44 фз 93 статья аренда

Оглавление:

О заключении договоров аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, являющихся государственным (муниципальным) имуществом

О заключении договоров аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, являющихся государственным (муниципальным) имуществом.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

С учетом изложенного, если заказчик получает право на заключение договора аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в случае, указанном в части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, соответствующий договор заказчик заключает на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также Минэкономразвития России отмечает, что согласно части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, должны соответствовать указанному закону.

Ознакомиться с текстом письма можно в разделе настоящего сайта «Регулирование контрактной системы в сфере закупок», подраздел «Нормативно-правовая база», вкладка «Разъяснения».

В соответствии с требованиями действующего законодательства государственное унитарное предприятие с 01.01.2017 осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Предприятию требуется арендовать помещение. Вправе ли предприятие осуществить заключение указанного договора без проведения конкурентных закупочных процедур? В каком порядке должен заключаться договор на возмещение коммунальных услуг в арендуемых помещениях (условиями договора аренды предусмотрено заключение самостоятельного договора на возмещение коммунальных услуг)? Вправе ли предприятие заключать договор аренды на основании п. 32 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом того, что данный пункт предусматривает нужды РФ, субъекта, муниципальные нужды, а предприятие является коммерческой организацией?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственное унитарное предприятие вправе заключить договор аренды нежилого помещения без проведения конкурентных процедур по указанному в вопросе основанию.
По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
1. Согласно п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) к случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее также — закупки) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Понятия федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в Законе N 44-ФЗ не определены. Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением отдельных федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ для целей этого Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В свою очередь, под заказчиком понимается как государственный или муниципальный заказчик, так и бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона).
По смыслу приведенных норм государственными нуждами являются потребности в товарах, работах или услугах, обеспечиваемые в том числе путем осуществления закупок государственными унитарными предприятиями (далее также — ГУП, предприятия).
Поэтому на предприятия распространяются в том числе положения ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения Закона N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Этот вывод косвенно подтверждается письмом Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257, в котором указано, что положения п.п. 23, 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ распространяются на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
2. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Законе N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N Д28и-2356, от 08.09.2016 N Д28и-2470, от 15.07.2016 N Д28и-2521, от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 30.04.2014 N Д28и-734). Из письма Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 также следует, что специалисты этого министерства считают возможным возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется. Отметим также, что возможность осуществления закупки, направленной на приобретение услуг связи, п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает вовсе.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который по сфере своего применения практически идентичен Закону N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Возмещение заказчиками по Закону N 44-ФЗ коммунальных платежей третьим лицам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выбор способа обоснования начальной цены контракта

Мы краевое казенное учреждение. заключаем договор аренды части нежилого здания по п.32 ст. 93 44 ФЗ. Денежные лимиты нам доводятся ежегодно в рамках 44 предусмотрено, что контракты на один финансовый год. Аренда предполагается долгосрочная. Сумма контракта является твердой. Соответственно мы контракт можем заключить только на 11 месяцев (без регистрации)? И еще какой способ обоснования начальной (максимальной) цены контракта применить?

Ответы юристов (3)

т.к. ч. 3 ст. 93 44-ФЗ не освобождает вас от документально оформленного отчета, то обосновывать вы должны не только цену, но и невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также иные существенные условия контракта. из всех методов определения цены, предусмотренных 22 статьей приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. можно попробовать затратный, если сможете просчитать конечно. казенное учреждение имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных лбо, а раз лбо на год, значит и контракт на год

Есть вопрос к юристу?

уточнение, бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Статья 651. Форма и государственная регистрация договора аренды здания или сооружения
2. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Статья 192. Окончание срока, определенного периодом времени
1. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Если аренда будет на 11 месяцев 29 дней то регистрировать также не надо!

И еще какой способ обоснования начальной (максимальной) цены контракта применить?
Елена

Если Вы находитесь в населенном пункте в котором сдают в аренду помещения — то используйте метод сопоставления рыночных цент и всё!

С Уважением! Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Без вариантов. Когда поставщик действительно единственный

В некоторых случаях при проведении госзакупок возникают ситуации, когда наличие единственного поставщика не свидетельствует о том, что закупка искусственно подгоняется под определенного участника торгов и нарушается основной принцип контрактной системы – конкурентность.

