инспекции об устранении нарушения (ст. 23.1 КоАП);
  • воспрепятствование должностному лицу Государственной инспекции в проведении проверки, экспертизы, получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению (ст. 23.2 КоАП);
  • воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо Государственной инспекции, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения (ст. 23.3 КоАП);
  • неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица Государственной инспекции при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП);
  • оскорбление должностного лица Государственной инспекции при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5 КоАП);
  • заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений, уклонение от явки в Государственную инспекцию, областную или межрайонную инспекцию охраны животного и растительного мира, ведущую административный процесс (ст. 24.4–24.6 КоАП).

Выдача предписаний

Согласно п. 15.4 Положения Государственная инспекция имеет право составлять по результатам проверок акты и выдавать обязательные для исполнения физическими лицами предписания об устранении в установленные сроки выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования животного и растительного мира, а также причин и условий, способствующих их совершению.

Данное право нацелено на выполнение должностными лицами ГИ не только функций выявления правонарушений, но и предупреждения их совершения в дальнейшем. Следует обратить внимание, что при невыполнении предписания должностного лица Государственной инспекции наступает ответственность по ст. 23.1 КоАП.

Изъятие орудий правонарушения

Право изымать у лиц, нарушающих законодательство в области охраны и использования животного и растительного мира либо совершивших хищение рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций, орудия добычи животных, заготовки дикорастущих растений, транспортные и плавучие средства, устройства и предметы, послужившие орудием правонарушения, незаконно добытую и заготовленную продукцию, а также соответствующие документы закреплено п. 15.5 Положения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП изъятие вещей и документов является мерой обеспечения административного процесса. Статья 8.9 ПИКоАП, устанавливает право должностного лица органа, ведущего административный процесс, изымать:

  • документы, орудия или средства совершения административного правонарушения;
  • вещи, изъятые из оборота;
  • имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация.

Пункт 15.5 Положения фактически конкретизирует перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 8.9 ПИКоАП, с учетом сферы деятельности Государственной инспекции, предоставляя ее должностным лицам право изымать у нарушителей орудия добычи животных, заготовки дикорастущих растений, транспортные и плавучие средства, устройства и предметы, послужившие орудием правонарушения, незаконно добытую и заготовленную продукцию, а также соответствующие документы.

Кроме того, ч. 2 ст. 6.10 КоАП предусматривает специальную конфискацию, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян), следовательно, в соответствии с нормами ст. 8.9 ПИКоАП, должностные лица Государственной инспекции также имеют право изъятия названных предметов в ходе ведения административного процесса.

Следует также обратить внимание на право должностного лица ГИ наложить арест на имущество, которое закреплено в ст. 8.7 ПИКоАП. Являясь согласно п. 3 ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП мерой обеспечения административного процесса, арест имущества в соответствии с ч. 1 ст. 8.7 ПИКоАП применяется в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения. В соответствии с ч. 4 ст. 8.7 ПИКоАП о наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества.

Применение физической силы и специальных средств

Право применять физическую силу и специальные средства, хранить, носить и применять служебное и боевое оружие в порядке, установленном законодательными актами, предоставляет должностным лицам ГИ п. 21 Положения.

В соответствии с п. 245, 248, 249 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, абзацем 27 п. 2, п. 146, 147 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, должностные лица Государственной инспекции в ходе осуществления контроля за ведением охотничьего хозяйства и охоты, рыболовного хозяйства и рыболовства, имеют право применять после предупреждения о намерении применить:

  • физическую силу для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям указанных лиц, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них служебных обязанностей;
  • специальные средства (наручники, средства связывания, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта) для отражения нападения, пресечения неповиновения или сопротивления их законным требованиям при выполнении ими служебных обязанностей, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушение;
  • оружие для отражения нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью граждан, отстрела диких животных нежелательных видов.

Специальные средства и оружие не применяются против женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, которые по возрасту очевидны или известны, за исключением совершения указанными лицами вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Огнестрельное оружие не применяется также при значительном скоплении людей, в направлении огнеопасных, взрывоопасных и содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ).

В случае ранения или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия должностное лицо Государственной инспекции обязано незамедлительно сообщить в ближайший орган внутренних дел и прокурору.

В случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств или оружия невозможно, должностное лицо ГИ обязано стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Глава 3. Права и обязанности водителей

Требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.

