29 закон о милиции

Стаття 29. Вимоги до поліцейського заходу

Про Національну поліцію

  • перевірено сьогодні
  • закон від 31.08.2018
  • вступив у чинність 02.07.2015

Ст. 29 Про поліцію в останній чинній редакції від 2 липня 2015 року.

Нові не набрали чинності редакції статті відсутні.

Розділ V. Поліцейські заходи

Стаття 29. Вимоги до поліцейського заходу

1. Поліцейський захід — це дія або комплекс дій превентивного або примусового характеру, що обмежує певні права і свободи людини та застосовується поліцейськими відповідно до закону для забезпечення виконання покладених на поліцію повноважень.

2. Поліцейський захід застосовується виключно для виконання повноважень поліції. Обраний поліцейський захід має бути законним, необхідним, пропорційним та ефективним.

3. Обраний поліцейський захід є законним, якщо він визначений законом. Поліцейському заборонено застосовувати будь-які інші заходи, ніж визначені законами України.

4. Обраний поліцейський захід є необхідним, якщо для виконання повноважень поліції неможливо застосувати інший захід або його застосування буде неефективним, а також якщо такий захід заподіє найменшу шкоду як адресату заходу, так і іншим особам.

5. Застосований поліцейський захід є пропорційним, якщо шкода, заподіяна охоронюваним законом правам і свободам людини або інтересам суспільства чи держави, не перевищує блага, для захисту якого він застосований, або створеної загрози заподіяння шкоди.

6. Обраний поліцейський захід є ефективним, якщо його застосування забезпечує виконання повноважень поліції.

7. Поліцейський захід припиняється, якщо досягнуто мети його застосування, якщо неможливість досягнення мети заходу є очевидною або якщо немає необхідності у подальшому застосуванні такого заходу.

Европейская правда

Появление украинской полиции уже стало самым ярким доказательством проведения реформ в стране.

Но полностью новая структура соответствует стандартам ЕС?

Как государство-член Совета Европы, Украина обязана приводить свое законодательство в соответствие с европейскими стандартами. В сфере деятельности полиции следует ориентироваться, в частности, на практику Европейского суда по правам человека и положения Европейского кодекса полицейской этики.

В процессе реформы МВД парламентом приняты новые законы о Национальной полиции и органах внутренних дел.

Эти документы перед их принятием стали предметом анализа экспертов Совета Европы, результатом чего стали Комментарии Генерального директората по правам человека и верховенства права СЕ.

Закон «Об органах внутренних дел» подвергся определенной критике со стороны европейских экспертов, а не был воспринят украинским экспертным сообществом. Следствием этого стало его ветирование президентом Украины.

Закон о Национальной полиции признан «детальным и комплексным документом, в частности, в том, что касается кадровых вопросов«. Однако и к нему у европейских экспертов нашлось 29 замечаний и рекомендаций. Остановлюсь лишь на принципиальных моментах.

Неясные структура и полномочия

Прежде всего, европейцы не поняли, для чего в системе Министерства внутренних дел учреждения здравоохранения. По их мнению, такой подход нетипичен.

«Возможно, это продолжение традиции предоставления медицинского обслуживания еще с советских времен, — говорится в Комментариях, – однако такой порядок должен быть пересмотрен с учетом необходимости рационального использования средств с одновременным обеспечением надлежащего медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел».

Второй важный момент, на который обратили внимание эксперты, это отсутствие определения полномочий и четкой структуры подразделений полиции, что является нарушением принципа законности.

Сейчас в статье 13 Закона есть лишь перечень подразделений, входящих в состав Национальной полиции:

— органы досудебного расследования;

— полиция особого назначения.

Без описания полномочий этих структурных единиц непонятно, чем они будут заниматься.

Чем «специальная полиция» будет отличаться от «полиции охраны» и «полиции особого назначения»?

Такое замечание направлено на защиту прав лиц, которые должны понимать, какие же функции выполняет то или иное подразделение полиции. Поэтому следует определить функции в общедоступном документе.

По их мнению, также стоит конкретизировать структуры, входящие в состав центрального органа управления полиции. Ведь чрезмерная концентрация власти в руках руководителя Национальной полиции не соответствует «развитию демократической культуры в украинской полиции и не отражает в полной мере принципы, определенные статьями 17 (четкая подчиненность) и 18 (эффективные структуры полиции) Европейского кодекса полицейской этики».

Конкурс – и для генералов

Отдельное внимание специалисты обратили на то, что не на все полицейские должности избираются по конкурсу. Статья 52 Закона предусматривает, что конкурс обязательно проводится только на должности младшего состава среди лиц, которые впервые принимаются на службу.

Хотя и правительственная Стратегия развития органов внутренних дел и Коалиционное соглашение парламентских фракций 2014 года предусматривают повсеместное применение конкурсного порядка занятия должностей в полиции, включая руководящие.

Поэтому одна из рекомендаций Совета Европы к закону предусматривает, что повышение в звании и другие формы продвижения полицейских по службе следует проводить на конкурсной основе.

При этом замечания касаются сохранения милитаристских специальных званий – генералов, полковников, майоров, лейтенантов, что идет вразрез с европейской тенденцией к формированию гражданского характера полицейской службы.

В Европе такого нет. Так, в Испании и Франции для полицейских используются такие звания, как «агент», «инспектор», «комиссары» и «главные комиссары», в Дании – «ассистент полиции» и «вице-инспектор полиции», в Германии – «мастер полиции», «комиссар полиции», «главный комиссар полиции» и «советник полиции».

Нечто подобное эксперты советуют ввести и в украинской полиции.

Ведь полицейские – это гражданские служащие, которые носят оружие и другие специальные средства, могут их применять, но не являются военными.