Наоборот, как раз именно требование закона о состязательности в данных закупках выглядит формальной и ненужной процедурой. Закон № 44-ФЗ предполагает такие ситуации и делает исключения, разрешая закупки у единственного поставщика, но не всегда. Иногда заказчику приходится имитировать конкурсные процедуры, добиваясь признания торгов несостоявшимися и заключения договора с единственным заявившимся участником. Рассмотрим и тот, и другой варианты на конкретных примерах.

Как муниципальному заказчику, строящему жилой дом, осуществить закупку коммуникационных сетей, построенных и введенных в эксплуатацию поставщиком по конкретному адресу строительства дома?

Обществом с ограниченной ответственностью по конкретному адресу построены и введены в эксплуатацию коммуникационные сети (освещение, газ, вода) стоимостью более 100 тыс. руб. Муниципальному заказчику необходимо купить данные сети для дальнейшего строительства жилого дома. Статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такая закупка не предусмотрена. Каким способом определения поставщика заказчик должен осуществлять такую закупку?

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.

Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого закона. Из всех перечисленных в этом перечне оснований для заключения контракта с единственным контрагентом, использование которого принципиально возможно в приведенной ситуации, на наш взгляд, предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Согласно указанному пункту, с единственным контрагентом может быть заключен контракт, предметом которого является приобретение для обеспечения муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном местной администрацией.

Соответственно, если указанные в вопросе сети могут быть отнесены к перечисленным видам имущества, они могут быть приобретены на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии принятия местной администрацией соответствующего решения. Схожая позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 19.09.2014 № Д28И-1836.

Иные основания для приобретения коммуникационных сетей стоимостью более 100 тыс. руб. без проведения конкурентных процедур Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. Поэтому, несмотря на то что при изложенных в вопросе обстоятельствах организация конкурентных процедур практически лишена смысла, осуществление закупки без использования одного из таких способов не соответствует Закону № 44-ФЗ. Поэтому в приведенной ситуации заказчику необходимо определять продавца коммуникационных сетей, используя конкурентные способы (в рассматриваемом случае это может быть конкурс, электронный аукцион или, при соблюдении ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ, запрос котировок). И лишь в случае признания соответствующего способа определения контрагента несостоявшимся закупка при определенных обстоятельствах может быть осуществлена в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Может ли казенное учреждение арендовать нежилое помещение у единственного контрагента?

Возможно ли заключение государственного контракта на аренду нежилого помещения казенным учреждением, выступающим по такому договору арендатором, с единственным контрагентом (то есть без проведения конкурентных процедур) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Прежде всего, следует отметить, что, исходя из положений ч. 1 ст. 1, п. 3, 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, государственные и муниципальные казенные учреждения являются государственными и муниципальными заказчиками, обязанными руководствоваться Законом № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ, закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона №44-ФЗ, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, заказчик обязан проводить электронный аукцион, кроме случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений (возможность заключения договора аренды недвижимого имущества по итогам проведения запроса предложений, как видно из ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, законодательство не предусматривает), осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ. Услуги, связанные с недвижимым имуществом (код 70 по ОКПД, включающий услуги по сдаче в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе служебных помещений (код 70.20.12.000 по ОКПД)), включены в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019 р. Таким образом, договор аренды помещения может быть заключен учреждением либо по итогам проведения электронного аукциона, либо с учетом требований Закона № 44-ФЗ по итогам проведения запроса котировок или осуществления закупки у единственного контрагента.

В свою очередь, осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. К таким случаям относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В связи с этим надо пояснить, что ни Закон № 44-ФЗ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона), не раскрывают понятия «государственные нужды», «федеральные нужды», «муниципальные нужды» и т.п. В то же время, согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей этого закона признается государственный или муниципальный заказчик либо, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, осуществляющее закупки. При этом, как видно из п. 5–6 ст. 3 этого закона, казенные учреждения отнесены к государственным и муниципальным заказчикам. Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона № 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных казенных учреждений рассматриваются как государственные и муниципальные. Соответственно, договор аренды помещения может быть заключен казенным учреждением, выступающим по такому договору в качестве арендатора, с единственным контрагентом (то есть без проведения конкурентных процедур) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Является ли закупкой оказание преподавателем платных услуг по проведению учебных занятий в бюджетном учреждении дополнительного образования детей (школе) и каким образом можно с ним заключить договор по Закону № 44-ФЗ?

Бюджетное учреждение дополнительного образования детей (школа) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Преподаватель школы оказывает платные услуги по проведению учебных занятий. С ним заключен договор возмездного оказания услуг на учебный год. Является ли закупкой услуга, заключенная с преподавателем? По какому пункту ст. 93 ФЗ-44 учреждение имеет право заключить с ним до говор? Каким методом предпочтительно обосновать начальную (максимальную) цену контракта при заключении данного договора?

Во-первых, как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ, он регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

По смыслу положений Закона №44-ФЗ (в частности, п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые признаются заказчиками, любых возмездных гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих приобретение ими товаров, работ или услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот закон не применяется.

Из п. 4 ст. 3 ФЗ-44 следует, что участником закупки наряду с любым юридическим лицом может быть и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, указанный закон в полном объеме распространяется на заключаемые заказчиками гражданско-правовые договоры (контракты), поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по которым выступают физические лица.

Таким образом, заключение и исполнение указанного в вопросе договора с физическим лицом представляет собой закупку, которая должна осуществляться учреждением в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ-44, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 ФЗ-44, выбирает в соответствии с положениями гл. 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 ФЗ-44, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.

Как видим, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых дан в ч. 1 ст. 93 этого закона.

Системный анализ ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 показывает, что для большинства указанных в ней случаев осуществления закупки у единственного контрагента требуется наличие специального основания. Таким основанием могут быть особенности товаров, работ, услуг, специальное правовое регулирование какого-либо рынка, специальный статус контрагента, особенность ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 и 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. В связи с этим необходимо отметить, что Минэкономразвития России в письмах от 12.08.2011 № Д02-6231, от 07.09.2011 № Д28-326 указало, что разные пункты ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливают самостоятельные основания для заключения контракта с единственным контрагентом. Вполне резонно, что ввиду схожести правового регулирования в этой части приведенные разъяснения остаются актуальными и применительно к отношениям, ныне регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это вытекает из самого характера исключительности закупки у единственного контрагента.

Поэтому из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что каждое из оснований, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является самостоятельным и закупка преподавательских услуг у единственного контрагента должна осуществляться по основанию, предусмотренному п. 33 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (даже в том случае, если цена указанного в вопросе контракта не превышает предельных значений, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44).

В-третьих, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются и обосновываются посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Иными словами, заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ, предусмотренное этой нормой требование о необходимости обоснования при закупке у единственного контрагента невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, цены и иных существенных условий контракта не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного контрагента по основанию, предусмотренному п. 33 ч. 1 этой статьи.

Таким образом, в силу прямого указания Закона № 44-ФЗ заказчик не обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ни в самом контракте, ни в отдельном отчете. На это указано и в п. 38 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889.

Закупка услуг по аренде

Вопрос-ответ по теме

Планируется закупка услуг по аренде по участию федерального ведомства в международной выставке г. Москве. Можно ли осуществить данную закупку по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если в Вашем вопросе речь идет о закупке на оказание услуг по аренде, то, да, заказчик вправе осуществить такую закупку на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Так как возможность осуществления такой закупки предусмотрена положениями п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Закупка услуг по аренде помещения

Смотрите еще:

  • Можно ли заключить договор по 44-фз или только контракт В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ был заключен договор c монополистом на поставку электроэнергии (на год). Заказчик приобрел количество электроэнергии, стоимость которого равна цене […]
  • Спб юридические консультации во фрунзенском районе Юридические фирмы, Фрунзенский район, СПб Юридическая фирма КОЛЛЕГИЯ ПАВЛОВА 7-812-715-06-19 7-812-702-72-54 192007, Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 171, вход со двора Юридическая фирма ВЕРДИКТ ОПТИМА […]
  • Статья 32 фз 44 Госзаказчики не смогут самостоятельно устанавливать критерии оценки при запросе предложений С 14 августа при проведении запроса предложений госзаказчики будут не вправе устанавливать свои критерии оценки […]
  • Положение об оплате труда или коллективный договор Положение об оплате труда или коллективный договор 1.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ И ТРУДОВОЙ ДОГОВОРЫ, ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА В соответствии со ст. 135 ТК РФ к внутренним […]
  • Воинская часть амурская область екатеринославка Войсковая Часть 21720 информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Проверки ФССП Связи […]
  • Может ли следователь закрыть дело Может ли следователь закрыть дело по ст. 139 УК РФ, если подозреваемая не выходит на связь? Может ли следователь закрыть дело по ст 139 УК РФ, если подозреваемая не выходит на связь и уклоняется от […]
  • Ооо авторское право гладков ООО "Авторское Право" информация актуальна на 01.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж ФССП Связи ОКВЭД […]
  • Ст 88 нк рф п2 Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета В рассмотренном примере организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в […]