В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком;

  • 9.2. по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • 9.3. содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы;
  • 9.4. своевременно представлять на государственный технический осмотр участвующее в дорожном движении и находящееся в его владении механическое транспортное средство, а также прицеп (прицепы) к нему;
  • 9.5. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, а при движении на мотоцикле, мопеде — быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Ремнем безопасности также должно быть пристегнуто лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством.

    Допускается не пристегиваться ремнями безопасности только для:

    — лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению;

    — пассажира транспортного средства оперативного назначения, водителя автомобиля-такси — при движении в населенном пункте;

    — пассажира и водителя с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения;

  • 9.6. не выполнять действий, которые отвлекают его от управления транспортным средством;
  • 9.7. обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров;
  • 9.8. выезжать на дорогу и съезжать с нее, переезжать разделительную полосу, разделительную зону в установленных для этого местах (места, обозначенные соответствующими дорожными знаками, дорожной разметкой, оборудованные ограждающими или направляющими устройствами и т.п.);
  • 9.9. уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора;
  • 9.10. покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства;
  • 9.11. при передаче управления механическим транспортным средством другому лицу убедиться в наличии у него при себе водительского удостоверения (кроме случая обучения управлению механическим транспортным средством);
  • 9.12. предоставлять транспортное средство для освобождения проезжей части дороги от транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии, а также доставлять на управляемом транспортном средстве*:

    — лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в ближайшую организацию здравоохранения по требованию работников правоохранительных органов и организаций здравоохранения;

    — работников организаций здравоохранения для проезда к месту нахождения больного, жизнь которого находится под угрозой;

    — работников правоохранительных органов для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при принятии указанными работниками надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства.

    * Данное требование не распространяется на транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям и гражданам иностранных государств, пользующимся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом.

    Лицо, воспользовавшееся транспортным средством, должно по требованию водителя выдать ему соответствующую справку или сделать запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования соответствующей организации. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства, по требованию владельца транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством;

  • 9.13. обучать управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке только на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения, при наличии у него водительского удостоверения и водительского стажа не менее двух лет.
  • 10. Водителю запрещается:
  • 10.1. управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке транспортного средства до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. В этих случаях сотрудники ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства при отсутствии иной правомерной возможности доставить транспортное средство к месту хранения;
  • 10.2. управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции;
  • 10.3. участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении, с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке (временном номерном знаке) с расстояния 40 метров и менее;
  • 10.4. пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
  • 10.5. двигаться на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве без специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, за исключением тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, въезжающего (въехавшего) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь и превышающего допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу до 10 процентов включительно, или двигаться с нарушением маршрута и условий движения, указанных в специальном разрешении на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь либо в иных документах, определенных Советом Министров Республики Беларусь;
  • 10.6. двигаться на транспортном средстве на гусеничном ходу или с металлическими шипами (кроме ошипованных шин) по дороге общего пользования с усовершенствованным покрытием.
  • 11. Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством другому лицу:
  • 11.1. не имеющему при себе водительского удостоверения;
  • 11.2. не убедившись, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
  • 12. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки:
  • 12.1. сотрудникам ГАИ:
  • 12.1.1. водительское удостоверение;
  • 12.1.2. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему или паспорт транспортного средства (его шасси), произведенного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом (далее — паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства);
  • 12.1.3. документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра (за исключением транспортного средства, ранее не зарегистрированного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом);
  • 12.1.4. документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор внутреннего страхования, либо договор комплексного внутреннего страхования, либо договор пограничного страхования, либо договор страхования «Зеленая карта», действительный на территории Республики Беларусь);
  • 12.1.5. разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством (за исключением водителя транспортного средства оперативного назначения);
  • 12.2. должностным лицам, указанным в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, — документ, удостоверяющий его личность, или водительское удостоверение, а должностным лицам Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций при осуществлении ими возложенных на указанную инспекцию функций также документ, указанный в подпункте 12.1.2 настоящего пункта.
  • 13. Водители механических транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, также обязаны иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ, должностным лицам Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций транспортные и иные документы, предусмотренные законодательными актами.

    Другие должностные лица имеют право проверки документов у водителей механических транспортных средств только в случаях, предусмотренных законодательными актами для осуществления функций, возложенных на соответствующие государственные органы.

  • 14. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь:
  • 14.1. документы, указанные в подпунктах 12.1.3 (в случае управления транспортным средством, зарегистрированным в Республике Беларусь), 12.1.4 и 12.1.5 пункта 12 настоящих Правил;
  • 14.2. национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 года (далее — Конвенция), а в случае несоответствия требованиям Конвенции — национальное водительское удостоверение с заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь;
  • 14.3. свидетельство о регистрации транспортного средства, соответствующее требованиям Конвенции, — в случае управления транспортным средством, не зарегистрированным в Республике Беларусь и временно находящимся на ее территории;
  • 14.4. на транспортном средстве регистрационные знаки, выданные компетентным органом государства, в котором оно зарегистрировано.
  • 15. Водитель механического транспортного средства, оборудованного тахографом, обязан представлять по требованию сотрудников ГАИ, должностных лиц Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций:
  • 15.1. при аналоговом тахографе — регистрационные листки (тахограммы);
  • 15.2. при цифровом тахографе — карточку водителя, распечатки с тахографа, регистрационные листки (тахограммы), предоставить доступ к тахографу;
  • 15.3. свидетельство о поверке (калибровке) тахографа.
    • ПДД он-лайн
    • ПДР на Беларускай мове
    • Rules of the road
    • ПДД для Android
    • ПДД для iPhone
    • ПДД в формате FB2
    • Стаж водителя
    • Административная ответственность
    • Уголовная ответственность
    • История Правил
    • Последние изменения в ПДД
    • Правила дорожного движения
      • Глава 1. Общие положения
      • Глава 2. Общие права и обязанности участников дорожного движения
      • Глава 3. Права и обязанности водителей
      • Глава 4. Права и обязанности пешеходов
      • Глава 5. Обязанности пассажиров
      • Глава 6. Права и обязанности водителей и других лиц в особых случаях
      • Глава 7. Сигналы регулировщика и светофоров
      • Глава 8. Применение аварийной световой сигнализации, знака аварийной остановки, фонаря с мигающим красным светом
      • Глава 9. Маневрирование
      • Глава 10. Расположение транспортных средств на проезжей части дороги
      • Глава 11. Скорость движения транспортных средств
      • Глава 12. Обгон, встречный разъезд
      • Глава 13. Проезд перекрестков
      • Глава 14. Пешеходные переходы и остановочные пункты маршрутных транспортных средств
      • Глава 15. Преимущество маршрутных транспортных средств
      • Глава 16. Железнодорожные переезды
      • Глава 17. Движение по автомагистрали
      • Глава 18. Движение в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории
      • Глава 19. Остановка и стоянка транспортных средств
      • Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах
      • Глава 21. Движение гужевых транспортных средств, всадников и прогон скота
      • Глава 22. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств
      • Глава 23. Перевозка пассажиров
      • Глава 24. Перевозка грузов
      • Глава 25. Буксировка механических транспортных средств
      • Глава 26. Основные положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование
      • Глава 27. Обязанности должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
    • Приложение 1. Дорожные светофоры
    • Приложение 2. Дорожные знаки
    • Приложение 3. Дорожная разметка
    • Приложение 4. Перечень неисправностей
    • Приложение 5. Опознавательные знаки транспортных средств

    © ООО «Новый поворот», 2007—2018. Обратная связь
    Перепечатка материалов сайта только после согласования

    Смотрите еще:

    • Глава доверенность в гк рф Статья 185. Общие положения о доверенности 1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. 2. Доверенности […]
    • Доля ребенка в квартире опека Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать […]
    • П179 гк рф Порядок использования тары Вопрос-ответ по теме Является ли пустая тара, которая является собственностью покупателя и возвращающаяся поставщику для новой поставки оформляться м-15 или торг-12? Можно оформить […]
    • Договор на оказание платных услуг в школе Договор на оказание платных услуг в школе Договор об оказании платных образовательных услуг об оказании платных образовательных услуг г. Саратов «____»_________20 […]
    • Выписка из единого госреестра прав на недвижимое имущество Выписка из единого госреестра прав на недвижимое имущество Информация из Государственного реестра прав предоставляется государственным регистратором прав на недвижимое имущество органа государственной […]
    • Отпуск по тк рф сколько дней На сколько оплачиваемых дней отпуска в году может рассчитывать работник Ежегодный оплачиваемый отпуск — это право на отдых, которое гарантирует Конституция РФ каждому гражданину. О том, что право отдохнуть […]
    • Судебная практика по ч 1 ст327 ук рф Судебная практика по ч 1 ст327 ук рф по результатам изучения судебной практики по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных […]
    • Купить гражданский кодекс рф с комментариями Гражданский кодекс РФ на 28.10.2018 г. Аннотация к книге "Гражданский кодекс РФ на 28.10.2018 г" Настоящее издание содержит текст Гражданского кодекса Российской Федерации (первая, вторая, третья и четвертая […]