Поэтому здесь следует изменить не только название званий, но и сам подход к пониманию функций и задач полиции в демократическом обществе.

Не обошли вниманием специалисты и то, что в Украине президент имеет «значительные и чрезмерные полномочия» в этом вопросе, в частности, присваивает звание генерала полиции.

По мнению европейских экспертов, глава государства как верховный главнокомандующий не должен иметь отношения к полиции, которая является гражданским органом.

Непропорциональное применение полицейских мер

Другая часть положений, к которым есть замечания, касается защиты прав человека во время применения полицейских мер и средств.

В частности, речь идет о процедуре проверки документов – основания осуществления такой проверки, по мнению европейцев, являются необоснованными и требуют уточнений.

Такие же предложения были высказаны к процедуре изъятия имущества, ограничению передвижения и проникновению в частное владение.

Формирование полицией баз данных и хранения в них информации не ограничено никакими сроками, хотя их следует определить. А таких баз данных на основании статьи 26 Закона будет вестись аж 18.

Например, информация из базы данных выявленных административных правонарушений и лиц, совершивших эти нарушения, должна храниться в течение года, а после этого безусловно уничтожаться. Это сделает невозможным использование указанных сведений в незаконных целях.

Эксперты отметили: «Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что единственное общее правило в отношении неограниченного хранения различных категорий персональной информации противоречит статье 8 Европейской конвенции».

Большое число замечаний касается принципов применения полицией огнестрельного оружия.

Основным правилом его использования является угроза жизни или серьезной травмы полицейскому или другому лицу. Но формулировки, которые содержатся в нашем законе, не всегда соответствуют этому правилу.

Европейский суд по правам человека четко определил, что опасная для жизни сила не может быть применена к человеку, который пытается сбежать от задержания или во время задержания, если только он не подозревается в намерении непосредственно совершить акт насилия.

Не в восторге европейцы и от того, что украинским законодательством для предотвращения опасности для жизни полицейского, ему разрешается стрелять в нижнюю часть тела человека. Такая практика может привести к травмированию других людей.

Представляют проблему и положение, позволяющее использование огнестрельное оружие без предупреждения для «подачи сигнала тревоги или вызова вспомогательных сил», поскольку любые выстрелы в воздух могут привести к ранению или смерти.

Свое внимание европейцы акцентируют и на применении водометов.

В статье 45 Закона о Национальной полиции появилась новая норма, согласно которой запрещается использование водометов при температуре воздуха ниже +10 по Цельсию. Но в то же время отсутствует указание максимально возможного давления высвобождения воды, что является недостатком.

Ведь от того, какой будет сила струи, зависит уровень повреждений людей, которые попадут под нее. Так что это нужно исправлять.

Стоит отметить – все упомянутые недостатки в законе неоднократно подчеркивались во время его доработки ко второму чтению в парламенте.

Но парламентское большинство решило не прислушиваться к мнению национальных экспертов. Прислушается ли оно к позиции европейских экспертов – увидим в ближайшее время.

Решение в этом случае простое: изменения в закон о Национальной полиции согласно Стратегии развития органов внутренних дел и Коалиционному соглашению будут означать приведение законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

Вступил в силу Закон, вернувший соцгарантии бывшим милиционерам

Сегодня, 29 декабря, вступил в силу Закон № 900-VIII относительно обеспечения гарантий социальной защиты бывших работников органов внутренних дел Украины и членов их семей, принятый Верховной Радой 23 декабря.

В ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» устанавливается, что пенсия перерасчитывается при изменении размера видов денежного обеспечения или при введении новых не только на момент назначения пенсии, но и на момент выплаты. Перерасчет пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Украины (милиции), которые имеют право на пенсионное обеспечение или получают пенсию на условиях настоящего Закона, осуществляется с учетом видов денежного обеспечения, ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством для полицейских.

Также внесены изменения в Заключительные и переходные положения Закона «О Национальной полиции». Установлено, что за бывшими сотрудниками милиции, в том числе пенсионерами, а также членами их семей, другими лицами сохраняются льготы, компенсации и гарантии, предусмотренные настоящим Законом для бывших полицейских, членов их семей, других лиц.

Право на получение единовременного денежного пособия, других выплат, предусмотренных Законом «О милиции», сохраняется и осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона «О Национальной полиции».

Статья 29. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции

Все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.

В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации оснований для выплат указанных единовременных пособий в случаях, установленных настоящей статьей, выплата осуществляется по одному основанию, по выбору получателя.

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции

1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Смотрите еще:

  • Материнский капитал в 2016 году на 2 ребенка сумма Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках […]
  • Как купит дачу юрист Как переоформить дачный дом в жилой: советы юристов Перевести дачный домик в категорию жилого стало проще. Правительство отменило целый ряд ненужных требований при оформлении документов. Недавно заместитель […]
  • Гражданский кодекс рф часть первая издательство Полный список изданий и произведений книги «Гражданский кодекс Российской Федерации» Настоящее издание содержит текст Гражданского кодекса Российской Федерации по состоянию на 15 декабря 2015 года с […]
  • Будет ли индексироваться материнский капитал в 2016 Минфин: размер материнского капитала в 2016 году индексироваться не будет МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Размер материнского капитала в РФ в 2016 году может остаться на уровне 2015 года. Об этом говорится в […]
  • Гк рф фз от 08082001 n 129-фз Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица См. […]
  • Единовременная выплата по смерти родственника Полагается ли пособие при смерти близкого родственника военнослужащему? Скажите, пожалуйста, положены ли выплаты или пособие при смерти близкого родственника (отца) военнослужащему по контракту. И что для […]
  • Гражданский кодекс часть вторая в редакции Гражданский кодекс часть вторая в редакции Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Политические права и обязанности граждан россии Образовательный портал - все для студента юриста. V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве […]